Цель: изучение устойчивости и концентрации внимания.
Экспериментатор выдает ему бланк "корректурной пробы" разъясняет по следующей инструкции: "На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы "к" и "р" и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно". Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Когда через некоторое время экспериментатор произнесет: "Черта!"- Вы должны поставить вертикальную черту в том месте строки, где Вас застала команда. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква».
Фиксация результатов. Подсчитывается три показателя: 1) количество просмотренных знаков за каждую минуту; 2) количество ошибок за каждую минуту. Результаты заносятся в таблицу.
Показатель/мин | ||||||||||
Кол-во просмотренных знаков | ||||||||||
Кол-воошибок |
По результатам Таблицы 4.2 строится график устойчивости внимания (см. пример на рис. 1)
Ошибки отмечаются на графике столбиками.
Для характеристики устойчивости внимания можно использовать следующие примеры графиков (рис. 2 - 5).
Интерпретировать предлагаемые кривые можно следующим образом.
Рис. 2 характеризует низкий уровень устойчивости внимания, обусловленный резкими его колебаниями.
На рис. 3 стабильный уровень внимания устанавливается не сразу, что свидетельствует о растянутом периоде врабатываемости.
Рис. 4 отражает устойчивое внимание.
Кривая на рис. 5 может характеризовать средний уровень устойчивости.
|
Распределение ошибок во времени является дополнительным показателем:
- появление их вначале свидетельствует о растянутом периоде врабатываемости, в конце - о снижении уровня сосредоточенности внимания;
- если ошибки появляются на "пиках" кривых (в момент наивысшей производительности) и исчезают на "спадах", это свидетельствует о невозможности соблюдать одновременно две инструкции - работать на скорость и на точность, что является косвенным показателем низкого распределения внимания;
- ошибки, возникающие на "спадах" кривой свидетельствуют о резком снижении уровня внимания;
- ошибки, равномерно распределенные по всей длине графика, можно не учитывать.
Количественная обработка:
1. Точность выполнения задания, % по формуле:
К = m/n * 100 %
где К ‑ точность, n ‑ количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m ‑ количество правильно вычеркнутых во время работы букв.
Норма для взрослых за 10 мин. 10-15 ошибок.
2. Продуктивность – количество знаков, просмотренных за 10 мин.
3. Интегральный показатель устойчивости внимания (А) поформуле
А = В +С,
где В и С – балльные оценки продуктивности и точности соответственно:
Продуктивность | Точность | Продуктивность | Точность | ||||
знаки | баллы | % | баллы | знаки | баллы | % | баллы |
менее 1010 | менее 70 | 2660-2825 | 84-85 | ||||
1010-1175 | 70-72 | 2825-2990 | 85-87 | ||||
1175-1340 | 72-73 | 2990-3155 | 87-88 | ||||
1340-1505 | 73-74 | 3155-3320 | 88-90 | ||||
1505-1670 | 74-76 | 3320-3485 | 90-91 | ||||
1670-1835 | 76-77 | 3485-3650 | 91-92 | ||||
1835-2000 | 77-79 | 3650-3815 | 92-94 | ||||
2000-2165 | 79-80 | 3815-3980 | 94-95 | ||||
2165-2330 | 80-81 | 3980-4145 | 95-96 | ||||
2330-2495 | 81-83 | 4145-4310 | 96-98 | ||||
2495-2660 | 83-84 | более 4310 | более 98 |
|
По таблице переводим показатель А в шкальную оценку.
ШО | Устойчивость внимания младших школьников | Устойчивость внимания взрослых | ШО | Устойчивость внимания младших школьников | Устойчивость внимания взрослых |
Более 50 | 42-43 | 25-27 | 25-26 | ||
- | - | 23-24 | 23-24 | ||
48-49 | 20-22 | ||||
46-47 | 39-40 | 16-19 | 20-21 | ||
44-45 | 37-38 | 14-15 | 18-19 | ||
39-43 | 35-36 | 12-13 | |||
36-38 | 33-34 | 9-11 | - | ||
34-35 | - | - | |||
31-33 | 30-32 | - | - | ||
28-30 | 27-29 | Менее 9 | 12-15 |
4. Коэффициент концентрации внимания.Показатель концентрации внимания k вычисляется как отношение: k= n1- n2 - n3 / n*100%. Такие коэффициенты требуется вычислить как в целом (k), так и по каждой минуте работы в отдельности (k1, k2, k3, k4, k5). Общее количество правильно зачеркнутых букв – n1; количество пропусков букв – n2; количество ошибочно зачеркнутых букв – n3; общее количество в просмотренных строках букв, подлежащих вычеркиванию – n.
Оценка концентрации внимания в зависимости от величины этого коэффициента. Очень хороший – 81…100% Хороший – 61…80% Средний – 41…60% Плохой – 21…40%.
Шкальная оценка интерпретируется следующим образом: ШО Характеристика уровня устойчивости внимания
0-3 Низкая устойчивость внимания
4-7 Ниже среднего устойчивость внимания
8-11 Средняя устойчивость внимания
12-15 Выше среднего устойчивость внимания
16-19 Высокая устойчивость внимания
|