Портреты крымских ханов и их окружения.




Территория и столицы Крымского ханства.

Эпоха Крымского ханства является одной из ярчайших страниц в истории Крыма. Правившая династия Гераев более трех столетий имела значительное влияние на геополитическое развитие стран Восточной Европы. Помимо степной и предгорной части Крыма, Крымское ханство занимало земли между Дунаем и Днепром, Приазовье и юго-западную часть Северного Кавказа. Сами крымские ханы именовали себя «… великими падишахами Великой Орды и Великого Юрта, Дешт-Кыпчака, и престольного Крыма и всех ногаев и неисчислимых войск, и татов с тавгачами, и горных черкесов…» (при хане Исляме Герае, 1651 г.); «Великой Орды и Великого Царства, и Дешт-Кыпчака, и Престольного Крыма, и всех татар, и многих ногаев, и татов с тавгачами, и живущих в горах черкесов, и бесчисленно многих войск счастливейший и могущественнейший…» (при хане Мухаммеде Герае, 1657 г.). Титул правителя включал в себя перечень подвластных ханам стран, земель и народов, входивший в полный титул всех владетелей и других первых лиц юрта.

Элемент «Улуг Урда» в титуле крымских ханов появился после победы крымского хана Менгли Герая над ханом Большой Ордой Шейх Ахмадом в 1502 г. В 1520 г. хан Мухаммед Герай указал среди своих подданных «всех монголов», которые позже покинули титульный перечень, но Великая, или Большая, Орда осталась в титуле крымских ханов и принцев, воплощая в себе правопреемственность между Золотой Ордой и Крымским юртом (даже не смотря на то, что часть земель еще в XVI в. была завоевана Московским княжеством (царством): Казанский улус в 1552 г., Астраханский в 1556 г., Сибирский в 1598 г.).

Территория ханства на средневековых европейских картах значилась как Малая Тартария или Европейская Тартария. При этом для большинства карт Малой Тартарии характерно дробное выделение племен, народностей и регионов государства отдельным цветом или границей.

Столичным городом на начальном этапе существования Крымского ханства был город Къырым (совр. г. Старый Крым). В середине XV в. столица была перенесена в Кырк Йер. В 1530-х гг., в период правления хана Сахиба Герая (1532-1551), возводится Ханский дворец на левом берегу реки Чурук-Су. Ханский дворец служил столичной ставкой для большинства представителей Гераев, восходивших на престол. Будучи главной резиденцией ханства, дворец был и родовой собственностью правящей династии. На выставке представлены уникальные предметы, украшавшие интерьеры и экстерьеры Бахчисарайского дворцового комплекса. Многие крымские ханы старались дополнить дворец архитектурным наследием, увековечив свои имена и продолжая преемственность поколений ханского рода.

 

Портреты крымских ханов и их окружения.

К знатному роду Гераев принадлежали 48 ханов и многие десятки принцев и принцесс. Изображения правителей и государственных деятелей Крымского ханства достаточно редки. Портреты представителей Гераев и их окружения сохранились как в европейских гравюрах, так и в восточных миниатюрах. Оригиналы представленных в экспозиции европейских гравюр с портретами ханов датируются XVI-XVIII вв. Изображения крымских ханов в восточной миниатюре сохранились преимущественно в османской книжной живописи. Большинство сюжетов миниатюр при этом представляют приемы крымских ханов османским султаном или участие крымских войск в совместных походах. Экспонируемые восточные миниатюры являются иллюстрациями из произведений Сейида Локмана «Хюнер-наме» (1588 г.), Мехмеда Челеби Асафи-паши «Шуджа'т-наме» (1578, 1585 гг.) и Хусайна аль-Ашури Локмана «Зафар-наме» (1579 г.).

Одним из популярных сюжетов в османской миниатюре являются сцены султанской аудиенции. Миниатюра из «Хюнер-наме» изображает прием османским султаном Баязидом II (1481-1512) крымского хана Менгли Герая в шахском шатре во время кампании против Молдавии в 1484 г. Хан Менгли Герай, сидящий рядом с Баязидом на низком стуле, одет в темно-синий халат, расшитый золотом с красным кушаком, а сверху надет красный кафтан. Не менее красочно изображен эпизод переправы османских и крымских войск в 1566 г. через Дунай во время военной кампании против венгров. Турецкие воины изображены в верхней части композиции, крымские – в нижней части.

В 1583 г. хан Мухаммед Герай в походе на Персию во главе крымского войска назначил своего брата калгу Адиль Герая, который из похода не вернулся. Его трагическая судьба легла в основу крымской поэмы «Адиль-Султан». Поход окончился неудачей, а сам Адиль попал в плен, и в последствие был казнен. Исторический факт стал частью сюжета эпической поэмы на турецком языке «Шуджа'т-наме». На одной из миниатюр поэмы изображены калга Адиль и его возлюбленная, плененная принцесса из династии Сефевидов, на ковре в богато убранном шатре.

Также с военными действиями связана миниатюра, изображающая отправление в военный поход крымских войск во главе с султаном Гази Гераем. А следующая рассказывает о мирном событии на полуострове – крымские мурзы приветствуют нового хана Исляма Герая.

Внимания искусных художников удостаивались не только ханы, но и государственные деятели, вызывавшие уважение у современников. В экспозиции представлен портретСефергази-ага, выходца из капыкулу (титул придворных служителей),который являлся главным визирем при крымском хане Исляме Герае (1644-1654).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: