Учебный центр ООО «КАМСС» готовит рабочие кадры по профессиям, востребованным на рынке труда во многих отраслях промышленности. Идеология центра- клиенториентированный подход, оперативность и высокое качество в предоставлении образовательных услуг. Занятия проводятся по современным технологиям на компьютерах, с помощью автоматизированной обучающе-контролирующей системы "ОЛИМП:ОКС".
Вместе с руководителем центра – Корнеевым Юрием Владимировичем мы размышляем о том, как готовить современных специалистов рабочих специальностей.
- Юрий Владимирович, расскажите, как проходит обучение в вашем центре.
- В год мы обучаем около 100 человек, специалистов кашей компании «КАМСС». Если учесть, что в целом в компании работает примерно тысяча сто человек, то, согласитесь, это неплохое число обученных. Плюс к нам обращаются для обучения своих работников наши партнеры.
Мы обучаем по рабочим специальностям, но получают они квалификацию техников. Они получают диплом техника по ремонту транспортных технологических машин и оборудования. Современное оборудование очень сложное. Для того, чтобы выполнять какие-то сложные трудовые операции, безусловно, нужно знать сам двигатель. Современные двигатели меняются довольно быстро, раз три года примерно. Специалисту все время надо быть в курсе всех этих изменений. Квалификация работников должна быть очень высокая. Например, у нас есть категория работников, которая осуществляет выездной сервис. Фактически человек имеет со собой на выезде набор инструментария и диагностическое оборудование. Он должен принять решение о ремонте прямо на месте. Затем аттестация позволяет им двигаться дальше, учиться, делать карьеру.
|
- С какой целью компания создала свой учебный центр? Может, выгоднее заключать договора на подготовку с уже имеющими в городе учебными заведениями?
- Мы являемся официальными дилерами компании «КАМСС», поэтому для нас важно соблюдать все рабочие стандарты этой фирмы. Вплоть до формы одежды, я уж не говорю о технологических процессах. У них жесткие требования к подготовке рабочих. У фирмы есть учебный центр в Москве. По отдельным направлениям подготовки обучать рабочих имеют право только преподаватели московского центра, например, дизель генераторные установки, пневматические двигатели и т.д. Другим профессиям мы обучаем сами, в Новокузнецке. Центр мы создали, чтобы соответствовать требованиям «КАМСС», с одной стороны. С другой, наш руководитель довольно серьезно относится к повышению квалификации сотрудников. Если сам что-то увидит новое, сразу предлагает внедрять. Мы в этом году в Сколково неожиданно съездили, на обучение инновационным технологиям. Послушали умных людей.
Мы работаем с техникумами, с новокузнецким строительным техникумом, с двумя хакасскими учебными заведениями: технический колледж и сельскохозяйственный аграрный колледж. Для селькохозяйственной части нашей компании готовим трактористов, комбайнеров, специалистов в области обслуживания техники. Мы сотрудничаем: помогаем в укреплении материально-технической базы.
В этом году мы вводим такую достаточно интересную форму работы. Ребята из строительного техникума проходили у нас технологическую практику в течение 12-ти недель. Они, обучаясь в техникуме, будут устраиваться на рабочие места. Таких уже 4 человека. Мы гарантированно будем сопровождать ребят до армии и обещаем им рабочие места после армии. Если они захотят учиться дальше, мы будем сопровождать их, помогать.
|
Вот такая есть идея. Апробируем эту модель. Мы ее, честно говоря, подсмотрели в Первоуральске, в учебном центре Первоуральского новотрубного завода. Они эту систему взаимодействия с техникумом очень хорошо отработали. Учебный центр завода и металлургический техникум образуют единое образовательное пространство. У них ребята уже, начиная со второго курса, втягиваются в производственный процесс. Студенты с 8 до 14-00 работают на заводе, а с 14 до 17-00 обучаются теории. Завод доплачивает педагогам. Учащиеся пользуются всеми благами и услугами, которые завод предоставляет своим работникам.
Сам собственник каждый месяц обязательно приезжает в учебный центр, собирает всех руководителей на совещание о проблемах учебы. У них развита система наставничества. Все руководители, начиная от первых руководителей и сам управляющий директор, являются наставниками кого-то из студентов. На первоуральском новотрубном заводе существует еще одна интересная система переподготовки работников. Все руководители, начиная от высшего топ-менеджмента каждый год защищают курсовые работы по своим направлениям работы. Они постоянно учатся. Там реально человек может показать все свои знания, умения, навыки.
Мы с Томским государственным архитектурно-строительным университетом сотрудничали, с кафедрой пневматики и гидравлики. Они к нам приезжали, лекции читали. Зав.каферой пневматики и гидравлики – один из лучших специалистов-гидравликов в нашей стране. Мы не ограничены, если нам нужен какой-то специалист для подготовки рабочих в учебном центре, то директор идет навстречу, и по оплате этого специалиста, и по размещению. Мы можем приглашать и приглашаем серьезных специалистов.
|
- Хорошо, когда предприятие может содержать свой учебный центр. А что делать предприятиям среднего бизнеса, у которых ежегодны потребность в обучении - 1-2 специалиста?
- У нас в Центре есть лицензия на право осуществлять обучение по программам дополнительного образования детей и взрослых по направлению автомобильного транспорта. Мы можем выдавать дипломы о профессиональной переподготовке. К нам могут обратиться любые фирмы и обучать у нас своих работников. Мы это уже делаем. Например, обучили рабочих с одного из междуреченских разрезов - около 70 человек. Вот и деньги. Месяц с ними позанимались, хорошо заработали. Планируем в будущем выйти на частичное самофинансирование работы Центра.
- Говорят, что будущее за дистанционным обучением. Вы с этим согласны?
- Нет, думаю, что нет. Да, сейчас, все знания открыты и доступны. Но подход, когда есть педагог, который может достаточно понятно и эффективно объяснить лично, не заменит никакое дистанционное обучение. Мы пробовали учить только дистанционно. Но, когда начинам аттестовывать таких рабочих на местах, то проявляется очень много пробелов. Сейчас мы совмещаем: на две недели ученики приезжают сюда в Центр, занимаются очно, а часть теории могут прочитать сами дистанционно. Результат намного лучше.
- Как вы оцениваете систему высшего образования в Новокузнецке?
- Мне трудно судить объективно. Я мало знаю о вузах города, больше работал с техникумами. Но я четыре года подряд езжу на Московский международный салон образования. Там, как раз, и рассматриваются вопросы развития всех уровней образования. В чем состоят мировые тенденции в образовании? Вузы перестают быть центрами для подготовки специалистов. Это уже прогнозные центры, это центры, которые непосредственно связаны с развитием науки. Для них подготовка специалистов – это уже не та цель, на которую ориентировано высшее образование. Это в чистом виде наука. Это не подготовка специалистов высшей категории.
Для обучения прикладным вещам достаточно уровня бакалавриата. С этим могут справить техникумы и колледжи. Может быть, где-то высшая школа и занимается подготовкой высших профессиональных кадров, например, магистрантов или аспирантов. В нашем городе, наверное, это не происходит.
Я не знаю, что будет вообще в сфере образования Новокузнецке. Уже сейчас есть отток ребят, которые хотят получить серьезное образование. Думаю, что это будет продолжаться. Идея закрытия всяких разных небольших филиалов вузов, наверное, это правильное решение. Я помню 70-е годы. В Кузбассе было семь вузов, и хватало. И качество подготовки было очень хорошее. Те выпускники, кто не попадал в высшие учебные заведение, создавали общий, достаточно приличный интеллектуальный фон для техникумов. Если сравнивать качественный состав абитуриентов 15-20 лет назад и сейчас, то это небо и земля.
- Юрий Владимирович, у вас есть опыт работы в системе подготовки кадров еще советского времени. Как вы думаете, что изменилось в содержании деятельности рабочих, например, по сравнению с 80-ми годами 20 века?
- Каждое время имеет свои особенности. Начнем с того, что функционал, конечно, другой. Изменилась техника: двигатель уже другого качества и уровня. Без знаний диагностики, электронных систем управления, диагностического инструментария уже не разберешься. На первый взгляд, двигатель автомобиля стал проще, в нем меньше механических вещей, а с другой стороны – он намного сложнее, поскольку там присутствует электроника. Тем не менее, знания о том, как подойти к машине, как взять ключ или открутить гайку, тоже нужны.
Я глубоко убежден, что без знаний фундаментальных основ даже человек, имеющий супермощное диагностическое мышление, не разберется в работе. Нужны знания физики, химии, материаловедения и т.д. Без этого ты никогда не сможешь найти неисправность в двигателе, даже используя современные инструменты.
- Давайте заглянем в будущее. Будут меняться рабочие профессии в 21 веке?
- Конечно, будут. Они уже меняется. В конце ноября мы были в Екатеринбурге на чемпионате WorldSkills Hi-Tech. Там видели, как работает современный сварщик. Это уже просто другой уровень. Прежде чем, начинать варить, он в 3D комплексе прорисовывает все швы изделия, температурные режимы сварки задает. Программа ему выдает уже готовое решение. Только потом он уже руками все делает. Тоже самое касается любой другой специальности. Сейчас без знания информационных технологий, без использования программного обеспечения никак, я уже не говорю о станках с ЧПУ. Парень стоит чуть ли не в белой рубашке, у него компьютер мощный. Он что-то там программирует. Хоп! Зарядил станок, деталь поставил. За него этот станок уже сам выполняет все операции. Я думаю, все будет меняться. Неслучайно уже профессии будущего появляются.
- Чему тогда надо учить детей?
- Системному мышлению и желанию учиться всю жизнь. Плюс ко всему прочему надо больше внимания уделять формированию коммуникативных навыков, учить бережному отношению к природе, к семье. Без этого современного специалиста не воспитаешь. Это должен быть нравственный человек. Нужно обратить внимание на общегуманитарный цикл, на философию, на психологию. Это то, что заставляет человека мыслить, размышлять. Мы даже историю сегодня как изучаем? По датам. Причинно-следственные связи не рассматриваются. Вот жил Годунов, была Семибоярщина. А почему происходили эти процессы? Как это случилось? Люди не умеют анализировать. Недавно смотрел какой-то сюжет по телевизору. Проводят простейший элементарный опрос, спрашивают: Жуков - это полководец 13-го века или современный? Люди не могут ответить на вопрос.
Одно из направлений работы Центра – занятия с детьми. Ребята к нам приходят учиться первичным профессиональным навыкам. Когда они начинают делать что-то своими руками, у них глаза горят. Им это интересно. А когда один час в неделю трудовое воспитание в школе, в сельской школе, о чем говорить? Хорошо еще, что они еще на своих подсобных хозяйствах еще трудятся. У нас сельские ребята. У них эти навыки не потерялись. А в городе? Понятно, что пока не будет системной работы по трудовому, физическому, нравственному воспитанию, аналитическое и системное мышление не сформируется.