Создать рациональную тактику решения изобретательских задач можно лишь на основе объективных закономерностей развития технических систем. Но что это такое?
Рассмотрим конкретный пример. Киносъемочный комплекс – типичная техническая система, включающая ряд элементов: киносъемочный аппарат, осветительные приборы, звукозаписывающую аппаратуру и т.д. Аппарат ведет съемку с частотой 24 кадра в секунду, причем при съемке каждого кадра затвор открыт очень небольшой промежуток времени, иногда 0,001 сек. А светильники освещают съемочную площадку все время. Таким образом, полезно используется 2,4% энергии или чуть больше. Остальная энергия расходуется, в сущности, на вредную работу, утомляет артистов. Использовать для светильников переменный ток рискованно, поскольку частота промышленного переменного тока (50 герц) не совпадает с частотой съемки; в промежутках между периодами излучение ламп падает, и колебания света могут отразиться на освещенности площадки.
Итак, мы имеем техническую систему, основные элементы которой «живут» каждый в своем ритме. Отсюда недостатки системы. Одна из объективных закономерностей развития технических систем состоит в том, что системы с несогласованной ритмикой вытесняются более совершенными системами – с согласованной ритмикой. В данном случае нужны безынерционные светильники, работающие синхронно и синфазно вращению шторки объектива.
По авторскому свидетельству № 174586 для облегчения выемки угля – пласт разрыхляют, для этого пробуривают скважины, заполняют их водой и передают через нее импульсы давления. Частота импульсов определяется характеристиками используемого оборудования. А у пласта своя собственная частота колебаний. Две части системы работают каждая в своем ритме – явное нарушение принципа согласованности ритмики. И вот появляется авторское свидетельство № 317797: «Способ предварительного ослабления угольного пласта путем воздействия на породы массива искусственно создаваемыми импульсами, отличающийся тем, что с целью повышения эффективности колебания на массив, предварительно приведенный в возбужденное состояние, воздействуют направленными импульсами с частотой, равной частоте собственных колебаний массива».
|
Изобретения по авторскому свидетельству № 174586 и № 317797 разделены промежутком в семь лет. Эти семь потерянных лет – плата за незнание объективных законов развития технических систем.
Принцип согласования ритмики частей системы – всего лишь одна из многих закономерностей, определяющих развитие технических систем. Но даже знание этой одной закономерности дает изобретателю мощный эвристический инструмент. Можно рассматривать разные технические системы и сознательно их совершенствовать. Внешне АРИЗ представляет собой программу последовательной обработки изобретательской задачи. Объективные закономерности развития технических систем заложены в самой структуре программы или выступают в «рабочей одежде» – в виде конкретных операторов.
Во многих случаях решение задачи затруднено потому, что поставлена она неверно: надо решать не данную задачу, а другую. В АРИЗе это учтено. Получив задачу, изобретатель, пользуясь определенными правилами, проверяет возможность и целесообразность ее трансформации или даже полной замены. При этом подчас обнаруживаются совершенно новые задачи, выявляется логика развития технической системы. АРИЗ поэтому можно рассматривать и как алгоритм прогнозирования развития технических систем.
|
Выбранный изобретателем объект рассматривается, согласно АРИЗу, как элемент закономерно развивающейся системы. В ходе анализа сначала выявляется техническое противоречие, возникающее между частями (или свойствами) системы, а затем локализируется причина технического противоречия – определяется физическое противоречие.
Физическое противоречие представляет собой разные и несовместимые требования к одной части объекта. Например, в двигателе внутреннего сгорания стенки цилиндра должны быть горячими, чтобы был обеспечен высокий КПД, и эти же стенки цилиндра должны быть холодными, чтобы был высокий коэффициент наполнения при такте всасывания и, следовательно, достаточная мощность двигателя. Такого рода противоречия могут быть устранены с помощью определенных типовых приемов. АРИЗ сводит обширное поисковое поле к нескольким пробам, необходимым для подбора нужного варианта устранения физического противоречия. [2;с.152]
Выявление физического противоречия ведется по четким правилам. Вот, например, задача: «Есть фильтр для очистки воздуха от неметаллических частиц пыли. Фильтр представляет собой конструкцию из многих слоев металлической ткани. Время от времени фильтр необходимо очищать от забившей его пыли. Осуществляют это продувкой фильтра в обратном направлении. Очистка идет слишком долго. Как быстрее убирать пыль из фильтра?».
|
Люди, не знающие АРИЗа, начинают перебирать бесчисленные варианты: а если вымывать пыль? А если выбивать ее вибрацией? А если что-то растворять? С позиций АРИЗа задача проста. Существует правило, по которому целесообразно рассматривать изменение не природных, а технических элементов. Пыль – природный элемент. Металлическая ткань –элемент технический. Следовательно, удалять, вымывать, растворять, разрушать надо не пыль, а сам фильтр. Поры фильтра должны быть маленькими при работе и должны быть большими при очистке. Решение: заменим металлическую ткань ферромагнитными крупинками, удерживаемыми магнитом или электромагнитом.
Такие задачи с помощью АРИЗа решают восьмиклассники.
После выявления физического противоречия изобретатель обращается к информационному аппарату АРИЗа: к системе типовых приемов устранения противоречий, к таблицам применения типовых приемов, к указателю использования физических эффектов и явлений.
Уже давно известно, что изобретатели используют какие-то приемы преобразования исходного технического объекта: разделение, объединение, инверсию («сделать наоборот») и т. д. Разные авторы приводили списки приемов, но списки эти были неполными, наряду с сильными приемами в них фигурировали приемы слабые и устаревшие. А главное – оставалось неизвестным: когда какой прием применять.
При разработке АРИЗа велся систематический анализ патентного фонда: выделялись и исследовались изобретения третьего и более высоких уровней, определялись содержащиеся в них технические противоречия и способы их устранения. На этой основе составлены таблицы наиболее типичных противоречий и списки основных приемов их устранения.
В сущности, АРИЗ организует мышление изобретателя так, будто в распоряжении одного человека имеется опыт всех (или очень многих) изобретателей. И, что очень важно, опыт этот применяется талантливо. Обычно даже маститый изобретатель черпает из опыта решения, основанные на внешней аналогии: вот эта новая задача похожа на такую-то старую задачу, значит, и решения должны быть похожими. «Аризный» изобретатель видит глубже: вот в этой новой задаче такое-то физическое противоречие, значит, можно использовать решение из старой задачи, которая внешне совсем не похожа на новую задачу, но содержит аналогичное физическое противоречие. Стороннему наблюдателю это кажется проявлением мощной интуиции...
На двадцатом этаже живет карлик. Утром, направляясь на работу, он входит в лифт, нажимает кнопку и опускается на первый этаж. Вечером, возвращаясь с работы, он заходит в лифт, нажимает кнопку и поднимается на десятый этаж, а дальше идет пешком. Почему он не поднимается в лифте на двадцатый этаж?
Эту задачу, приведенную английским ученым Г. Айзенком во введении к книге «Проверьте свои способности» (русский перевод изд. «Мир», 1972), не раз предлагали слушателям, приступающим к изучению теории решения изобретательских задач. Редко ответ был правильным: «Карлик может дотянуться только до десятой кнопки». Через восемь-десять занятий, снова предлагали эту задачу. К этому времени слушатели уже знали, что решению творческих задач мешает психологическая инерция, обусловленная, прежде всего, косностью, инертностью терминов, в которых ставится задача. Таких терминов в задаче Айзенка два – «карлик» и «лифт». Решая задачу, слушатели на этот раз заменяли термин «карлик» словами «человек очень маленького роста». Результат: более половины слушателей сразу давали правильный ответ.
В АРИЗе широко используются конкретные операторы преодоления психологической инерции. Устранение специальных терминов – простейший из таких операторов. Другой оператор (он называется оператором РВС) представляет собой шесть мысленных операций: начнем мысленно уменьшать размеры объекта – и посмотрим, что изменится в задаче, какие новые стороны в ней откроются, затем мысленно увеличим размеры объекта – и снова проследим, как меняется задача; потом будем увеличивать –уменьшать скорость объекта и его стоимость.
Опыт обучения АРИЗу свидетельствует: освоение операций описанного типа ощутимо поднимает эффективность решения творческих задач. Но дело в том, что подобных операций не две – их десятки. А главное – они образуют систему мышления.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о том, что качественное отличие талантливого мышления состоит, прежде всего, в умении видеть не только данную в задаче систему, но и надсистему, и подсистемы. Иными словами, когда речь идет о дереве, надо хотя бы «боковым зрением» видеть лес (надсистему) и отдельную клетку древесины (подсистему).
Более высокая степень таланта отличается умением видеть на каждом уровне линию развития: прошлое, настоящее, будущее. Еще более высокая степень таланта связана с умением видеть не только систему, надсистему, подсистему, но и их антиподы: кран – антикран, печь – антипечь и т. д.
«Кинотеатр» талантливого мышления, таким образом, очень сложен: три яруса (подсистема, система, надсистема) и на каждом ярусе отдельные «экраны» для прошлого, настоящего и будущего. Мало того, на каждом «экране» позитивное и негативное изображения.
Да, сложно. Мир, в котором мы живем, устроен сложно. И если мы хотим познавать его и преобразовывать, наше мышление должно правильно отражать этот мир. Зеркало, отражающее образ мира, должно быть большим, но, к сожалению, в реальной творческой деятельности обычно пользуются маленьким осколком зеркала. Чаще всего изобретатель видит данную задаче систему – и только.
Мышление по «полной схеме» пока – величайшая редкость. Но такое мышление можно развивать, к нему можно подводить если не всех, то очень многих. Одна из главных функций АРИЗа и состоит в том, чтобы развивать творческие способности.
Трудно представить себе руководителя спортивной команды, который совершенно не беспокоился бы о регулярной и продуманной тренировке спортсменов. Но отнюдь не редкость, когда руководитель инженерного коллектива не думает о развитии творческого мышления своих инженеров.
Научная организация творческого процесса – настоятельное веление времени. Пройдет несколько лет и первейшим качеством каждого инженера станет его творческий потенциал: умение генерировать новые идеи, знание эффективных методов решения творческих задач, наличие тренированного творческого воображения.
Готовиться к этому надо сегодня, сейчас.
Каждый человек должен творить в области своих интересов и на уровне своих возможностей.
Для творческой целенаправленности учащимся или студентам необходимо знакомиться с информацией о современных проблемах науки, искусства, техники и общества, а также находить проблемы в научно-популярной литературе.
Список литературы
1. Воронова Ю.С. ТРИЗ: творчество как наука // ЭКО. – 2004. – № 12. – С.140-157.
2. Кричевец А.Н. О математических задачах и задачах обучения математике: некоторые проблемы математического моделирования и математического образования // Вопросы психологии. – 1999. – № 1. – С.32-41.
3. Курганский А. Математическое моделирование движений: синергетический и когнитивистский подходы // Вопросы психологии. – 1999. – № 4. – С.75-86.
4. Лебедева И.П. Математические модели как средство обучения // Педагогика. – 2004. – № 2. – С.11-19.
5. Мостовая И., Угольницкий Г. Социальное пространство: эвристика математического моделирования // Социс. – 1999. – № 3. – С.21-27.
6. Техническое творчество учащихся учеб, пособие для пед. ин-тов под ред. Ю. С. Столярова, Д. М. Комского. – М.: Просвещение, 2000. – 229 с.