Обоснование актуальности и перспективности опыта должно вытекать из двух основных позиций:
• в какой мере данный опыт способствует решению основных задач воспитания и обучения школьников (социальный заказ), для дальнейшего совершенствования практики учебно-воспитательной работы;
• какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, успешно решаются данным опытом (раскрытие противоречий, на разрешение которых был направлен опыт педагога, помогает глубже понять смысл, научное и практическое значение опыта и по достоинству оценить достигнутые результаты).
Седьмой показатель ППО - его репрезентативность.
Репрезентативность - это:
• достаточная проверка опыта по времени;
• подтверждение позитивных результатов не только в работе одного учителя, воспитателя, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение;
• возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового.
Восьмой показатель ППО - соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность. Должна существовать возможность анализировать передовой опыт с позиций современных педагогических знаний. ППО может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе проб и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения ППО и заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование.
При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому, но затем надо ещё раз измерить, в какой степени данный признак проявляется.
3. Классификация передового педагогического опыта.
Классификация передового педагогического опыта осуществляется по определённым признакам:
■ по широте содержания (например, комплексный, в котором объединены обучение и воспитание);
■ в зависимости от того, кто является его автором (коллективный, групповой, индивидуальный);
■ по признаку эффективности (как правило, с высокими результатами);
■ по степени новизны (исследовательский - когда педагог предлагает новые пути решения учебно-воспитательных задач, экспериментально доказывая их; частично-поисковый - когда вносятся элементы нового в уже известный опыт; репродуктивный - когда успешно повторяются уже известные методические рекомендации и опыт других педагогов- мастеров);
- по степени научной обоснованности (эмпирический. научно-
теоретический);
- по характеру научной обоснованности (психолого-педагогический, практический);
- по продолжительности во времени (длительный, кратковременный).
4. Понятие об инновациях в образовании.
Образование, как главное средство социального развития личности должно подвергаться изменениям в зависимости от запросов современного общества. И с этим фактом сложно поспорить. Однако современная педагогика крайне нестабильна в плане ввода каких-либо инноваций. Для того, чтобы понять, насколько успешны те или иные новые методы и формы обучения, должно пройти длительное время. Однако современное общество не может обучать молодежь по устаревшим схемам. Поэтому вопрос инноваций в образовании остается острым и актуальным.
Нельзя сказать, что такое явление, как инновации, в системе образования появилось недавно. В свое время вопросом новых форм организации учебно-воспитательного процесса занимались Я.А. Коменский, Р.Штайнер (система Вальдорфской педагогики). Огромный вклад в педагогику сделал Л.С. Выготский, который открыл множество направлений в педагогике и психологии. Также нельзя не сказать о таких нововведениях, как теория поэтапного формирования умственных действий П.Л. Гальперина и теории деятельности А.Н. Леонтьева. Все эти люди с мировым именем были первыми, кто начал преобразовывать систему развития знаний, умений! и навыков.
На сегодняшний день понятие «инновации в образовании» рассматривается как обновление и нововведение. Но какова же цель этого процесса? Безусловно, все новое, что создается для системы образования, применяется для повышения эффективности результатов обучения. А это значит, что нынешние стандарты образовательных школ устарели и требуются новые подходы в обучении современного подрастающего поколения. И основной причиной возникновения вопроса о внедрении инноваций в образовании является кризис всей образовательной системы. И все нововведения, которые создаются и опробуются в учебных заведениях, призваны решить многочисленные проблемы и выйти на способы их решения.
Сама сущность инноваций в образовании заключается в поиске и удачном применении новых подходов к обучению подрастающего поколения. Любые нововведения должны соответствовать требованиям современного общества и информационных технологий.
Также инновации должны относиться к одной из четырех областей распространения:
• в воспитании;
• в обучении;
• в управлении;
• в переподготовке кадров.
Таким образом, инновации в образовании должны внедряться во всех четырех перечисленных областях. И чтобы проверить их эффективность, важно не бояться риска. В противном случае отечественное образование рискует надолго застрять в устаревших моделях обучения и воспитания, что снизит интерес подрастающего поколения к учебным заведениям, а также приведет к нарушению развития, воспитания и степени образованности современной молодежи.
5. Современная классификация инноваций в образовании.
Проблемы инноваций в образовании начинаются на первом же этапе их разработки и внедрения. Ни один из авторов новейших педагогических подходов не может доказать, что его план будет эффективно работать на образовательном пространстве и также не может мотивировать других авторов присоединиться к его новой концепции. Как бы то ни было - любая инновация - это большой риск. И никто не может быть полностью убежден, что риск этот оправдан.
