Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей товара и производителей услуг.




В развитом обществе рынок - это обязательно какое-то физическое место, где встре­чаются и осуществляют сделки покупатели и продавцы. При наличии современных средств связи и транспорта можно дать рекламу товара по телевидению, собрать сотни заказов от клиентов по телефону, не вступая в физический контакт с покупателями.

 

6. В системе здравоохранения рынок занимает особое место как совокупность суще­ствующих и потенциальных покупателей товаров и потребителей медицинских услуг.

Главная особенность существующих рынков - приоритетное положение производи­теля по отношению к потребителю. Рынок такого типа получил название «рынок про­давца» (сначала производится товар, затем идет жестокая борьба за кошелек потребите­ля).

В условиях перехода существующей системы здравоохранения в России на бюджетно-страховую модель финансирования деятельность лечебно-профилактических учреж­дений будет осуществляться и посредством рыночных отношений, где в роли «продавца» выступают медицинские организации, а в роли «покупателя» - потребитель медицинских услуг: население. На определенном этапе ста­новления новой модели здравоохранения может возникнуть такой рынок, на котором больше власти будут иметь не продавцы (медицинские организации), а покупатели (потребители медицин­ских услуг). Производство и сбыт в условиях рынка покупателя и составляют содержа­ние маркетинговой деятельности.

 

7. Каковы же основные принципы маркетинга в здравоохранении, в условиях работы медицинских организаций в системе медицинского страхования, когда формируется рынок общественного здоровья? Основными принципами являются следующие:

7.1. Медицинская организация получают импульсы для своей деятель­ности от всех видов рынка, существующих в здравоохранении: сектор муниципального здравоохранения; сектор частнопрактикующих специалистов; рынок государственного здравоохранения; рынок пациентов; рынок идей; рынок Фарминдустрии; рынок меди­цинской техники; рынок физической культуры; рынок системы медицинского образова­ния; рынок медицинских услуг; рынок медицинского страхования.

7.2. Разрабатывая новую услугу для населения или совершенствуя уже существую­щую, медицинская организация выясняет, будет ли на эту услугу спрос, на какой сегмент рынка необходимо будет представить эту услугу и будут ли ее покупать по планируемой цене.

7.3. Медицинская организация не только изучает и удовлетворяет, но и формирует спрос в нужном для се­бя направлении.

7.4. Медицинская организация учитывает не только существующие потребности населения на различные виды диагностики, лечения, реабилитации и т. п., но и на потребности потребителей ме­дицинских услуг, которые возникнут с появлением новых медицинских технологий и новых форм организации труда (например, применение лапароскопии при диагностике бесплодия, оперативном вмешательстве у больных желчнокаменной болезнью и т.д.).

7.5. Получение прибылей в течение длительного времени с ориентацией на долго­срочное и устойчивое присутствие на рынке, развитие которого идет по пути выделения все более узких групп потребителей медицинских услуг (например, мини-аборты для женщин репродуктивного возраста, консервативные методы лечения аденомы предста­тельной железы у мужчин в возрасте 50 лет и старше и т. д.).

 

8. Существуют пять концептуальных подходов, на основе которых организации мо­гут вести свою маркетинговую деятельность.

8.1. Концепция совершенствования производства.

Эта концепция утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам и ус­лугам, которые широко распространены и доступны по цене, а следовательно, руково­дство должно сосредоточить свои усилия на совершенствование производства и повы­шение эффективности системы распределения. Применение концепции подходит в двух ситуациях. Первая - когда спрос на товар или услугу превышает предложение. В этом случае следует сосредоточиться на изыскании способов увеличить производство. Вторая — когда себестоимость товара или услуги слишком высока и ее необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности. Данной концепции рекомендуется при­держиваться медицинским предприятиям, т.к., несмотря на то, что они ежечасно обслу­живают большое количество посетителей, в их адрес высказывают претензии в обезлич­ке и равнодушии к потребителям.

8.2. Концепция совершенствования товара.

По утверждению этой концепции потребители будут благосклонны к товарам и услу­гам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характе­ристики, а, следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на посто­янном совершенствовании товара.

В прошлом шприцы, системы для переливания крови, иглы и прочий медицинский инструментарий применялись многократно, проходя постоянную стерилизацию, и такая система удовлетворяла и пациентов, и врачей. Сегодня интенсивное распространение вируса СПИД показывает некачественность услуг, которые осуществляются устаревшим медицинским инструментарием, и заставляет медицинскую промышленность перехо­дить на выпуск одноразовых шприцев, игл и систем для переливания крови, т.к. их ис­пользование дает большую гарантию, что заражение вирусом СПИД не произойдет.

8.3. Концепция интенсификации коммерческих усилий.

Руководствуясь этой концепцией, потребители не будут покупать товары организа­ции в достаточных количествах, если эта организация не предпримет значительных уси­лий в сфере сбыта и стимулирования.

Особенно активно можно использовать данную концепцию применительно к меди­цинскому страхованию, т.к. пере4юрмировать общественное мнение, которое более се­мидесяти лет приучалось к бесплатности здравоохранения, довольно трудный и дли­тельный процесс.

8.4. Концепция маркетинга.

Эта концепция утверждает, что залогом достижения целей организации являются оп­ределение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетво­ренности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами.

Руководствуясь концепцией маркетинга, организация интегрирует и координирует всю деятельность с расчетом на обеспечение удовлетворенности клиентов, получая при­быль именно благодаря созданию и поддержанию потребительской удовлетворенности.

Данную концепцию не надо путать с концепцией интенсификации коммерческих усилий. Коммерческие усилия по сбыту - это сосредоточенность на нуждах продавца, а маркетинг — это сосредоточенность на нуждах покупателя.

8.5. Концепция социально-этичного маркетинга. Она утверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами с одновременным со­хранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом.

Этой концепции придерживаются, например, предприятия, занимающиеся выпуском и реализацией экологически чистых продуктов питания.

Концепция эта требует от деятелей рынка увязки в рамках политики маркетинга трех факторов: извлечения прибыли, удовлетворения покупательской потребности, благосос­тояния общества.

Эта концепция маркетинга может быть в первую очередь использована в медико-индустриальном комплексе, вся деятельность которого должна быть направлена на каче­ственное улучшение здоровья индивидуума - это, в частности, и общественного здоро­вья в глобальном масштабе. Благосостояние общества - понятие комплексное, и одной из составных частей его является общественное здоровье.

Во всех цивилизованных странах общественное здоровье классифицируется как об­щественный товар (или общественное благо), и ответственность за его формирование, качество и доступность лежит на плечах государственных институтов, деятельность ко­торых базируется на социально-ориентированную рыночную экономику, активно реали­зующую концепцию социально-этичного маркетинга.

 

9. Провести анализ рынка, это, значит, тщательно изучить и оценить особенности той среды, в которой находится конкретное лечебно-профилактическое учреждение, произ­водящее платные медицинские услуги. Маркетинговая среда — совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами организаций и влияющих на возможность руководства службы маркетинга устанавливать и поддерживать с клиентами отно­шения успешного сотрудничества. Маркетинговая среда слагается из макросреды и микросреды.

 

10. Анализ маркетинговой микросреды предполагает подробное изучение тех факто­ров, с которыми конкретная медицинская организация (МО) непосредственно соприкасается в своей деятельности:

поставщики, маркетинговые посредники, потребители медицинских услуг и контактные аудитории. Остановимся на краткой характеристике некоторых из них, а именно:

- поставщики;

- конкуренты;

- потребители медицинских услуг.

 

10.1. Схема анализа маркетинговой микросреды

 
 

 


10.2. Поставщики - это отдельные организации или физические лица, обеспечи­вающие конкретные МО и его конкурентов материальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для производства медицинских услуг (например, центральный аптечный склад, магазины медицинской техники и оборудования и т. д.). Сама МО также являет­ся поставщиком медицинских услуг.

