Министерство образования и науки Пермского края
ГБПОУ «Пермский педагогический колледж № 1»
Кафедра дошкольной и специальной дошкольной педагогики и психологии
Методические рекомендации по
Преддипломной практике обучающихся, осваивающих основные образовательные программы среднего профессионального образования
Дошкольное образование» углубленной подготовки
Очной и заочной форм обучения
Пермь 2013
Методические рекомендации по преддипломной практике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) углубленной подготовкии ФГОС по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
Организация разработчик: ГБПОУ «Пермский педагогический колледж №1»
Разработчик:
Маторнова Татьяна Николаевна преподаватель высшей квалификационной категории
Рекомендованы методическим советом ГБПОУ «Пермский педагогический колледж №1»
Заключение методического совета №____________ от «____»__________20__ г.
© Маторнова Татьяна Николаевна..Методические рекомендации по преддипломной практике
Пояснительная записка
Цель практики – закрепление и совершенствование общих и профессиональных компетенций студентов, освоение многофункциональной деятельности педагога в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями в условиях ДОУ (группы) компенсирующего вида.
Задачи практики:
· повышать профессиональную мотивацию, понимание студентами сущности социальной значимости своей будущей профессии, проявляя к ней устойчивый интерес;
· развивать способности к системному действию в профессиональной ситуации; к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
· формировать умение научно организовать свой труд, использовать компьютерную технику в сфере профессиональной деятельности;
· развивать готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
· развивать устойчивое стремление к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции, саморазвитию), творческой самореализации.
Результатом прохождения преддипломной практики является сформированность общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих её правовых норм.
При прохождении практики студенты приобретают следующие профессионально значимые умения и навыки:
- применять психолого-педагогические знания в разных видах образовательной деятельности;
- анализировать, планировать (проектировать) и оценивать образовательный процесс и его результаты;
- самостоятельно разрабатывать наглядный дидактический материал для проведения коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с отклонениями в развитии;
- рационально распределять время на занятиях и выполнять намеченный план;
- оказывать социальную помощь и психологическую поддержку воспитанникам;
- использовать современные технологии развития ребенка с особыми образовательными потребностями в разных видах деятельности;
- создавать благоприятные условия для разностороннего развития личности детей с особыми образовательными потребностями;
- реализовывать процесс профессионального самовоспитания и самообразования;
- осуществлять самоанализ, самоконтроль собственной педагогической деятельности, уметь ее представить;
- осуществлять взаимодействие с родителями воспитанников дошкольных учреждений разных видов;
- осуществлять учебно-исследовательскую, опытно-практическую экспериментальную работу в сфере профессиональной деятельности.
Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием
(ПМ. 01.)
Профессиональные компетенции | Основные показатели | Баллы | Реализация ПК в структуре ВКР |
ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребёнка и физическое развитие детей | - наличие конспектов, сценариев мероприятий; - определение места мероприятия в образовательном процессе ДОУ (в НОД, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями); - постановка целей, задач мероприятий, их логическая взаимообусловленность; - соответствие структуры и содержания деятельности цели и задачам мероприятий; - рациональность использованных методов, приемов, форм воспитательной работы; - соответствие содержания мероприятия возрастным, типологическим особенностям детей, содержанию психолого-педагогической работы в данной образовательной области. | Формирующий этап исследования Материалы приложения | |
ПК 1.2. Проводить режимные моменты (умывание, одевание, питание) | - использование режимных моментов для достижении результатов исследования; - соответствие методов, приемов, средств и формы организации режимных моментов возрастным и индивидуальным особенностям детей; - реализация принципа интеграции образовательных областей в организации режимных моментов; - наличие конспектов режимных моментов в дневнике практики; - результаты производственной практики (отметка за практику пробных занятий). | Формирующий этап исследования Материалы приложения | |
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники). | - реализация двигательного режима в логической последовательности всех его звеньев в соответствии с темой исследования; - разнообразие мероприятий по физическому воспитанию в соответствии с темой исследования; - соответствие содержания мероприятий, формы их организации предполагаемому результату исследования; - результаты преддипломной практики (отметка за практику); - наличие оценочного листа проявленных профессиональных компетенций студента в период преддипломной практики. | Формирующий этап исследования Материалы приложения | |
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребёнка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии. | - использование наблюдения как метода диагностики в экспериментальной части исследования; - соблюдение требований к оформлению протокола наблюдения; - наличие анализа наблюдаемых явлений с последующими выводами и практическими рекомендациями; - результаты производственной практики (отметка за практику пробных занятий); | Констатирующий, контрольный этапы исследования | |
ПК 1.5. Анализировать процесс и результаты проведения мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием. | - наличие анализа мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физического развития детей в соответствии с темой исследования; - качество анализа результатов: умение видеть сильные и слабые стороны анализируемого процесса; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы; формулировать рекомендации по коррекции и дальнейшему развитию детей с ограниченными возможностями и с сохранным развитием; - наличие дневника производственной практики; - наличие самоанализа организации НОД; - наличие анализа и оценки (отзыва) со стороны работодателя. | Формирующий этап исследования Материалы приложения | |
Всего | 25 б |