Тем не менее, попытки внедрить различные инновации и усовершенствовать технологии в образовании ведутся непрерывно. Совершаются также попытки классифицировать нововведения и разделить их на несколько видов.
Один из новейших вариантов классификации инноваций в области образования выглядит так:
1. Аналоговая. Эта инновация строится на том, что берется известный в педагогике подход, к которому пристраивают частное нововведение.
Например, классическую рейтинговую оценку считают по шкале в 1 000 баллов.
2. Комбинированная. Представляет собой процесс, в котором несколько известных образовательных блоков объединяются, и получается совершенно новый подход.
3. Ретроинновация. Заключается во внедрении в современную педагогическую практику нескольких исторически забытых подходов. Например, гимназийское образование, лицей и т.п.
4. Сущностная. Характеризуется неприменимой ранее инновацией в современном образовании.
6. Понятие «образовательная технология», её структура.
С середины 20-го столетия широкое распространение получили понятия «педагогическая технология», «образовательная технология». Первоначально эти понятия относились к сфере применения ТСО, позднее к сфере программированного и алгоритмизированного обучения, а в настоящее время все больше - к использованию компьютерных технологий в образовании.
В отечественной педагогике понятие «технология» более широко используется с 80-х годов прошлого века: пишут о педагогических технологиях, технологиях образования, технологиях обучения, технологиях воспитания.
Слово «технология» происходит от греческих слов «техно» (искусство, мастерство, умение) и «логос» (слово, учение, наука). Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе обозначает учение о педагогическом искусстве, мастерстве. Слово «технология» применительно к воспитанию вошло в лексикон педагогической науки тогда, когда внимание специалистов обратилось к искусству воздействия на личность ребенка. В основе данного подхода лежит следующее «умозаключение»: так как в Древней Греции слово «техника» использовалось в значении «искусство, мастерство», то и в современном русском языке оно имеет то же значение. Говоря о технологии преподавания, разумно употребить термин «искусство преподавания», а педагога назвать мастером.
Таким образом, можно сказать, что образовательная технология это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Образовательная технология в максимальной степени связана с учебным процессом - целью учителя и ученика, его структурой, средствами, методами и формами, диагностикой, результатом, поэтому в структуру образовательной технологии входят:
а) концептуальная основа;
б) содержательная часть обучения:
■ цели обучения (общие и конкретные);
■ содержание учебного материала;
в) процессуальная часть - технологический процесс:
■ организация учебного процесса;
■ методы и формы учебной деятельности школьников;
■ методы и формы работы учителя;
■ деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
■ диагностика учебного процесса.
г) результативная часть:
■ соответствие результатов общим и конкретным целям обучения.
7. Признаки образовательной технологии.
Следует выделить такие наиболее существенные признаки образовательной технологии:
> технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в ее основе лежит определенная позиция автора, методологическая, философская; так можно различать технологию передачи знаний и технологию развития личности;
> технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникации выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
> технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;
> элементы педагогической технологии должны бать, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой, гарантировать достижения планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;
> органичной частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Любая образовательная технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям (критериям):
■ концептуальность (опора на определенную научную концепцию, дающую основные достижения целей;
■ системность (наличие признаков системы: логика процесса, взаимосвязь и обусловленность всех его частей, целостность);
■ управляемость (возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, коррекции результатов);
■ воспроизводимость (возможность применения другими педагогами).
Новые технологии позволяют получать не усредненную, а индивидуальноличностную информацию, увидеть продвижение каждого ученика в процессе обучения. Если раньше основная функция учителя заключалась в трансляции социального опыта, то в современной школе учитель должен реализовать функцию проектирования индивидуального интеллектуального развития каждого ребенка. Соответственно, на первый план выходят такие формы деятельности учителя, как разработка индивидуальных стратегий обучения разных детей, учебно-педагогическая диагностика, индивидуальное консультирование и т.д
Вопросы для самоконтроля:
1. Что включает в себя понятие «передовой педагогический опыт»?
2. Какие критерии определяют педагогический опыт как передовой?
3. Одним из признаков передового педагогического опыта является наличие в нём элементов новизны. В чём это проявляется?
4. Какие позиции определяют актуальность и перспективность передового педагогического опыта?
5. Что такое «репрезентативность»?
6. Назовите признаки, по которым классифицируют передовой педагогический опыт.
7. Раскройте сущность инноваций в образовании.
8. Какие виды инноваций входят в современную классификацию инноваций в сфере образования?
9. Почему образовательная технология - это, прежде всего, модель'?
10. Определите структуру образовательной технологии.
11. Какие наиболее существенные признаки образовательной технологии вам известны?
Домашнее задание:
1. Составить опорный конспект лекции.
2. Разработать памятку по обобщению передового педагогического опыта.