10.3. Конкуренты - другие МО, производящие медицинские услуги, представляю­щие их на рынок.

Чтобы выдержать конкуренцию (соперничество между отдельньми МО или про­фессионалами), необходимо ответить на один вопрос: «Чем наша услуга лучше той, ко­торую предлагают наши конкуренты?»

10.4. Услуга - любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предло­жить другой, и которые в основном неосязаемы и не приводят к получению чего-либо материального. Производство услуг может быть связано с товаром в его материальном

виде.

При представлении на рынок услуги необходимо учитывать:

- ее уникальные свойства;

- гарантированное качество;

- престижность МО;

- близкое расположение МО к потребителю медицинских услуг;

- простоту исполнения;

- низкую (с учетом эксплуатационных расходов) стоимость.

 

Услугам присущи четыре характеристики, которые необходимо учитывать при раз­работке маркетинговых медицинских программ: неосязаемость, неотделимость от ис­точника, непостоянство качества, несохраняемость.

 

11. В связи с ростом численности и размеров рынков медицинских услуг, размеров самих МО многие распорядители маркетинга не имеют возможности непосредствен­ных контактов со своими потребителями. Администраторам приходится все чаще при­бегать к исследованию потребителей. Они тратят времени и средств больше на изучение потребителей, пытаясь выяснить, КТО именно покупает, КАК именно покупает, КО­ГДА именно покупает, ГДЕ именно покупает и ПОЧЕМУ именно покупает?

 

12. Огромное значение для предпринимателя имеет анализ факторов, оказывающих влияние на покупательское поведение (Ф. Котлер, 1995 г.), которые приведены на сле­дующей схеме:

 

 

 

 


13. Чтобы определить будущий размер рынка, необходимо изучить все факторы и тенденции, влияющие на развитие рынка, и сделать прогнозы на будущее. С этой целью надо проанализировать все источники рыночной информации. Источниками рыночной информации могут быть следующие источники:

Информационные:

- опрос потребителей;

- опрос бывших потребителей;

- опрос поставщиков;

- опрос руководителей других ЛПУ.

Внутренние:

- анализ услуг;

- информация из печатной рекламы;

- анализ торговых и технических брошюр конкурентов.

Опубликованные:

- газеты и журналы - исследование потребителей, исследование рынка в целом и его сегментов в сфере вашего бизнеса или бизнеса ваших конкурентов;

- публичные библиотеки - торговые журналы, адресные и телефонные справочники, правительственные исследования и публикации, экономическая статистика, специ­альные публикации и книги;

- бизнес-ассоциации (такие, как Торговая палата, торговые центры, различные органи­зации сотрудничества с зарубежными странами и т. д.), исследования, контакты, тор­говые и коммерческие данные по регионам;

- учебные институты - кафедры экономики, бухгалтерского учета, финансов, малые предприятия при институтах, кафедры и курсы социальной медицины, экономики и организации здравоохранения, социологии, финансового менеджмента;

- НИИ — исследования, информация, публикация;

- правительственные источники информации.

Специальные:

- исследования или интервью, проведенные местными вузами;

- исследования, проведенные специалистами компании по исследованию рынка;

- сообщения консультантов.

 

14. Механизм функционирования рынка обеспечивается благодаря взаимодействию его трех основных элементов (параметров): спросу, предложению и цене.

Оптимальное взаимодействие этих элементов обеспечивает экономически беспере­бойную работу медицинского учреждения при условии тщательного анализа спроса, яв­ляющегося своего рода «рыночным компасом», который указывает, какие и в каком ко­личестве могут быть даны предложения потребителю медицинских услуг.

 

15. Спрос в здравоохранении - это количество медицинских услуг, которое желают и могут приобрести пациенты за некоторый период времени по определенной цене. Ко­ротко спрос можно определить как платежеспособная потребность в медицинских услу­гах, сформированная у населения системой здравоохранения.

 

16. Спрос - явление весьма динамичное. Он может изменять свое состояние от ажио­тажа до полного отрицания необходимости каких-либо услуг.

