Историческая справка
В июне 1874 г. при Андреевском соборе в Кронштадте усилиями о. Иоанна Сергиева было основано Попечительство св. Апостола Андрея Первозванного. В создании попечительства принимали участие люди разных национальностей, разных вероисповеданий, разного достатка – от членов императорской фамилии до рядовых горожан.
В октябре 1874 г. в Кронштадте случился сильный пожар, от которого выгорела треть города. Многие горожане оказались без средств и без крова. Попечительство и комитет для сбора пожертвований в пользу погорельцев старались обеспечить пострадавших необходимыми вещами, но около 100 беднейших семей были вынуждены жить в землянках из-за недостатка в городе жилых домов. На часть пожертвований городская дума поручила Андреевскому попечительству построить для погорельцев деревянный дом. К началу января большая часть нуждающихся в квартирах уже смогла в него переехать, а в марте 1875 г. Андреевское попечительство под руководством о. Иоанна открыло в этом же доме бесплатное начальное народное училище.
Когда в 1881 г. был убит император Александр II, о. Иоанн предложил увековечить его память постройкой при Андреевском попечительстве Дома трудолюбия. К тому времени о. Иоанн был уже хорошо известен, и пожертвования стали приходить со всех концов страны. 10 октября 1882 г., Дом трудолюбия открыл двери для кронштадтской бедноты.
В 1886 г. при Доме трудолюбия была построена, а в 1890 г. — расширена и заново освящена, церковь св. благ. вел. кн. Александра Невского. В 1888 г. был построен трехэтажный каменный ночлежный приют, а в 1891 г. — четырехэтажный каменный Странноприимный дом.
Дом трудолюбия начался с пенькощипательной и картузной мастерских для мужчин. Средний ежедневный заработок в мастерских составлял 19 коп. Затем открылись народная столовая и ночлежный приют. Объединение мастерских, столовой и приюта под одной крышей стало первым примером комплексной трудовой помощи в России. Столовая ежедневно отпускала 400-800 обедов, а в празничные дни в ней питались бесплатно несколько сотен человек. Для женщин в скором времени тоже открылись мастерские – модного платья на заказ, белошвейная, вышивки и метки белья. Женщины, которые не имели никаких навыков, могли гладить или расчесывать пряжу. Когда оказалось, что для работы в мастерских большинство подопечных нужно было сначала научить кройке, шитью и вышиванию, следующим нововведением Дома стали вечерние курсы шитья и рукоделия.
|
В мужских и женских мастерских ежедневно работали 60-100 человек. Их изделия – обувь, одежда, мебель, скатерти и салфетки, предметы домашнего обихода – пользовались спросом на базарах и в лавках. Чтобы помочь желающим поступить в услужение, при Доме трудолюбия открылось посредничество для найма прислуги. В Доме трудолюбия помогали и православным, и инославным, не делая между ними никакого различия.
О. Иоанн так говорил про это учреждение: «Церковное попечительство есть учреждение первых христиан времен апостольских, которые, по братской любви, так заботились друг о друге, что “не бяше нищ ни един из них” (Деян. 4, 34). Оно особенно необходимо у нас. Дай Бог, чтобы оно было и у нас в таком же духе единомыслия и любви».
«Дом трудолюбия» сегодня
МПРО Приход Святителя Варсонофия Казанского Чудотворца и Отдела по противодействию наркомании и утверждению трезвости Казанской Епархии, возрождая уникальную социальную технологию св. Иоанна Кронштадтского, реализуют социальный проект «Дом трудолюбия». В рамках проекта людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию – оказавшимся без определенного места жительства, вышедшим из мест лишения свободы, прошедшим курс реабилитации от алкогольной или наркотической зависимости, предоставляется возможность пройти социальную адаптацию (ресоциализацию).
|
Для реализации мероприятий проекта в г. Казань арендуется дом – Дом трудолюбия, в котором совместно будут приживать участники проекта 20 человек и «наставники» (посменно). Основные условия – не употреблять ПАВ и работать (трудоустроиться или вести домашнее хозяйство). Время проживания в Доме трудолюбия неограниченно, при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка.
В рамках проекта его участники восстанавливают утраченные документы, проходят программы переподготовки или повышения квалификации, трудоустраиваются, налаживают отношения с семьей, учатся эффективно взаимодействовать между собой и с миром, распоряжаться личным временем и деньгами, защищать себя от вредных воздействий и соблазнов.
Программа социальной адаптации включает в себя:
• совместное проживание, ведение «домашнего» хозяйства участниками программы, трудоустройство;
• групповые и индивидуальные занятия с психологом, духовная поддержка;
• обучение трезвым способам взаимоотношений, участие в спортивных и культурных мероприятиях, самообразование, трезвый досуг;
|
• мероприятия системной семейной психотерапии – консультации и неформальные групповые мероприятия (чаепития, паломнические поездки, субботники…).
Процесс социальной адаптации осуществляется по четко составленному плану. Основной акцент в работе наставников и психологов – помощь при трудоустройстве. Важнейшим фактором является система поддержки – это возможность поделиться трудностями, сопутствующими процессу трудоустройства. Для тех, кому нужна более специализированная помощь, будут проведены тесты на профориентацию, оказана помощь в составлении резюме или поиске и прохождении образовательных/обучающих курсов.
Качественные результаты успешного завершения программы ресоциализации:
- финансовая независимость (заключение трудового договора),
- улучшение физического и психического состояния (отсутствие рецидивов, отсутствие сопутствующих заболеваний),
- устройство семейных отношений (возвращение домой по завершении программы),
- приобретение «полезных» навыков и качеств – умение правильно расставить приоритеты, ответственность, трезвая оценка собственных ресурсов, умение обратиться за помощью (соблюдение правил внутреннего распорядка, отсутствие конфликтов с другими участниками проекта, успешное прохождение испытательного срока по месту работы).
.