При оценке учитываются: глубина знаний (опора на теоретические положения российской и зарубежной искусствоведческой и исторической науки), полнота знаний, последовательность и логичность изложения материала, включая обобщения, выводы (в соответствии с заданным вопросом), соблюдение норм литературной речи и владение профессиональной терминологией.
Текущий контроль
Текущий контроль для комплексного оценивания усвоенных знаний, освоенных умений и приобретенных владений дисциплинарных частей компетенций, в процессе освоения дисциплины, проводится согласно графику учебного процесса после изучения тематических разделов дисциплины в форме собеседования и консультаций студентов ведущим педагогом по результатам выполнения самостоятельных работ.
№ п/п | Наименование оценочного средства | Краткая характеристика оценочного средства | Представление оценочного средства в фонде |
Текущий контроль | |||
Текущие опросы | Текущий постоянный контроль осуществляется в процессе учебных занятий преподавателем, ведущим настоящую дисциплину с постановкой конкретных задач студенту | Темы заданий, рефераты | |
Консультация студентов ведущим педагогом по результатам выполнения самостоятельных работ | Просмотр тематического задания, позволяющий провести анализ индивидуальных образовательных достижений студента и определить уровень освоения им основных понятий и умений по дисциплине. | Темы заданий, рефераты |
Итоговый контроль
Итоговый контроль обучающихся для комплексного оценивания сформированности дисциплинарных частей и компетенций в целом в процессе освоения дисциплины проводится педагогом по итогам семестра в форме дифференцированного зачёта
|
№ п/п | Наименование оценочного средства | Краткая характеристика оценочного средства | Представление оценочного средства в фонде |
Промежуточная аттестация | |||
Дифференцированный зачёт | Оценка отчета студентов о выполненных в течении семестра практических работах (по количественным и качественным показателям). Средство оценки знаний, умений и навыков студентов рекомендуется для оценки теоретических знаний, практических умений и навыков их применения через реализацию в текущей работе. | Данная форма оценочного средства требует присутствия студента на зачёте, его ответы на дополнительные вопросы педагога |
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
Рекомендованная литература:
Основная литература:
1. Академия художеств. История повседневности в воспоминаниях и изображениях современников. – СПб.: 2013.
2. Александрова Е.Я. Художественное образование в России: ист.-культурол. очерк: учеб. пособие для вузов искусств и культуры– М.: 1998.
3. Алексеева Т.В. Художники школы Венецианова. –М.:1982.
4. Анчуков С.В. История становления и современное состояние художественно-педагогического образования в России и за рубежом: учеб. пособие – СПб.: 2004.
5. Бабияк В.В. Русский учебный рисунок: петербургская академическая художественная школа конца XVIII – нач. XX в. – СПб.: 2004.
6. Ванслов В.В. Российская академия художеств и отечественное искусство ХХ века – М.: 1999.
7. Боровская Е.А. Рисовальная школа Императорского общества поощрения художеств. К вершинам профессиональной зрелости. СПб., 2012.
|
8. Кириченко Е.И. Президенты Императорской Академии художеств: к 250-летию Академии художеств – М.: 2008.
9. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. – М.: 1991.
10. Молева Н.М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века / Н.М. Молева, Э.М. Белютин. – М.: 1956.
Дополнительная литература:
11. Абаренкова Е.В. Подвижники искусства: (к истории худож. студий России конца XIX – нач. XX вв.)– М.: 1994.
12. Александрова Е.Я. Развитие системы художественного образования в России XIX – начала XX века // Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения – Нальчик, 2001.
13. Александрова Е.Я. Российские традиции художественного образования: некоторые методологические принципы исследования // Культурология от прошлого к будущему: к 70-летию Рос. ин-та культурологи. М., 2002.
14. Алешина Л.С. Образы и люди Серебряного века / Л.С. Алешина, Г.Ю. Стернин. – М.: 2002.
15. Алтаев А. Пасынки Академии – М.: 1961.
16. Анализ и интерпретация произведения искусства: художественное сотворчество: учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений / под ред. Н.А. Яковлевой. – М.: 2005.
17. Бартенев И.А. Очерки истории архитектурных стилей: [учеб. пособие для творч. фак. высш. худож. учеб. заведений] – М.: 1983.
18. Бартенев И.А. Русский интерьер XVIII–XIX веков –Л.: 1977.
19. Бенуа А.Н. Мои воспоминания: в 5 кн. – М.: 1990.
20. Беспалова Н.И. Русская прогрессивная художественная критика второй половины Х1Х века: очерки / Н.И. Беспалова, А.Г. Верещагина; под. ред. М.М. Раковой. – М.: 1979.
21. Билибин И.Я. Статьи, письма. Воспоминания о художнике / ред.-сост., авт. вступ. ст. и примеч. С.В. Голынец. – Л.: 1970.
|
22. Богдан В.-И. Т. Исторический класс Академии художеств второй половины XIX века. – СПб.: 2007.
23. Борисова Е.А. Русская архитектура конца XIX – начала XX века / Е.А. Борисова, Т.П. Каждан. – М.: 1971.
24. Бродский И.А. Репин – педагог / И.А. Бродский. – М.: 1960.
25. Бройтман Л.И. Большая Морская. – СПб.: 1996.
26. Бучкин П.Д. О том, что в памяти: зап. Художника – Л.: 1962.
27. Ванслов В.В. Искусство и красота: статьи по общ. теории искусства – М.: 2006.
28. Васильев А.А. Теория и история развития художественного образования: учеб. Пособие – Краснодар: 2007.
29. Верещагина А.Г. Историческая картина в русском искусстве: шестидесятые годы XIX в. – М.: 1990.
30. Верещагина А.Г. Художник, время, история: очерки рус. ист. живописи XVIII – нач. XX в. – Л.: 1973..
31. Гизе М.Э. Очерки истории художественного конструирования в России XVIII – начала XX века – СПб.: 2008.
32. Гинзбург И.В. П.П. Чистяков и его педагогическая система – Л.; М.: 1940.
33. Григорович Д.В. Рисовальная школа и Художественно-промышленный музей в Петербурге. – СПб.: 1870.
34. Давыдова М.В. Очерки истории русского театрально-декорационного искусства XVIII – начала XX в. – М.: 1974.
35. Два века русской художественной школы: программы и диплом. работы: [альбом / общ. ред. Е.В. Гришиной и А.А. Мажаевой]. – Л.: 1991.
36. Дмитриева Н.А. Московское училище живописи, ваяния и зодчества / Н.А. Дмитриева. – М.: 1951.
37. Добужинский М.В. Воспоминания. – М.: 1987.
38. Дубова О. Академическая школа как историко-культурный феномен // Декор. искусство. – 2007. – № 3. – С. 10–19.
39. Императорская академия художеств: вторая половина XVIII, первая половина XIX века: [альбом, сост. И.В. Рязанцев, М.М. Ракова]. – М.: 1997.
40. Императорская Академия художеств: вторая половина XIX – начало XX в.: [альбом, сост. и авт. вступ. ст. А.Г. Верещагина и др.; авт. биогр. очерков Н.М. Балакина и др.]. – М.: 1997.
41. Императорская Академия художеств. Дела и люди / ред.-сост. И.В. Рязанцев. – М.: 2006.
42. Императорская Академия Художеств: документы и исследования: к 250-летию со дня основания [редкол.: В.В. Ванслов и др.]. – М.: 2010.
43. Иркен И.И. Художественное образование в России: системы, динамика, векторы. – М.: 2008.
44. Исаев П.Н. Строгановка: Императорское Центральное Строгановское художественно-промышленное училище, 1825–1918: биогр. слов.– М.: 2004–2007. – Т. 1. – 2004.; Т. 2. – 2007.
45. Искусство в системе культуры / сост. и отв. ред. М.С. Каган. – Л.: Наука, 1987. – 272 с.