Различным состояниям спроса соответствуют разные стратегии (типы) маркетинга с соответствующими задачами:

Отрицательный спрос;

Отсутствие спроса;

Скрытый спрос;

Падающий спрос;

Нерегулярный спрос;

Полноценный спрос;

Чрезмерный спрос;

Нерациональный спрос.

 

17. Сегментация рынка - термин, используемый в маркетинге. Означает разделение рынка на более мелкие составляющие. Различные секторы рынка совсем не должны быть одинакового размера.

Ключевым вопросом для малого бизнеса является концентрация усилий и ресурсов на одном, максимум двух-трех сегментах. Исследования показали, что существует взаи­мосвязь между количеством сегментов рынка, занимаемых вами, и прибыльностью ва­шей предпринимательской деятельности: любое возрастание в доле рынка прямо про­порционально прибыльности. Однако надо помнить, что сегмент рынка, в котором рабо­тает такая МО, зависит от того, как мы сами его определим, и это объясняет, почему небольшая по выполнению услуг рефлексотерапевтическая МО имеет ничтожную до­лю рынка, если рынок рефлексотерапии имеется как общегородской рынок в одном кон­центрированном месте.

 

18. Целью сегментации является нахождение лучшего способа применения возмож­ностей нашей МО для удовлетворения нужд группы потребителей и, следовательно, получения определенной выгоды.

Чтобы успешно сегментировать рынок для своей услуги, необходимо помнить о двух факторах:

• степени отличия нашей МО от конкурентов (уникальность позиции на рынке или уникальность предлагаемого товара или услуг);

• затраты на то, чтобы удержать эту позицию: обязательным условием успешного сег­ментирования нашего товара или услуг является правильное определение его уни­кальных преимуществ для потенциальных потребителей.

 

19. Сегментирование потребителей позволяет сконцентрировать ограниченные ре­сурсы в наиболее обещающих областях.

При сегментации необходимо определить группы потребителей с учетом возможно­сти поддержания связи с ними. Пока вы не найдете способов, позволяющих связываться с ними, все ваши усилия будут тщетными. Информация поможет выбрать методы связи с разными группами потребителей и стиль общения с ними.

 

20. Для налаживания личных контактов с населением данной МО необходимо вы­полнить следующие функции:

20.1. Изучение нужд и потребностей по тем видам помощи, которые может организо­вать это учреждение.

20.2. Организация рекламы самой МО.

20.3. Организация пропаганды и рекламы лучших специалистов своей МО.

20.4. Организация пропаганды тех видов помощи, которые являются наиболее силь­ными в этой МО.

20.5. Организация пропаганды и рекламы формирования здорового образа жизни при приобретении услуг в данной МО.

 

21. После анализа и сегментации рынка проводится разработка маркетингового ком­плекса, состоящего из следующих элементов:

- Разработка товара (услуги).

- Установление цены.

- Выбор способов распространения товаров (услуг).

- Разработка системы продвижения на рынок.

- Реклама медицинской услуги.

 

22. Важный элемент комплекса маркетинга - продвижение товара на рынок. Это достигается с помощью коммуникативной политики фирмы. Обычно выделя­ют четыре ее основных направления:

• реклама (коммерческая информация о товаре или фирме, привлекающая к ним вни­мание и убеждающая в их достоинствах и преимуществах);

• личная продажа (устное представление товара потенциальным покупателям с целью его продажи, установление и поддержание с возможными покупателями личностных отношений);

• стимулирование сбыта (активизация и поощрение покупателей, торговых посредни­ков и продавцов с помощью сезонных и других ценовых скидок, потребительского кредита, премиальных продаж, лотерей, бесплатной раздачи образцов, поощрение постоянных покупателей и т.д.);

• пропаганда (проведение кампаний с целью изменения восприятия населением целых товарных групп).

 

23. Ядро коммуникативной политики фирмы составляет реклама. МО должна внимательно, используя соответствующие справочные материалы или проведя специ­альные исследования, решить, какая реклама, где, когда, в каком объеме даст наилучший результат. Работая на рынке, МО может вести скрупулезный учет и анализ эффектив­ности своей рекламы с тем, чтобы вовремя корректировать принимаемые решения.

 

24. Основными этапами плана проведения рекламы медицинской организации явля­ются:

• установление целей и задач рекламы;

• установление ответственности (следует решить, кто будет отвечать за рекламу: собст­венное рекламное подразделение или внешнее рекламное агентство);

• выбор каналов распространения рекламных посланий;

• разработка рекламного обращения;

• определение объема денежных средств, необходимых для рекламы;

• выбор времени рекламы;

• оценка эффективности программы рекламной деятельности.

 

25. Цели медицинской рекламы должны быть установлены точно и по возможности выражены количественно, чтобы степень их достижения поддавалась если не точному изменению, то хотя бы оценке. Например: создать имидж новой услуги или улучшить имидж давно существующей; повысить известность фирмы у молодежной аудитории; заинтересовать клиентов, принадлежащих к еще не охваченному сегменту рынка и т. д.

 

26. Для эффективного достижения цели рекламы необходимо:

• довести до сведения потенциальных пациентов, что данная услуга оказывается в ва­шем учреждении, что методы ее оказания имеют конкретные преимущества, что ее окажут по указанному адресу, по определенной цене и т.д.;

• заставить пациента задуматься о возможности воспользоваться данной услугой, при­водя доводы в пользу такого «приобретения» (рациональная реклама);

• пробудить желание воспользоваться данной услугой, вызвать мысленные представ­ления о ее результатах (ассоциативная реклама).

 

27. Маркетинговую деятельность МО необходимо проводить в соответствии с пла­ном его стратегического развития и планом маркетинга. Осуществляет эту деятельность маркетинговая служба МО. Стратегическое планирование обеспечивает соответствие между долгосрочными целями и маркетинговой стратегией МО. Оно направлено на выявление наиболее перспективных из имеющихся у МО сфер деятельности с целью их развития и сокращения наиболее слабых.

 

28. Стратегическое планирование состоит из четырех основных составляющих:

28.1. Разработка программы МО.

28.2. Постановка задач и выбор целей.

28.3. Составление планов хозяйственного развития.

28.4. Разработка стратегии роста МО.

 

29. Основными задачами маркетинговой службы МО являются:

- комплексное изучение рынка общественного здоровья;

- обеспечение устойчивой реализации товаров и услуг;

- рыночная ориентация производства;

- научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы;

- анализ рыночной ситуации;

- разработка рекомендаций по новым видам услуг;

- разработка и реализация стратегии и тактики маркетинга;

- разработка маркетинговых программ и обеспечение их реализации;

- рекомендации основных требований к товарам и услугам, их ассортименту;

- определение программ работ по формированию спроса, рекламе и стимулированию сбыта услуг.

 

30. Основными целями МО, ориентированными на применение маркетинга, в по­рядке их приоритетности являются следующие:

- объем услуг;

- темп роста (объема услуг или прибыли);

- доля на рынке;

- запланированная прибыль;

- повышение качества услуг,

- снижение издержек.

 

31. Оптимальный алгоритм выхода МО на рынок медицинских услуг:

• Оцените будущий рынок медицинских услуг.

• Оцените состояние и возможности вашей МО.

• Определите, где и на каких условиях вы сможете устойчиво получать необходимые МО ресурсы.

• Разработайте стратегию выживания МО на рынке.

• Согласуйте перспективную коммерческую стратегию с трудовыми коллективами.

• Установите систему договоров со страховыми медицинскими организациями.

• Найдите взаимопонимание с банком.

• Решите проблемы собственности и подходы к приватизации МО.

 

32. Предпринимательство - это деятельность, направленная на максимализа­цию прибыли. Ее содержание заключается в нахождении или формировании спроса на продукты, работу, услуги и в удовлетворении его путем продажи соответствующих про­дуктов, работ, услуг в качестве товара. При этом безразлично, предприниматель сам ор­ганизует производство этих товаров или выступает в качестве посредника между их производителем и потребителем.

 

33. Основами маркетинга утверждается, что успех и склонность к соперничеству плохо сочетаются. Стремление сделать что-либо качественно неравноценно стремлению победить других. Победы над конкурентом ныне добиваются все чаще не путем органи­зации каких-либо действий против него, а благодаря лучшей качественной работе на по­требителя, более полному удовлетворению его запросов.

 

34. Маркетинг подразделяется на четыре вида предпринимательской активности.

Первый вид - разработка услуг и создание товара, которые будут отвечать потребно­стям покупателя.

Второй - доставка (или предложение) услуг (товара) на место, удобное для потенци­ального покупателя.

Третий - процесс продвижения (услуг) товаров на рынок путем рекламы, услуг по­средников, агентов по сбыту и др.

Четвертый - установление разумной цены на услугу (товар).

Эти четыре вида предпринимательской деятельности являются «четырьмя китами» маркетинга.

 

35. В соответствии с законодательством Российской Федерации и опытом использо­вания медицинского страхования в России и за рубежом, а также исходя из особенно­стей медицинской услуги и сложности оплаты медицинской помощи, роль финансово-кредитных учреждений (посредников) во многом берут на себя фонды обязательного медицинского страхования, что не исключает и не принижает значения обычных для этого рода деятельности маркетинговых посредников - банков, страховых компаний, инвестиционных фондов и т. д., а также государственного бюджета, с учетом высокой социальной значимости услуг здравоохранения.

 

36. Оставшиеся функции посредничества и оказания маркетинговых услуг успешно могут сочетать в себе страховые медицинские организации, деятельность которых бази­руется на основных положениях теории маркетинга.

 

37. Исходя из задач, стоящих перед посредниками, можно выделить три основных критерия, которым они должны отвечать.

Во-первых, компетентность - это должны быть эксперты-профессионалы, которые квалифицированно могут оценить качество оказанных медицинских услуг и которым потребители доверяют. Во-вторых, они должны быть независимы от медицинских учре­ждений, состоять «на содержании» у потребителя, выражая его интересы, и, в-третьих, существовать на конкурентной основе для возможности осуществления потребителем выбора. Организации медицинского страхования, отвечающие этим критериям, должны выполнять роль маркетинговых посредников.

 

38. Маркетинг в медицинском страховании означает систему организации деятельно­сти страховых медицинских организаций (СМО), основанную на предварительном изу­чении страхового рынка и перспектив спроса на страховые услуги, определении задач по оптимальной организации реализации имеющихся и разработке новых страховых услуг.

 

39. В России деятельность медицинских учреждений государственной и муници­пальной систем здравоохранения носит преимущественно некоммерческий характер, что накладывает отпечаток и на их маркетинг. Вместе с тем существует много общих харак­теристик между коммерческим и некоммерческим маркетингом. Это выбор потребите­лей между различными организациями, конкуренция, рынок, цена, услуга и т. д.

 

40. Сравнительная характеристика некоммерческого и коммерческого маркетинга:

Некоммерческие организации Коммерческие организации
Некоммерческий маркетинг связан с медицин­скими учреждениями, территорией, идеями, ме­дицинскими услугами (в основном базовыми).   Коммерческий маркетинг связан главным образом с медицинскими услугами.  
Может производиться обмен голосов избирате­лей или реализации идеи социального равенства на бесплатные медицинские услуги.   Обмен денег на медицинские услуги.  
Успех или неудача не могут измеряться только деньгами.   Основная цель — максимальный доход или при­быль.  
Преимущества маркетинга могут быть не связа­ны с платежами пациентов.   Преимущества обычно связаны с платежами паци­ентов.  
Некоммерческие организации могут обслужи­вать экономически невыгодные сегменты рынка.   Коммерческие организации, как правило, обслу­живают экономически прибыльные сегменты рын­ка.  
Некоммерческие организации имеют две кате­гории клиентов; спонсоров и потребителей.   Коммерческие организации имеют только одну категорию — потребителей.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: