Информационное общество. Тенденции развития информационного общества. Социокультурные феномены информационного общества. Медиаобразование. Медиакомпетентность. Виртуальная реальность. Интернет. Мобильное обучение. Образование 3.0. Информационное поведение. Информационно-познавательная самостоятельность. Сетевое взаимодействие. Этика сетевых коммуникаций.
В настоящее время осуществляется очередной этап цивилизационного развития – становление информационного общества, в котором производство и потребление информации является ведущим видом деятельности, а информация рассматривается как наиболее значимый ресурс, новые информационные технологии становятся базовыми технологиями, а информационная среда наряду с социальной и природной – новой средой обитания современного человека.
Становление информационного общества и смена парадигмы образования привели к возрастанию роли информационной культуры личности. В современном мире впервые за всю историю человечества информация и знание играют доминирующую роль по отношению к материальным ресурсам. Именно за счет информации и знаний в современном мире предпринимаются попытки решения глобальных проблем человечества.
Информация превратилась в эффективное средство управления личностью и обществом, она стала также и оружием, что подтверждается ведущимися в последнее время информационными войнами. Основным инструментом, обеспечивающем «добычу» знаний, является умение работать с информацией. В современных условиях информационный поиск является необходимым условием достижения результативности и успешности в образовательной и профессиональной деятельности.
|
Информационное пространство как новый вид реальности обладает не только открытостью, неустойчивостью, тенденцией к самосовершенствованию и развитию, самоорганизацией, но и органически включает в себя познающего субъекта в качестве подсистемы.
Открытие феномена информации (Дж.К. Максвелл), создание теории информации (К. Шеннон), обоснование кибернетики и теории оптимального управления (Н. Винер, К. Эшби, А.Н. Колмогоров, Р. Беллман, Л.С. Понтрягин) составили теоретическую базу понимания подлинного смысла и значения коммуникативных, информационных процессов в социальной действительности.
Термин «информация» является ключевым в различных областях знаний. Научное осмысление он приобрел в период становления кибернетики. В настоящее время известно множество определений информации как результата интерпретации различными подходами трактовки данного понятия (технического, правового, социального). Определения информации давали такие известные ученые, как Н. Винер, Р. Хартли, К. Шеннон, Р.Ф. Абдеев, В.Н. Глушков, Е.И. Машбиц, А.Д. Урсул. Информация обладает тремя основными параметрами: количеством, содержанием и ценностью.
В социальном смысле информация (сведения, знания) есть необходимое условие человеческого бытия. Под информацией мы понимаем не только сведения и знания передаваемого от одного объекта к другому, а именно новые сведения и новые знания. Известное не несет приращения (не несет информации). Если от одного объекта другому передаются данные, которые не носят характер новизны, они являют собой не информацию, а процесс нулевого информационного обмена.
|
Понятие «информационное общество» появилось в 60-е годы прошлого столетия в Японии и США (Ю. Хаяши, И. Масуда, М. Маклуэн, Дж. Стиглер). Но подлинное значение это понятие приобрело с развитием теории постиндустриального общества. Согласно Д. Беллу, постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни. В данном обществе класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, внедрение нововведений все в большей степени зависит от достижений теоретического знания [2].
Особый вклад в развитие концепции информационного общества внес Э. Тоффлер. Он, в частности, обосновал три стадии (волны) развития человечества - аграрная, индустриальная, постиндустриальная. Волна у Э. Тоффлера - это рывок в науке и технике, который приводит к глубинным сдвигам в жизни общества.
Поскольку рассматриваемая в данной главе проблематика носит междисциплинарный характер, при ее анализе мы основывались на результатах исследований комплекса сопряженных проблем:
- концепции, раскрывающие особенности информационного общества (Д. Белл, З. Бжезинский, Ж. Бодрийяр, Э. Гидденс, Ф. Лиотар, М. Кастельс, Й. Масуда, Г. Маркузе, Э. Тоффлер Ж. Эллюль);
- развитие концепции информационного общества в соотношении с реальными социальными процессами и тенденциям в исследованиях отечественных философов, социологов, культурологов (А. Авдулов, И. Алексеева, В. Аршинов, В. Егоров, С. Кравченко, Н. Мамедов, И. Мелюхин, Л. Микешина, А.И. Ракитов);
|
- генезис Интернета освещен в трудах М. Кастельса, Дж. Аббейт, Т. Бернерса-Ли, Дж. Нотона, М. Стефика, И. Туоми, Н. Шэдболта.
- эффективность взаимодействия личности с информационной средой сопряжена с освоением информационной культуры (Н.И. Гендина, Е.В. Гнатышева, В.П. Казанцева, Э.Л. Семенюк, И.Ю. Степанова), информационной грамотности (А.П. Ершов, А.В. Худякова), информационного поиска (Я.С. Гончарова, Л.Н. Горюнова, М.А. Круглова, Я.А. Провоторова, В.Н. Цыган), информационно-поисковой компетентности (Э.Ю. Новикова), информационно-познавательной самостоятельности (В.Н. Елисеев, В.А. Садова).
- информационную компетентность как ключевую, обеспечивающую практически все стороны деятельности человека и необходимую для самореализации личности, выделяют Е.А. Климов, Б. Оскарсон. В ряде работ информационная компетентность определяется как цель подготовки специалиста и необходимая составляющая его профессиональной компетентности (А.П. Базаева, С.В. Зильберман, И.А. Кулантаева).
- применение информационных технологий в профессиональной деятельности стало предметом рассмотрения в трудах Ю.С. Брановского, И.Б. Готской, Т.А. Левиной, С.Р. Удалова.
Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией.
Информационное общество – это ступень развития современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли информационно-коммуникационных технологий, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте, созданием глобальной информационной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к информации и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах.
Японский ученый Й. Масуда в книге «Информационное общество как постиндустриальное общество» обосновал следующие параметры информационного общества:
1) основой нового общества являтся компьютерная технология с ее фундаментальной функцией замещать либо усиливать умственный труд человека;
2) информационная революция быстро превращается в новую производительную силу и делает возможным массовое производство когнитивной, систематизированной информации, технологии и знания;
3) потенциальным рынком становится «граница познанного», возрастет возможность решения проблем и развитие сотрудничества;
4) ведущей отраслью экономики становится интеллектуальное производство, продукция которого будет аккумулироваться, а аккумулированная информация станет распространяться через синергетическое производство и долевое использование;
5) в новом информационном обществе основным субъектом социальной активности становится «свободное сообщество», а политической системой будет являться демократия участия;
6) основной целью в новом обществе будет реализация «ценности времени» [24].
Компьютопия Масуды включает в себя следующие параметры:
1) преследование и реализация ценностей времени;
2) свобода решения и равенство возможностей;
3) расцвет различных свободных сообществ;
4) синергетическая взаимосвязь в обществе;
5) функциональные объединения, свободные от сверхуправляющей власти. В информационном обществе меняется тип науки. Она становится одним из основных ресурсов, основным объектом производства и распространения научного знания. Новые сообщества ученых, возникающие благодаря общению, возникшему под влиянием Интернет, – все это не только модные приметы XXI века, это новые реалии, вызванные к жизни развитием нового информационном общества [24].
Основными характеристиками информационного общества являются:
- приоритетность информации перед другими продуктами деятельности человека. Содержательной основой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация;
- информация является предметом купли – продажи;
- электронная коммерция (e-Commerce) как новый этап в развитии мировой экономики;
- создание глобального информационного пространства, обеспечение равных возможностей в доступе к информации всех слоев населения;
- взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе информационно-коммуникативных технологий.
- процесс формирования глобального информационного общества координируется в рамках деятельности многих международных организаций и неформальных партнерств [20].
Однако развитие информационного общества сопровождается проявлением ряда негативных тенденций, таких как:
- усиление влияния на общество средств массовой информации;
- «шпионское» проникновение информационных технологий в частную жизнь людей и деятельность организаций;
- актуализация проблемы выбора качественной и достоверной информации (противоречие между информационной лавиной и информационным голодом);
- сложность адаптации людей старшего возраста к реалиям информационного общества (электронные документы, электронные платежи, электронное правительство);
- вероятность разрыва между «информационной элитой» (специалистами, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями данных технологий.
Мир вступает в век электронной экономической деятельности, сетевых сообществ и организаций без границ. Распространение информационных технологий принципиально изменяет экономические и социальные стороны жизни общества. Проблема человека – основной принцип понимания, познания современного мира, в основе которого лежат два взаимосвязанных процесса: рост информации и информационных технологий и изменение прежних схем построения информационной картины мира. Сам по себе рост информации информационного общества не создает. Информация должна быть социализирована, то есть, обнаружена, востребована и эффективно использована человеком.
Человек выступает ключевым субъектом информационной реальности, далеко выходящей за традиционные информационно технические характеристики. Информатизация повседневной жизни и появление нового информационного поля человеческого бытия не проходит бесследно для жизненного мира человека. Для жизни в информационном обществе становится важным сочетание устойчивого мировоззрения, личностной свободы со способностью творчески усваивать, перерабатывать и создавать информацию. Новый тип жизнедеятельности личности в таком обществе предполагает изменения в существе образования, в его целях, содержании, методах и технологиях.
Образование как социокультурный феномен во многом испытывает на себе влияние глобального процесса информатизации. С развитием информационного общества связано интенсивное становление новой образовательной парадигмы, в основе которой лежит изменение фундаментальных представлений о развитии личности. В новой образовательной парадигме учащийся – не объект педагогического воздействия, а активный субъект познавательной деятельности, вовлеченный с помощью инновационных технологий организации учебного процесса в диалог с преподавателем, активную, творческую деятельность, далекую от простой репродукции. Современному человеку недостаточно только обладать неким объемом знаний, ему необходимо и умение постоянно учиться, искать и находить необходимую информацию, используя для этого разнообразные источники, непрерывно развиваться как в личностном, так и в профессиональном плане.
Ключевая проблема современной образовательной системы связана с излишне узким пониманием информатизации образования. Часто она сводится лишь к двум моментам: во-первых, к техническому (цифровому) оснащению образовательного процесса; во-вторых, к предмету информатики и способам его преподавания в образовательных учреждениях, причем, в большинстве случаев, изолированно от других дисциплин и курсов.
Обозначим основные направления изучения информационного общества в контексте развития образовательной теории и практики:
- открытые образовательные системы как новая педагогическая парадигма информационного общества;
- развитие непрерывного образования в условиях информационного общества;
- электронная модель учебника и ее развитие;
- проблема развивающего обучения на основе информационных ресурсов общества;
- сочетание возможностей традиционного и электронного обучения в информационном обществе;
- дидактические возможности информационных технологий;
- дистанционное обучение как синтез педагогических и информационных технологий;
- формирование информационной культуры личности;
- новые информационные технологии как средство интеллектуального развития личности, развития творческих способностей и обогащения профессионального опыта;
- глобализация и интеграция образования и образовательных услуг в информационном обществе;
- содержание и функции образования в условиях информационного общества.
Таким образом, актуальным является анализ педагогических реалий информационного общества, определяющих развитие социокультурной коммуникации в современном мире. В данной работе мы остановимся на определении таких феноменов как «медиаобразование», «медиакомпетентность», «мобильное обучение», «образование 2.0», «образование 3.0», «информационно-познавательная самостоятельность».
Обратимся к базовым терминам информационного общества: «медиареальность» и «виртуальная реальность».
Феномен медиареальности, представляет собой новый тип социокультурного пространства, оказывающего все более возрастающее влияние на современного человека.
Феномен медиареальности сегодня является предметом изучения культурологии, филологии, психологии, педагогики, теории коммуникации, истории, философии, политологии, социологии и других наук.
Проведенный анализ научной литературы по проблеме медиареальности позволяет сделать вывод, что остаются открытыми вопросы относительно осмысления медийной реальности, а именно вопросы места и роли человека в медийном пространстве, вопросы освоения вариативного поля медиареальности, проблемы использования образовательного, воспитательного и развивающего потенциала мира медиареальности.
Интерпретация реальности во многом определяется политическими и социокультурными факторами. Индивидуальное восприятие реальности обусловлено также жизненным опытом, ценностными ориентациями, мировоззренческими установкам личности. Необходимо отметить, что медиареальность – это не только «мыльные оперы» или «информационные выбросы», но и богатое наследие шедевров мировой культуры, многие из которых стали широкодоступны только благодаря цифровым форматам и информационным технологиям.
Виртуальная реальность – это и технический, и психологический феномен. К главным свойствам виртуальной реальности относятся возможности визуализировать мысли, состояния, образы, придавать им парадоксальный характер, изменять смысловое содержание визуальных образов.
Возможности виртуальной реальности стали способом освоения социокультурного пространства. С возникновением мира виртуальной реальности, у человека появились новые возможности для коммуникационного обмена, получения социокультурной информации. Несмотря на иллюзию полной свободы при конструировании моделей виртуального мира, человек, в сущности, является лишь ее оператором, так как волен действовать только в рамках определенной программы.
Сегодня существуют виртуальные картинные галереи, выставки, музеи, библиотеки и т.д. Общение с электронным гидом на виртуальной экскурсии стало вполне обычным явлением. Достоверность объектов виртуальной реальности достигается путем симуляционных возможностей, значительно расширяющихся одновременно с совершенствованием информационных технологии.
Изучение понятий и характеристик виртуальной и медийной реальности позволяет сделать вывод о том, что их понимание объединяют возможности конструирования ментальных моделей мира при помощи включения человека в процесс его функционирования на основе медиакоммуникации. При этом, виртуальная реальность выступает как еще одна возможность конструирования реальности при помощи Интернет и компьютерных мультимедийных технологий [17].
Усложняющаяся структура медиакультуры оказывает все более значимое влияние на формирование социокультурного, образовательного контента. В этих условиях важной педагогической задачей становится сохранение культурной самобытности человека, социализация в культуре медиареальности, сохранение собственной субъектности, соотнесение реального Я с виртуальной личностью (образом), определения границ между самопрезентацией, симуляцией и самоактуализацией человека в медиареальности [21].
С развитием медиатехнологий расширяются и приемы манипулирования общественным мнением. Медийная манипуляция ориентирована на актуализацию эмоциональных механизмов. Стандартизация, унификация, тиражируемость – все эти характеристики могут быть отнесены и к современной медиареальности, активно продуцируемой медиакультурой. С развитием манипулятивных технологий актуализируется необходимость критической оценки медиареальности. И здесь появляется новая педагогическая задача – развитие медиаизбирательности, медиакритики, медиакомпетентности.
Изучение и освоение медиареальности, установление социокультурных связей между человеком и медиакультурными процессами современности осуществляется в процессе медиаобразования. Основной целью медиаобразования выступает изучение закономерностей массовых коммуникаций, взаимодействие человека в мире медиа, освоение языка средств массовой информации, овладение способами общения на основе невербальных форм коммуникации и с помощью технических средств и современных информационных технологий.
Медиаобразование становится в современных условиях социокультурным явлением, частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию, является инструментом поддержки демократии [18].
Медиаобразование позволяет человеку овладеть способностями использования медиа в коммуникации; обеспечивает знание того, как анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты; определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и культурные интересы, их контекст; интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа; отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции.
В обществе, основанном на информации и знаниях медийная и информационная грамотность, медиакомпетентность имеют важное значение для обеспечения возможностей участия граждан в жизни общества. Информационная грамотность – это набор компетенций, необходимых для получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и представления информации, используемой для анализа проблем и принятия решения [17]. Информационно грамотные люди обладают следующими базовыми навыками: критическое мышление, умение анализировать информацию и использовать ее для самовыражения, способность к независимому обучению, созданию информации, готовность быть информированным гражданином и профессионалом, участвовать в государственной деятельности и демократических процессах, протекающих в обществе. Составляющие медийной грамотности, определенные программой ЮНЕСКО, представлены в таблице 1. Медийную грамотность мы рассматриваем как основу развития самостоятельной познавательной деятельности личности в Интернет-среде.
Таблица 1 – Составляющие медийной грамотности
Компоненты | Характеристика |
Эстетические и креативные навыки | Способность видеть, слышать, создавать и интерпретировать медиа контент. Учащиеся могут развивать эти навыки, самостоятельно создавая медиа контент |
Интерактивные навыки | Способность общаться при помощи медиа и примерять на себя различные медиа роли. Эти навыки могут быть развиты в рамках коллаборативного обучения и практики. Интерактивные навыки указывают на готовность выражать свои мнения и установки |
Навыки критического анализа | Это умение интерпретировать и понимать значение различных медиа контентов. Учащийся может интерпретировать и оценивать медиа формы и контент, используя различные аналитические инструменты. Эти навыки лучше развиваются через изучение многообразных медиа контентов и жанров |
Навыки безопасности | Это умение находить выход из затруднительных ситуаций и избегать их. Важнейшими навыками безопасного поведения в виртуальном пространстве являются защита частного пространства и умение избегать вредоносных контактов и контента |
Отметим, что эти компетенции применимы в образовательной или профессиональной среде или для саморазвития.
В процессе формирования медийной грамотности учащиеся приобретают навыки безопасного использования медиа, а также спонтанного самовыражения, формирования независимых воззрений и участия в жизни гражданского общества. Обучение медиа грамотности – это право, закрепленное в Конвенции ООН по правам ребенка.
Медиакомпетентность есть результат личностно-субъектных обретений учащегося в процессе формального и неформального обучения. Медиакомпетентность характеризуется индивидуальной способностью личности обращения с медиа, которая совершенствуется самой личностью под влиянием социализирующих факторов и педагогического сопровождения [11].
Ключевым педагогическим феноменом информационного общества является переход от концепции «образование 2.0» к концепции «образование 3.0» как смена альтернативных моделей развития обучения в цифровом пространстве. Новизна концепции «образование 3.0» не в увеличении доступности информации и знания, а в возможности их самостоятельного конструирования и применения ее в реальном мире; в изменении отношения студентов к информации: от «информации как содержания» к «информации как инструменту». Анализ исследований по данной проблематики показывает, что под образованием 2.0 (e-learning 2.0), как правило, понимают совокупность базовых принципов, определяющих образовательные стратегии, которые реализуются при помощи виртуальных социальных сетей и мобильных интернет-технологий [6, 7, 8, 9, 19].
Под образованием 2.0 мы понимаем совокупность электронных способов доступа, анализа, обработки и отклика на индивидуально и (или) коллективно обрабатываемые данные, представляющие образовательный интерес для различных пользовательских групп.
В последнее время вышли в свет публикации, затрагивающие возможности использования технологии Образование 3.0 [7, 25, 28]. В данных работах показывается, что существующей инфраструктурой Образования 3.0 активно пользуются студенты, и это создает условия для включения преподавателей в процесс развития персонально-ориентированного образования. Таким образом, ключевая характеристика феномена Образования 3.0 заключается в опережающей, лидирующей позиции студентов в освоении образовательных возможностей новых Интернет-сервисов.
Образование 3.0 характеризуется богатыми кросс-организационными, межкультурными образовательными возможностями, в рамках которых ключевую роль в качестве создателей артефактов знаний, которые являются общими, играют сами учащиеся, и где большую роль играют социальные сети и социальные выгоды за пределами непосредственной сферы деятельности (D. Keats, J.P. Schmidt). В таблице 2 представлены сравнительные характеристики инфраструктуры поколений Образование 1.0 – 3.0 [7, 207].
Таблица 2 – Инфраструктура поколений Образование 1.0 – 3.0
Характеристики | Образование 1.0 | Образование 2.0 | Образование 3.0 |
Техническая платформа | Компьютерные классы | Компьютерные классы, индивидуальные ПК | Мобильные устройства |
Программное обеспечение | LMS | LMS в интеграции с другими видами ПО, в частности социального | Социальное программное обеспечение, облачные ресурсы |
Разработчики образовательного контента | Преподаватели | Преподаватели и специализированные фирмы | Преподаватели, студенты |
Управление обучением | LMS, преподаватели | LMS, преподаватели с элементами сотрудничества | Сотрудничество преподавателей и студентов |
Технологии обучения | Традиционные технологии e-leaning, в основном репродуктивные | Технологии e-leaning, с элементами продуктивной деятельности | Субъектно-ориентированные продуктивные технологии в контекстной образовательной среде |
Ценностной доминантой образования 3.0 является самоорганизация обучения, то есть передача инициативы в управлении знаниями самим студентам. Данный момент предполагает новую педагогическую задачу для преподавателей – подготовить студентов к конструированию собственного (субъектного) знания, проявлению образовательных инициатив на основе познавательной самостоятельности.
Педагогической основой Образования 3.0 является «возможность сотрудничества преподавателей и студентов, создание на основе Web-сервисов контекстной образовательной среды для взаимодействия преподавателей и студентов в рамках учебного процесса и за его пределами» [7, С. 647].
При этом современный образовательный процесс рассматривается как проект создания нового уникального контента и связывания различных его составляющих между собой. Реализация такого проекта невозможна без наличия удобной цифровой среды, позволяющей участникам проекта совершать любые действия относительно представления, обсуждения и классификации публикуемого материала. Данная среда создается с помощью сервисов представленных в таблице 3.
Таблица 3 – Образовательный потенциал сервисов Web 2.0
Сервисы | Образовательные возможности |
Wiki-системы | гипертекстовые среды (веб-сайт) для сбора и структурирования письменных сведений, которые характеризуются такими признаками, как: множество авторов; возможностью многократно править текст посредством самой среды (веб-сайта); возможностью наблюдать за динамикой изменений сразу после их внесения; разделять информацию на порции, имеющие свое название (категорию); учитывать изменения (контроль версий) текста и возможность возврата к ранней версии документа. Являются удобной цифровой площадкой для выполнения коллективных информационно-образовательных проектов по вузовским дисциплинам |
Системы совместного создания и редактирования контента (сollaborationediting) | обеспечивают возможность совместного одновременного доступа к документу, работу с ним и его обсуждение (например, GoogleDocs, GoogleWave) В системе могут находиться самые различные данные: документы, фильмы, фотографии, статистические данные, научные данные. Такая система часто используется для хранения, управления, пересмотра и публикации документации. Контроль версий является одним из основных её преимуществ, когда содержимое изменяется группой лиц. Могут быть использованы при проектировании персональных образовательных сред преподавателей и студентов, формирования заданий для групповой работы студентов |
Живой блог | веб-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми (корпоративные) или общественными (открытыми); по содержанию – тематическими или общими. Так же блоги могут объединяться в сети блогов, по тематическим признакам. Для блогов характерна публичность, то есть доступность материалов одновременно для многих пользователей сети Интернет и возможность оставить комментарии к записям непосредственно в электронной среде. Эта возможность позволяет использовать блоги в качестве образовательной среды сетевого взаимодействия, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, веб-форумами и чатами |
Вебинар | он-лайн семинар, лекция, презентация, организованный при помощи web-технологий. Основная задача вебинара – максимально эффективно обеспечить доставку образовательного контента к студенту. Вебинар как современный телекоммуникационный инструмент образовательного процесса достаточно перспективен, благодаря таким характеристикам как интерактивность и эргономичность. Основной минус – слабая эмоциональная связь по сравнению с живым общением в реальном времени |
RSS (Really Simple Syndication) | способ получения новой информации, появившейся на сайте, в формате анонса и ссылки на ее полную версию. RSS – один из общепринятых форматов, существует много программ для его чтения (например, бесплатная программа GoogleReader). Первоначально эта технология использовалась на новостных ресурсах, но постепенно сфера применения расширилась, и теперь подписка на свежий информационный контент может быть внедрена и в образовательный процесс |
Твиттер | использование твиттера преподавателя по теме дисциплины; формирование кратких сообщений со ссылкой на блог, на интересные статьи или другие сайты |
Концептуальная модель образования 3.0 на наш взгляд максимально соответствует образовательным ценностям XXI века, а именно:
- инициативности и нацеленности на приобретение новых компетенций;
- готовности и способности к технологическим, организационным, социальным инновациям;
- сотрудничеству и взаимной ответственности;
- креативности;
- критическому мышлению;
- высокой социальной активности и компетентности в осуществлении социальных взаимодействий;
- информационной грамотности.
Использование концептуальной модели образования 3.0 играет большую роль в развитии умений студентов работать с информацией, принимать конструктивное участие в коллективной деятельности, коллегиально решать информационно-образовательные задачи, разрабатывать индивидуальную образовательную траекторию. Использование сервисов Web 2.0 позволяет создать оптимальную электронную платформу образовательного взаимодействия преподавателей и студентов.
С увеличением масштабов внедрения Интернет-технологий во все сферы жизнедеятельности современного человека актуализируется и проблема информационной безопасности личности. Поэтому следующий феномен, который необходимо обозначить в контексте данной работы – это информационная безопасность личности.
Информационная безопасность личности - состояние и условия жизнедеятельности личности, при которых реализуются ее информационные права и свободы.
К жизненно важным интересам личности относятся:
а) соблюдение и реализация конституционных прав на поиск, получение прав и распространение информации;
б) реализация прав гражданина на неприкосновенность частной жизни;
в) использование информации в интересах не запрещенной законом деятельности, физического, духовного, интеллектуального развития;
г) защита прав на объекты интеллектуальной собственности;
д) обеспечение прав гражданина на защиту своего здоровья от неосознаваемой вредной информации.
Угрозы интересам личности несут:
а) применение нормативных правовых актов, противоречащих конституционным правам граждан;
б) противодействие, в том числе со стороны криминальных структур, реализации гражданами прав на неприкосновенность частной жизни;
в) неправомерное ограничение доступа к открытой информации;
г) нарушение прав граждан в области массовой информации;
д) противоправное применение специальных средств, воздействующих на сознание;
е) манипулирование информацией (дезинформация; сокрытие либо искажение информации).
Отметим, что источниками рисков является как информационная среда, ее ресурсы, так и сам человек.
Ключевым феноменом информационного общества является Интернет. Интернет за счет своей интерактивности и способности к аккумуляции и поиску увеличивающихся объемов информации захватил лидерство среди информационных технологий по скорости распространения. Поиск информации в сети Интернет – это одно из ключевых направлений, которое необходимо освоить современным студентам. Это связано с тем, что в сети Интернет происходит экспонентный рост объемов информации и при отсутствии знаний в области поиска информации в Интернете, эффективность работы с ним становится значительно ниже.
Мы разделяем мнение Л.К. Раицкой о том, что феномен интернет-среды необходимо рассматривать «как полифункциональную дидактическую систему, которая создает условия для интеллектуальной самоактуализации личности, ее индивидуальных ресурсов в процессе освоения различных способов кодирования информации, обогащение понятийного и метакогнитивного опыта, формирования готовности работать с новой и непривычной информацией » [14, c.24-25].
Интернет как среда есть открытая, надежная и доступная система, для которой характерен ряд закономерностей (правило В. Парето, закон Дж. Зипфа, закономерности С. Брэдфорда, Г. Мура; самоподобие, феномены современных информационных потоков) и особенностей развития (благоприятные эргономические условия вместе с свободой творчества разработчиков «всемирной паутины»).
Информационные среды (как порождение человеческой цивилизации), исторически появились вместе с зарождением систем хранения, передачи и переработки информации (таблица 6). Разные этапы развития информационных сред характеризуются появлением или развитием различных форм мышления, что также свидетельствует о системности этого явления. Основными свойствами информационных сред, которые проявлялись в разных сочетаниях и объемах на разных исторических этапах, являются адаптивность, интегративность, самоорганизация, развитие и преемственность, структурность, целостность, неаддиктивность, синергизм, эмерждентность, мультипликативность, самоподобие [14].
Таблица 6 – Исторические этапы развития информационных сред
(по Л.К. Раицкой)