Методика «Корректурная проба»




Цель: изучение устойчивости и концентрации внимания.

Экспериментатор выдает ему бланк "корректурной пробы" разъясняет по следующей инструкции: "На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы "к" и "р" и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно". Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Когда через некоторое время экспериментатор произнесет: "Черта!"- Вы должны поставить вертикальную черту в том месте строки, где Вас застала команда. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква».

Фиксация результатов. Подсчитывается три показателя: 1) количество просмотренных знаков за каждую минуту; 2) количество ошибок за каждую минуту. Результаты заносятся в таблицу.

 

Показатель/мин                    
Кол-во просмотренных знаков                    
Кол-воошибок                    

 

По результатам Таблицы 4.2 строится график устойчивости внимания (см. пример на рис. 1)

 

Ошибки отмечаются на графике столбиками.

Для характеристики устойчивости внимания можно использовать следующие примеры графиков (рис. 2 - 5).


 


Интерпретировать предлагаемые кривые можно следующим образом.

Рис. 2 характеризует низкий уровень устойчивости внимания, обусловленный резкими его колебаниями.

На рис. 3 стабильный уровень внимания устанавливается не сразу, что свидетельствует о растянутом периоде врабатываемости.

Рис. 4 отражает устойчивое внимание.

Кривая на рис. 5 может характеризовать средний уровень устойчивости.

Распределение ошибок во времени является дополнительным показателем:

- появление их вначале свидетельствует о растянутом периоде врабатываемости, в конце - о снижении уровня сосредоточенности внимания;

- если ошибки появляются на "пиках" кривых (в момент наивысшей производительности) и исчезают на "спадах", это свидетельствует о невозможности соблюдать одновременно две инструкции - работать на скорость и на точность, что является косвенным показателем низкого распределения внимания;

- ошибки, возникающие на "спадах" кривой свидетельствуют о резком снижении уровня внимания;

- ошибки, равномерно распределенные по всей длине графика, можно не учитывать.

Количественная обработка:

1. Точность выполнения задания, % по формуле:

К = m/n * 100 %

где К ‑ точность, n ‑ количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m ‑ количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

Норма для взрослых за 10 мин. 10-15 ошибок.

2. Продуктивность – количество знаков, просмотренных за 10 мин.

3. Интегральный показатель устойчивости внимания (А) поформуле

А = В +С,

где В и С – балльные оценки продуктивности и точности соответственно:

Продуктивность Точность Продуктивность Точность
знаки баллы % баллы знаки баллы % баллы
менее 1010   менее 70   2660-2825   84-85  
1010-1175   70-72   2825-2990   85-87  
1175-1340   72-73   2990-3155   87-88  
1340-1505   73-74   3155-3320   88-90  
1505-1670   74-76   3320-3485   90-91  
1670-1835   76-77   3485-3650   91-92  
1835-2000   77-79   3650-3815   92-94  
2000-2165   79-80   3815-3980   94-95  
2165-2330   80-81   3980-4145   95-96  
2330-2495   81-83   4145-4310   96-98  
2495-2660   83-84   более 4310   более 98  

 

По таблице переводим показатель А в шкальную оценку.

ШО Устойчивость внимания младших школьников Устойчивость внимания взрослых ШО Устойчивость внимания младших школьников Устойчивость внимания взрослых
  Более 50 42-43   25-27 25-26
  - -   23-24 23-24
  48-49     20-22  
  46-47 39-40   16-19 20-21
  44-45 37-38   14-15 18-19
  39-43 35-36   12-13  
  36-38 33-34   9-11 -
  34-35 -   -  
  31-33 30-32   - -
  28-30 27-29   Менее 9 12-15

 

4. Коэффициент концентрации внимания.Показатель концентрации внимания k вычисляется как отношение: k= n1- n2 - n3 / n*100%. Такие коэффициенты требуется вычислить как в целом (k), так и по каждой минуте работы в отдельности (k1, k2, k3, k4, k5). Общее количество правильно зачеркнутых букв – n1; количество пропусков букв – n2; количество ошибочно зачеркнутых букв – n3; общее количество в просмотренных строках букв, подлежащих вычеркиванию – n.

Оценка концентрации внимания в зависимости от величины этого коэффициента. Очень хороший – 81…100% Хороший – 61…80% Средний – 41…60% Плохой – 21…40%.

 

Шкальная оценка интерпретируется следующим образом: ШО Характеристика уровня устойчивости внимания
0-3 Низкая устойчивость внимания
4-7 Ниже среднего устойчивость внимания
8-11 Средняя устойчивость внимания
12-15 Выше среднего устойчивость внимания
16-19 Высокая устойчивость внимания

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: