Кафедра русского искусства. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ




Кафедра русского искусства

Рассмотрено и утверждено

на заседании кафедры русского искусства

протокол №___ от «__» _______2018 г.

заведующий кафедрой

 

________________ В.А. Леняшин/

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

История художественного образования в России

ХVIII – начала ХХ века

 

Направление подготовки: 50.06.01 Искусствоведение
Профиль подготовки: Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура
Квалификация: магистр
Форма обучения: очная, заочная
Нормативный срок обучения: 3 года
   

 

 

Санкт-Петербург

Аннотация дисциплины

 

Дисциплина«История художественного образования в России ХVIII – начала ХХ века». Программа курса лекций «История художественного образования в России ХVIII-нач.ХХ века» составлена на основе программ предыдущих лет обучения, предназначенных для реализации требований к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности «история и теория искусства».

Цель программы – дать студентам представление об основных этапах эволюции художественного образования в России с ХVIII до начала ХХ века, основных учебных заведениях и художественных школах, известных художниках-педагогах, реализующих свое дарование на творческом и преподавательском поприще – в контексте общей истории отечественного искусства и культуры. Многознач­ность понятия «художественная школа» приобретает терминологическую универсальность, подразумевающую единство нацио­нального искусства и художественного образования, общих закономерностей развития образно-пластической системы и индивидуально-неповторимого, личностного аспекта становления художника и его творчества.

Опираясь на обязательную часть учебного курса, зафиксированного в стандартах высшего искусствоведческого образования, программа предлагает свой подход к изложению истории художественных учебных заведений как к материалу, пред­ставляющему эволюцию ху­дожественных, эстетических, педагогических, образно-пластических, стили­стических исканий своего времени. Подобная направленность изучения существенно пополняет картину ху­дожественной жизни, углубляет понимание искусства определенной эпохи, а тем более конкретного исторического периода.

Искусство­ведческое изучение художественного образования в его конкретных проявле­ниях дает возможность выйти за пределы строго (зачас­тую сугубо формально) очерчиваемых границ искусство­ведения как научной дисциплины, и предполагает использование раз­личных методов исследования (например, изучения методики преподавания, истории педагогики и др.) и предоставляет определенную свободу в их выборе и сочетании. По этим темам студентам-магистрантам может быть предложена литература для самостоятельного изучения.

Программа составлена таким образом, чтобы у учащихся формировалась база необходимых систематических знаний по истории отечественного художественного образования, представление об идейно-стилистических особенностях каждого исторического этапа, о характерных тенденциях в творчестве наиболее выдающихся мастеров и художников-педагогов. Особое внимание в программе лекций уделяется искусствоведческой и историко-художественной пробле­матике, связанной с творческим становлением молодого художника и творческой реализацией художника-педагога, с включенностью художественного образова­ния в контекст национального и мирового художественного развития.

Картина развития русского художественного образования рассматривается в неразрывном единстве с эволюцией отечественного изобразительного искусства и архитектуры ХVIII – начала ХХ века, а также с историко-культурными процессами, экономикой, религией, философией, наукой и другими явлениями общественной жизни.

Задачи курса:

1. Сформировать у студентов-магистрантов четкое представление о процессе становления и развития отечественного художественного образования, научить различать индивидуальные признаки творчества художников-педагогов, конкретный метод школы или мастера.

2. Познакомить студентов-магистрантов с основными направлениями отечественного художественного образования в сфере изобразительного искусства и архитектуры, объяснить их роль и значение в становлении и развитии тех или иных тенденций, стилей, направлений.

3. Ознакомить студентов-магистрантов с основной научной литературой по истории художественного образования, дать представление о степени изученности проблемы, о спорных вопросах, о «традиционных» и альтернативных точках зрения на проблемы художественного образования.

Структура программы предусматривает аудиторные занятия, в том числе лекции и семинары.

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Данный курс лекций занимает важное место в профессиональной подготовке исследователя. Он призван помочь студентам-магистрантам освоить практические навыки и теоретические знания, которые не только помогли бы им впоследствии верно судить о содержании и смысле каждого художественного произведения, но и излагать и высказывать свои соображения об этом. Лекции и практические занятия предназначены для того, чтобы помочь студенту достаточно свободно ориентироваться в вопросах художественного творчества, усовершенствовать профессиональные навыки научного анализа и исследования произведений изобразительного искусства,

знать основные характерные особенности истории искусства и истории художественной школы как целостного процесса в его сложности и многообразии. Особое внимание в курсе лекций обращается на особенности и содержание художественных и педа­гогических исканий Российской Академии художеств, связанных с живым художественным процессом и творчеством выдающихся мастеров-педагогов прошлого, включая их художественную манеру и творческий метод.

Курс предполагает знакомство с основными этапами истории художественно-педагогической мысли и художественного образования в отечественном искусство­ведении, с творчеством крупнейших представителей искусствознания и художественной критики. Итогом курса является зачет. Учебная дисциплина «История художественного образования в России ХVIII – начала ХХ века» является одним из важных курсов в системе подготовки студентов-магистрантов по направлению 50.06.01 «Искусствоведение». Дисциплина логически и тематически связана с другими курсами, посвящёнными русскому искусству. Кроме того, дисциплина необходима для научно-исследовательской работы студентов-магистрантов, так как знание основных памятников отечественного искусства и архитектуры, связанных с эволюцией русской художественной школы, крайне актуально при осмыслении проблематики изобразительного искусства как современности, так и любой исторической эпохи.

При освоении обязательного минимума содержания курса студент должен уметь:

1. узнавать произведения, пройденные в ходе изучения курса, самостоятельно атрибутировать незнакомые памятники и соотносить их с определенной художественной школой (эпохой, стилем, направлением);

2. анализировать художественное произведение с точки зрения принадлежности к определенной художественной школе, определять и характеризовать его основные изобразительные средства (композицию, рисунок, колорит, светотень и т.п.);

3. пользоваться различными источниками информации (книги по истории искусства и архитектуры, альбомы по искусству, монографические издания, труды по философии и истории культуры, интернет- ресурсы и т.д.);

4. выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, рефераты, презентации);

5. выражать и аргументировать собственные суждения о жизненном пути и творческой биографии того или иного ху­дожника, соотносить его наследие с духовной, эстетической, этической про­блематикой русского искусства в более полном объеме и более широком контексте;

6. понимать и использовать профессиональную искусствоведческую терминологию при описании учебных произведений изобразительного искусства и специфических особенностей художественной педагогики.

 

Учебная дисциплина «История художественного образования в России ХVIII – начала ХХ века» преподаётся в 1 семестре магистратуры очной и заочной формы обучения в объеме 72 часов (2 зачетные единицы) студентам-магистрантам направления 50.06.01 «Искусствоведение».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: