Третий показатель ППО - оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных




Систематизация и оценка педагогического опыта и образовательных технологий в области НОО.

Тема. Понятие передового педагогического опыта, инноваций в образовании и образовательных технологий.

Цель: раскрытие сущности понятий «передовой педагогический опыт»,

«технология», «образовательная технология», «инновация»; определение критериев отбора передового педагогического опыта; ознакомление с классификациями передового педагогического опыта и инноваций в образовании; определение структуры образовательной технологии, её признаков и методологических требований к ней; воспитание потребности заниматься самовоспитанием, самообразованием; формирование готовности активно включаться в методическую работу в школе.

План

1. Определение понятия «передовой педагогический опыт».

2. Критерии (показатели) отбора передового педагогического опыта.

3. Классификация передового педагогического опыта.

4. Понятие об инновациях в образовании.

5. Современная классификация инноваций в образовании.

6. Понятие «образовательная технология», её структура.

7. Признаки образовательной технологии, основные методологические требования к ней.

Литература:

1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. - М.: Воронеж: Изд-во НПО “МОДЕК”, 2002.

2. Горовая В.И., Петрова Н.Ф. Образовательные технологии и технологическая культура современного педагога // Современные наукоёмкие технологии. - 2008. - № 10. - С. 35-36.

3. Кларин М. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1998.

4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учебно-методическое пособие. М.:Педагогическое общество России, 2000.

5. Левина М.М.. Технологии профессионального педагогического образования: Уч. пособие для студ. высш. пед. зав.- М.: Изд. центр “Академия”, 2001.

6. Савина Ф.К. Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза. Сборник научных статей. - Волгоград: «Перемена», 1993.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для пед. вузов и институтов повышения квалификации. М.: Народное образование, 1998.

8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: «Академия», 2000.

Содержание лекции.

1. Определение понятия «передовой педагогический опыт».

К передовому педагогическому опыту в более узком и строгом смысле этого понятия относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством.

Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границу, потому что, овладев известными в науке принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог- мастер постепенно становится подлинным новатором.

Из этого следует, что распространять и внедрять в практику общеобразовательного учреждения надо любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне нужно анализировать, обобщать и распространять опыт педагогов-новаторов.

В педагогическом словаре под редакцией Г. М.Коджаспирова передовой педагогический опыт определяется как "активное освоение и реализация педагогом на практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности».

Передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса.

2. Критерии (показатели) отбора передового педагогического опыта.

Для выявления степени эффективности педагогического опыта и его оценки надо иметь критерий, в котором определены:

■ признаки объекта;

■ мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта.

Без этих компонентов нет надёжного критерия и. значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.

Первым важным признаком или критерием ППО является его соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу. Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.

Второй признак ППО - высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. ППО должен давать "обильный урожай", высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей. Причём результаты педагогов должны существенно отличаться по качеству при сравнении с результатами массового опыта деятельности педагогов и коллективов.

Третий показатель ППО - оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных


результатов обучения, воспитания и развития. Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счёт перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмких заданий и т.д. Труд педагога-новатора не должен сопровождаться перенапряжениям его сил и сил детей, приносить вред их здоровью.

Четвёртый показатель ППО - стабильность результатов учебно- воспитательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени.

Пятый показатель ППО - наличие в нём элементов новизны. Они проявляются в результате наблюдений педагогического процесса. Непосредственное наблюдение даёт возможность видеть реальный педагогический процесс в его движении и развитии, новизну педагогических идей, приёмов, средств и методов педагогического воздействия по сравнению с общепринятым в практике.

Элементы новизны могут проявляться:

- на уровне научных открытий (новое содержание, новые формы, методы обучения и воспитания, установление новых закономерностей);

- на уровне эффективного совершенствования педагогического труда и повышения его результатов;

- как эффективное применение на практике известных научных положений и совершенствование на этой основе учебно- воспитательного процесса;

как реализация отдельных сторон педагогического труда.

В практике бывают случаи подмены ППО прожектёрством. Прожектёрские начинания, которые чаще всего делаются "на показ", в погоне за дешёвым успехом, не выдерживают проверки временем, не дают устойчивых положительных педагогических результатов. Вог почему так- важно безошибочно отличать действительно ППО от беспочвенного прожектёрства. Чувство нового всегда связано с широтой педагогического кругозора, с глубоким пониманием перспектив развития общеобразовательного учреждения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: