Кафедра русского искусства
Рассмотрено и утверждено
на заседании кафедры русского искусства
протокол №___ от «__» _______2018 г.
заведующий кафедрой
________________ В.А. Леняшин/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
История художественного образования в России
ХVIII – начала ХХ века
Направление подготовки: | 50.06.01 Искусствоведение |
Профиль подготовки: | Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура |
Квалификация: | магистр |
Форма обучения: | очная, заочная |
Нормативный срок обучения: | 3 года |
Санкт-Петербург
Аннотация дисциплины
Дисциплина«История художественного образования в России ХVIII – начала ХХ века». Программа курса лекций «История художественного образования в России ХVIII-нач.ХХ века» составлена на основе программ предыдущих лет обучения, предназначенных для реализации требований к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности «история и теория искусства».
Цель программы – дать студентам представление об основных этапах эволюции художественного образования в России с ХVIII до начала ХХ века, основных учебных заведениях и художественных школах, известных художниках-педагогах, реализующих свое дарование на творческом и преподавательском поприще – в контексте общей истории отечественного искусства и культуры. Многозначность понятия «художественная школа» приобретает терминологическую универсальность, подразумевающую единство национального искусства и художественного образования, общих закономерностей развития образно-пластической системы и индивидуально-неповторимого, личностного аспекта становления художника и его творчества.
|
Опираясь на обязательную часть учебного курса, зафиксированного в стандартах высшего искусствоведческого образования, программа предлагает свой подход к изложению истории художественных учебных заведений как к материалу, представляющему эволюцию художественных, эстетических, педагогических, образно-пластических, стилистических исканий своего времени. Подобная направленность изучения существенно пополняет картину художественной жизни, углубляет понимание искусства определенной эпохи, а тем более конкретного исторического периода.
Искусствоведческое изучение художественного образования в его конкретных проявлениях дает возможность выйти за пределы строго (зачастую сугубо формально) очерчиваемых границ искусствоведения как научной дисциплины, и предполагает использование различных методов исследования (например, изучения методики преподавания, истории педагогики и др.) и предоставляет определенную свободу в их выборе и сочетании. По этим темам студентам-магистрантам может быть предложена литература для самостоятельного изучения.
Программа составлена таким образом, чтобы у учащихся формировалась база необходимых систематических знаний по истории отечественного художественного образования, представление об идейно-стилистических особенностях каждого исторического этапа, о характерных тенденциях в творчестве наиболее выдающихся мастеров и художников-педагогов. Особое внимание в программе лекций уделяется искусствоведческой и историко-художественной проблематике, связанной с творческим становлением молодого художника и творческой реализацией художника-педагога, с включенностью художественного образования в контекст национального и мирового художественного развития.
|
Картина развития русского художественного образования рассматривается в неразрывном единстве с эволюцией отечественного изобразительного искусства и архитектуры ХVIII – начала ХХ века, а также с историко-культурными процессами, экономикой, религией, философией, наукой и другими явлениями общественной жизни.
Задачи курса:
1. Сформировать у студентов-магистрантов четкое представление о процессе становления и развития отечественного художественного образования, научить различать индивидуальные признаки творчества художников-педагогов, конкретный метод школы или мастера.
2. Познакомить студентов-магистрантов с основными направлениями отечественного художественного образования в сфере изобразительного искусства и архитектуры, объяснить их роль и значение в становлении и развитии тех или иных тенденций, стилей, направлений.
3. Ознакомить студентов-магистрантов с основной научной литературой по истории художественного образования, дать представление о степени изученности проблемы, о спорных вопросах, о «традиционных» и альтернативных точках зрения на проблемы художественного образования.
Структура программы предусматривает аудиторные занятия, в том числе лекции и семинары.
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Данный курс лекций занимает важное место в профессиональной подготовке исследователя. Он призван помочь студентам-магистрантам освоить практические навыки и теоретические знания, которые не только помогли бы им впоследствии верно судить о содержании и смысле каждого художественного произведения, но и излагать и высказывать свои соображения об этом. Лекции и практические занятия предназначены для того, чтобы помочь студенту достаточно свободно ориентироваться в вопросах художественного творчества, усовершенствовать профессиональные навыки научного анализа и исследования произведений изобразительного искусства,
|
знать основные характерные особенности истории искусства и истории художественной школы как целостного процесса в его сложности и многообразии. Особое внимание в курсе лекций обращается на особенности и содержание художественных и педагогических исканий Российской Академии художеств, связанных с живым художественным процессом и творчеством выдающихся мастеров-педагогов прошлого, включая их художественную манеру и творческий метод.
Курс предполагает знакомство с основными этапами истории художественно-педагогической мысли и художественного образования в отечественном искусствоведении, с творчеством крупнейших представителей искусствознания и художественной критики. Итогом курса является зачет. Учебная дисциплина «История художественного образования в России ХVIII – начала ХХ века» является одним из важных курсов в системе подготовки студентов-магистрантов по направлению 50.06.01 «Искусствоведение». Дисциплина логически и тематически связана с другими курсами, посвящёнными русскому искусству. Кроме того, дисциплина необходима для научно-исследовательской работы студентов-магистрантов, так как знание основных памятников отечественного искусства и архитектуры, связанных с эволюцией русской художественной школы, крайне актуально при осмыслении проблематики изобразительного искусства как современности, так и любой исторической эпохи.
При освоении обязательного минимума содержания курса студент должен уметь:
1. узнавать произведения, пройденные в ходе изучения курса, самостоятельно атрибутировать незнакомые памятники и соотносить их с определенной художественной школой (эпохой, стилем, направлением);
2. анализировать художественное произведение с точки зрения принадлежности к определенной художественной школе, определять и характеризовать его основные изобразительные средства (композицию, рисунок, колорит, светотень и т.п.);
3. пользоваться различными источниками информации (книги по истории искусства и архитектуры, альбомы по искусству, монографические издания, труды по философии и истории культуры, интернет- ресурсы и т.д.);
4. выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, рефераты, презентации);
5. выражать и аргументировать собственные суждения о жизненном пути и творческой биографии того или иного художника, соотносить его наследие с духовной, эстетической, этической проблематикой русского искусства в более полном объеме и более широком контексте;
6. понимать и использовать профессиональную искусствоведческую терминологию при описании учебных произведений изобразительного искусства и специфических особенностей художественной педагогики.
Учебная дисциплина «История художественного образования в России ХVIII – начала ХХ века» преподаётся в 1 семестре магистратуры очной и заочной формы обучения в объеме 72 часов (2 зачетные единицы) студентам-магистрантам направления 50.06.01 «Искусствоведение».