46. История русского искусства: в 2 т. / [отв. ред. М.М. Ракова] – М.: 1979–1981.
47. История художественного образования в России – проблема культуры XX века: [сб. / сост. Н.Н. Фомина; ред. Ю.В. Голобоков]. – М.: 2003.
48. Корнилов П.Е. Арзамасская школа живописи первой половины Х1Х века / П. Корнилов. – Л.; М.: 1947.
49. Крамской об искусстве / сост., авт. вступ. ст. и примеч. Т.М. Коваленская. – М.: 1960.
50. Лазаревский И.И. Василий Васильевич Матэ, 1856–1917 // Русское искусство: очерки о жизни и творчестве художников: вторая половина девятнадцатого века. – М., 1971. – Т. 2.
51. Лансере Е.Е. Дневники: [в 3 кн.] – М.: 2008.
52. Лапшин В.П. Союз русских художников. – Л.: 1974.
53. Лапшина Н.П. Мир искусства: очерки истории и творч. практики. – М.: 1977.
54. Лейкинд О.Л.Художники Русского Зарубежья, 1917–1939: биогр. слов. – СПб.: 1999.
55. Лисовский В.Г. Академия художеств: ист.-искусствовед. очерк. – Л.: 1982.
56. Лисовский В.Г. Архитектурная школа Академии художеств: (к 225-летию Акад. художеств). – Л.: 1981.
57. Маковский С.К. Силуэты русских художников.– М.: 1999.
58. Милашевский В.А. Вчера, позавчера...: воспоминания художника. – М.: 1989.
59. Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках – Л.: 1963.
60. Миролюбова Г.А. Русская литография. 1810-е – 1890-е годы: очерки истории, мастера, печатные центры, издательства. – М.: 2006.
61. Молева Н.М. Русская художественная школа второй половины XIX – начала XX века / Н.М. Молева, Э.М. Белютин. – М.: 1967.
62. Молева Н.М. Русская художественная школа первой половины XIX века / Н.М. Молева, Э.М. Белютин. – М.: 1963.
63. Молева Н.М. П.П. Чистяков – теоретик и педагог / Н.М. Молева, Э.М. Белютин. – М.: 1953.
64. Молева Н.М. Школа Антона Ашбе: к вопросу о путях развития худож. педагогики на рубеже XIX–XX вв. / Н.М. Молева, Э.М. Белютин. – М.: 1958.
65. Очерки по истории русского искусства / [под ред. Н.Г. Машковцева]. – М.: 1954.
66. Петинова Е.Ф. От академизма к модерну: русская живопись конца XIX – начала XX века. – СПб.: 2006.
67. Пронина И.А. Декоративное искусство в Академии художеств: из истории рус. худож. школы XVIII – первой половины XIX в. – М.: 1983.
68. Прохоренко Г.Е. Музей барона Штиглица: прошлое и настоящее / [авт. ист. очерка Г. Прохоренко, Г. Власова]. – СПб.: 1994.
69. Ракова М.М. Русская историческая живопись середины девятнадцатого века. – М.: 1979.
70. Репин И.Е. Далекое близкое. – Л.: 1982.
71. Рерих Н.К. Цветы художества // Листы дневника: [в 3 т.]. – М., 1995.
72. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: зарубежная школа рисунка: [учеб. пособие]– М.: 1981.
73. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: русская и советская школы рисунка: [учеб. пособие]– М.: 1982.
74. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: [учеб. пособие для высш. худож. учеб. заведений]. – М.: 1983.
75. Русская академическая художественная школа в XVIII веке. – М.; Л.: 1934.
76. Русские живописцы, XVIII–XIX вв.: биогр. слов. / [сост.: Е.Ф. Петинова]. – СПб.: Азбука-классика, 2008.
77. Русские художники: энцикл. словарь. – СПб.: Азбука, 1998.
78. Русское декоративное искусство: в 3 т. / под ред. А.И. Леонова. – М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1962–1965.
79. Русское искусство: очерки о жизни и творчестве художников, первая половина девятнадцатого века / под ред. А.И. Леонова. – М.: 1954.
80. Русское искусство: очерки о жизни и творчестве художников, вторая половина девятнадцатого века: в 2 т. / под ред. А.И. Леонова. – М.: 1962–1971.
81. Русское искусство: очерки о жизни и творчестве художников, середина девятнадцатого века / под ред. А.И. Леонова. – М.: 1958.
82. Рылов А.А. Воспоминания. – Л.: 1960.
83. Савин О.М. Пензенское художественное...: страницы истории старейшего учеб. заведения России. – Пенза: 2005.
84. Садовень В.В. Русские художники-баталисты XVIII–XIX веков. – М.: 1955.
85. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. – М.: 1980.
86. Сарабьянов Д.В. Русская живопись конца 1900-х – начала 1910-х годов: очерки. – М.: 1971.
87. Свердловское художественное училище (1902–1987): – Свердловск, 1987.
88. Северюхин Д.Я. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820–1932). – СПб.: 1992.
89. Северюхин Д.Я. Старый художественный Петербург: рынок и самоорганизация художников от начала XVIII в. до 1932 г. – СПб.: 2008
90. Собко Н.П. Краткий исторический очерк Рисовальной школы Общества поощрения художеств 1839–1889. – [СПб.]: 1889.
91. Собко Н.П. Словарь русских художников, ваятелей, живописцев, зодчих, рисовальщиков, граверов, литографов, медальеров, мозаичистов, иконописцев, литейщиков, чеканщиков, сканщиков и проч.: с древнейших времен до наших дней (IX–XIX вв.): (с 1867 по 1892 г. включительно). – СПб.: 1893. – Т. 1-3.
92. Сокол К.Г. Монументальные памятники Российской империи: каталог. – М.: 2006.
93. Степанова С.С. Московское училище живописи и ваяния: годы становления. – СПб.:, 2005..
94. Степанова С.С. Русская живопись эпохи Карла Брюллова и Александра Иванова: личность и художественный процесс. СПБ, 2011.
95. Степанова С.С. Художественное образование во второй трети XIX века и проблема самоопределения творческой личности // Искусство и образование. – 2008. – № 6. – С. 127–137.
96. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России второй половины ХIХ века, 70-80-е годы. – М.: 1997.
97. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX–XX веков. – М.: 1970.
98. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России начала XX века. – М.: 1976.
99. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 30–40-х годов XIX века. – М.: 2005.
100. Столяров Б. А., Бойко А. Г.,Рева Н. Д. Художественный музей и система образования: концепция педагогического взаимодействия. – СПб.: 2005.
101. Традиции школы рисования Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица: Центральное училище технического рисования барона Штиглица в С.-Петербурге, 1876–1924. Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной, 1945–1994: [альбом / ист. очерк: Р.П. Куриляк и др.].– СПб.: 2009.
102. Тыжненко Т.Е. Василий Стасов. – Л.: 1990.
103. Филатов Н.Ф. Арзамасская школа живописи академика А.В. Ступина: 200-летию открытия школы посвящается. – Арзамас: 2002.
104. Фомичева З.И. А.Г. Венецианов – педагог. – М.: 1952.
105. Художники–педагоги: история и современность: сб. науч.-метод. ст. / [сост. Е.М. Елизарова]. – Л.: 1991.
106. Шабанов Н.К. История художественно-промышленного и художественно-педагогического образования в России в XIX – XX вв.: учеб. пособие. – Воронеж: 2006.
107. Шульгина Е.Н. История Строгановского училища, 1825–1918 / Е.Н. Шульгина, И.А. Пронина. – М.: 2002.
108. Эткинд М.Г. А.Н. Бенуа и русская художественная культура конца Х1Х – начала ХХ века. – Л.: 1989.
109. Ярков С.П. Художественная школа Урала: к 100-летию Екатеринбург. худож. училища им. И.Д. Шадра. – Екатеринбург: 2002.