Диспозиционная концепция Ядова




Последующее изучение социальной установки предполагает выдвижение таких идей, которые позволили бы преодолеть затруд

нения, встретившиеся на пути исследования этого феномена. Одно из них заключается в том, что момент целостности социальной установки оказался утраченным вследствие попыток найти все более и более детальные описания её свойств и структуры. Возвращение к интерпретации социальной установки как целостного образования не может быть простым повторением ранних идей, высказанных на заре ее исследований. Восстанавливая идею целостности социальной установки, нужно понять эту целостность в социальном контексте.

 

Проблема решения этих проблем содержится в «диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности»(Ядов, 1975. С. 89). Суть этой концепции заключается в том,что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. Эти диспозиции организованы иерархически

Из этого В. А. Ядов в системе, регулирующей поведение личности, выделял 4 уровня социальной установки:

Простейшие установки, возникшие для удовлетворения витальных потребностей в простых ситуациях. Этот уровень регулирует непосредственные реакции субъекта на ситуацию.

Социальные фиксированные установки, возникающие в связи с потребностью в общении и удовлетворяемые деятельностью малых групп. Данный уровень регулирует поступки людей в обычных привычных ситуациях.

Базовые социальные установки, формирующиеся в конкретных видах профессиональной деятельности или досуга, – это направленность интересов личности. Они регулируют поведение личности.

Ценностные ориентации личности, проявляющиеся в регуляции поведения в самых значимых ситуациях. Этот уровень регулирует уже деятельность личности.

 

 

Изменения социальных установок

Одна из основных проблем, возникающих при изучении социальных установок, это проблема их изменения.

Исследования Уоша показали, что установки меняются в результате необходимости адаптироваться к условиям реальной ситуации. В этих исследованиях было выявленно, что установки слабее реальности, и человек может в значительной степени отказываться от установок в значимых для него областях поведения большой пласт исследований связан с различными. установками.

Выдвинуто много различных моделей объяснения процесса изменения социальных установок. Наиболее крупные – модели бихевиористской и когнитивистской ориентаций

 

В бихевиоризме в качестве объяснительного принципа для понимания факта изменения социальной установки применяют принцип научения: аттитюды человека изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление той или иной социальной установки. Меняя систему наказаний и поощрений, можно менять характер социальной установки.

 

В когнитивистской традиции: изменение установки всякий раз происходит в том случае, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие. Стимулом для изменения аттитюда является потребность в восстановлении соответствия.

Таким образом социальная установка одно из понятий занимающих центральное в социальной психологии означающий склонность субъекта действовать относительно социальных объектов конкретным образом на основе прошлого опыта.

Понятие комфортность в социальной психологии

Феномен конформизма получил в социальной психологии наименование феномена группового давления. Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество

Само понятие Комформизм обозначает изменение человеком своих

представлений, оценок и поведения в влияния группы, некритическое принятие стандартов большинства.

Комфортность -свойство личности заключающее в изменении установок поведения в с соответствии с теми, которые преобладают в определенном обществе.

 

Исследованием особенностей конмформизма началось с 1950 гг. Первые исследования, посвященные этой проблеме, принадлежа тС. Ашу.В ходе

эксперимента он выяснил что люди демонстрируют конформность, т.к. хотят понравиться группе, быть принятыми, поступать «как все

Виды конформизма

Существует три типа конформизма по Ашу

1внутренний конформизм, -. бесконфликтное принятие мнения группы,

2.внешний конформизм – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении, т.е. человек, адаптирующийся к группе;

3. коллективизм – относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами группы.

Существую и другие классификации видов конформизма.Американский психолог Гельберт Келмен выделяет свои три вида конформизма

Подчинение -внешнее принятие влияния,продолжительность которого ограничивается ситуацией наличия фактора влияния,в то время как мнение остается собственным.

Два вида идентификации

Классическая идентификация- индивид пытается сравниться с фактором влияния из-за испытываемой к нему симпатии и присутсвии нужных у него черт

Реципрокно-Ролевое отношение -каждый участник взаимодействия ждёт от другого конкретного поведения и сам старается оправдать ожидания партнера

Интернализация - совпадение мнений, высказываемых отдельным лицом или группой, с системой ценностей данной конкретной личности. С помощью этого процесса интернализации поведение члена группы становится относительно независимым от внешних условий

Также существует классификация Г. Сонгу состоящая из двух видов комфортности

Рациональная комфортность -человек использует конкретные суждения или рассуждения для регуляции поведения,которые проявляется под влиянием поведения другого человека и содержит в себе соответствие, согласие и послушание.

Иррациональная комфортность -субъект проявляет поведение,находясь под влиянием интуитивных, инстинктивных процессов в результате влияния чужого поведения

Факторы конформизма

Последующее изучение конформизма приводит к выводу что,давление на индивида может оказывать как большинство, так и меньшинство. Это влияние зависит от стойкости и последовательности в выражении несогласия с группой. Мнение меньшинства будет иметь наибольший

смысл, если его придерживаются большинство членов группы. Гомогенность, последовательность, устойчивость в совокупности меняют мнение группы.

Такое изменение происходит в результате проявления повышенной ценности и силы мнения меньшинства. У большинства создается мнение,

что то, что так упорно противопоставляется общему мнению обладает сверхценностью и может представлять общественный интерес.

 

Майерс выделил ряд факторов и условий возникновения конформизма:

- личностные особенности,

- состав группы,

- сплоченность

- отсутствие компетентности в вопросе, - наличие союзника, - статус;

- публичный ответ,.

Также он выделил факторы комфортного поведения

1. Настойчивое, упрямое поведение членов группы может убедить человека в неправильности о мнения.

2. Член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказание от группы за иное мнение.

3. Неопределенность ситуации и неясность поступающей информации, вследствие чего другие люди для человека- более точный источник получаемой информации.

Роль конформизма

По Эриху Фромму конформизм выполняет автоматизирующую роль.

Конформизм является защитной формой поведения.Человек который использует такой тип поведения перестает быть собой и полностью усваивает тип личности,предлагаемый моделями определенного общества и полностью становится таким каким его ожидают увидеть.Фромм считает,что конформизм помогает человеку уберечься от одиночества и тревоги однако ему приходится расплачиваться за потерю своего «Я».

Таким комформизм-стиль поведения при котором человек ведет себя и действует как все

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: