Типы конфликтов.
Внутриличностные конфликты, т.е. индивидуальные конфликты, характеризующиеся столкновением несовместимых и примерно равных по силе потребностей, интересов и мотивов, а также выполняемых человеком ролей.
Межличностные конфликты, т.е. конфликты между отдельными людьми.
Конфликт между личностью и группой возникает если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы.
Межгрупповые, т.е. конфликты, сторонами которых являются группы различных уровней.
В зависимости от количества причин выделяются однофакторные (в основе конфликта лежит одна причина) и многофакторные (две или более причин), а также кумулятивные конфликты (возникают, когда несколько причин накладываются одна на другую).
Кроме того, конфликты классифицируются по степени проявления:
- Скрытый;
- Открытый
Различают также случайные, стихийно возникающие и хронические конфликты, а также сознательно провоцируемые конфликты.
Стадии конфликта.
Конфликты имеют процессуальный характер, т.е. представляют собой определенный, имеющий начало и завершение процесс. Выделяют следующие четыре стадии конфликта:
1) Зарождение, или возникновение. На этой стадии конфликт имеет скрытый характер и проявляется как недовольство, выражаемое в словесной форме, недоброжелательном поведении (замкнутость, недоверие, распространение слухов и т.д.);
2) Формирование. На этом этапе происходит консолидация сторон конфликта и выдвижение требований к оппоненту;
3) Расцвет. Стороны переходят к активным действиям, блокируя друг другу возможность достижения целей;
4) Угасание или преобразование. Это стадия полного или частичного разрешения конфликта, которое происходит в результате исчерпанности ресурсов, либо при достижении соглашения.
|
Развертывание конфликта не обязательно должно проходить все четыре стадии. В принципе оно может быть блокировано на любом этапе. Иногда при наличии конфликтной ситуации и нарастании напряженности удается принять такие меры, которые позволяют не доводить дело до кризиса и конфликтных действий.
Причины конфликтов.
Каждый конфликт имеет свою причину (источник) возникновения.
Недостаточная согласовонность и противоречивость целей групп и отдельных личностей, Устарелость оргструктур, нечеткое разграничение прав и обязанностей работников, Ограниченность ресурсов, Неодинаковое отношение к членам трудового коллектива, Противоречие между функциями и видом трудовой деятельности, Различия в манере поведения и жизненном, Неопределенность перспектив роста, Неблагоприятные физические условия, Недостаточность благожелательного внимания со стороны менеджера, Психологический феномен, Недостаточный уровень профессионализма.
Рассматривая причины конфликта, нельзя не учитывать тот факт, что в определенных ситуациях источником возникновения конфликта является сам руководитель.
Методы разрешение конфликтов.
Обращение с организационными конфликтами – это позиция руководителя и любого другого работника по отношению к конфликтам и соответствующее ей поведение. Умелое обращение с конфликтами включает в себя как деятельность по предотвращению конфликтов, так и, в случае их возникновения, управление ими. Обычно управление конфликтом направлено на его разрешение или урегулирование. Разрешение конфликта предполагает устранение источника конфликта, а его урегулирование означает прекращение конфликтных действий, обычно это достигается с помощью компромиссов и убеждений.
|
Считается, что менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно его использовать.
Действия руководителя при разрешении конфликта: Изучение причин возникновения конфликта > Ограничение числа Участников> Анализ конфликтов> Разрешение конфликта.
В зависимости от точки зрения на конфликт, которой придерживается менеджер, будет зависеть процедура его преодоления. В связи с этим выделяют две группы управления конфликтом: педагогические - Беседа, просьба, убеждение, разъяснение требований к работе и неправомерных действий конфликтующих и другие меры воспитательного аспекта; и Административные - Силовое разрешение конфликта – подавление интересов конфликтующих, перевод на другую работу, различные варианты разъединения конфликтующих. Разрешение конфликта по приговору – решение комиссии, приказ руководителя организации, решение суда.
Последствия конфликтов.
Последствия конфликтов могут быть как негативными, так и позитивными.
(-) Дестабилизация организации, порождение хаотических и анархических процессов, снижение управляемости; Отвлечение персонала от реальных проблем и целей организации; Неудовлетворенность участников конфликта пребыванием в организации, рост депрессий, стрессов; Нарастание эмоциональности и иррациональности, враждебности, агрессивности поведения, недоверия к руководству и окружающим; ослабление возможностей общения и сотрудничества с оппонентом в будущем; отвлечение участников конфликта от решения задач организации, растрата сил, энергии, ресурсов и времени.
|
(+) Инициирование изменений, Обновления, прогресса; Четкая формулировка и выражение интересов, предание гласности реальных позиций сторон по тому или иному вопросу. Мобилизация внимания, интереса и ресурсов для решения проблем и, как следствие, экономия рабочего времени и средств организации; Формирование у участников конфликта чувства сопричастности к принятому в его результате решению, что облегчает его реализацию; усиление групповой сплоченности в случае возникновения межгрупповых конфликтов.
Конфликты занимают одно из центральных мест в управлении персоналом не только в силу значительности связанных с ними временных затрат, но из –за высокой организационной значимости их инновационных, созидательных, а особенно разрушительных последствий.
Переговоры
Вопросам ведения переговоров посвящено значительное количество публикаций как в нашей стране, так и за рубежом. Не претендуя на подробный анализ, мы предлагаем лишь некоторые наиболее принципиальные подходы к их решению.
Существуют несколько подходов к определению понятия «переговоры». Авторы считают, что с точки зрения практического использования этого понятия наиболее удачным является определение переговоров как процесса, в котором конфликтующие стороны пытаются найти общие взаимоприемлемые решения для успешного взаимодействия и сотрудничества.
Все мы ежедневно задействованы в переговорах по тем или иным вопросам. Сфера ведения переговоров практически безгранична: бизнес, менеджмент, законодательство, поставки и продажи, трудовые отношения, образование, социальная сфера, семья. Переговоры можно вести с друзьями, соседями, коллегами по работе и даже с самим собой.
Переговоры можно рассматривать как непрерывный процесс, в котором могут быть выделены три основные части: подготовка к переговорам, непосредственное участие в переговорах, анализ результатов переговоров.
Обычно процесс переговоров включает следующие этапы:
· анализ потребностей (собственных и противоположной стороны);
· выбор стиля ведения переговоров;
· контроль климата ведения переговоров;
· определение тактики ведения переговоров;
· управление развитием ведения переговоров;
· оценка результатов и последствий переговоров.
Анализ потребностей. Обе стороны переговоров имеют определенные потребности и, вступая в переговоры, рассчитывают на их удовлетворение. Чем больше вы знаете о потребностях партнера, равно как и о своих собственных, тем больше у вас вероятность достичь позитивных результатов. Нежелание понимать интересы другой стороны является основной причиной провала и безрезультатности многих переговоров.
Потребности другой стороны многогранны и могут меняться в зависимости от того, как складывается ситуация. Именно поэтому имеет смысл классифицировать эти потребности по ряду признаков. Один из них — участники переговоров. Переговоры могут вестись на межличностном уровне (между индивидами) и между группами людей (например, переговоры между организациями). Таким образом, в процессе переговоров приходится иметь дело с удовлетворением двух групп потребностей: групповых и индивидуальных. Квалифицированный участник переговоров принимает во внимание обе группы этих потребностей, что помогает ему выбрать наиболее удачный стиль ведения переговоров и добиться позитивных результатов.
Выбор стиля ведения переговоров. Переговоры могут осуществляться преимущественно в двух основных стилях: конфронтация либо сотрудничество.
Стилю конфронтации, как правило, присущи следующие признаки:
· рассмотрение противоположной стороны в качестве противника;
· выдвижение необоснованных требований;
· проявление отрицательных эмоций (агрессивность, грубость);
· требование существенных уступок при полном нежелании самому поступиться чем-либо;
· искажение информации, блеф;
· нежелание понять интересы другой стороны;
· нежелание менять точку зрения относительно результатов переговоров, сложившуюся до начала переговоров.
В отличие от стиля конфронтации стилю сотрудничества присущи следующие признаки:
· рассмотрение противоположной стороны в качестве партнера и потенциального единомышленника;
· выдвижение взвешенных и обоснованных требований;
· контроль отрицательных эмоций, создание позитивного настроя, атмосферы взаимопонимания и доброжелательности;
· готовность пойти на уступки во имя прочных долговременных отношений;
· честность, правдивость, доверительность;
· понимание интересов другой стороны;
· гибкость в ходе переговоров, умение перестраиваться в зависимости от складывающейся ситуации.
На практике чаще всего используют смешанный стиль ведения переговоров. На протяжении всего хода переговоров он может меняться от конфронтации к сотрудничеству, и наоборот. Вместе с тем всегда следует помнить, что крайние негативные формы ведения переговоров (такие, как искажение информации, грубое давление на партнеров и игнорирование их интересов), как правило, не способствуют установлению взаимовыгодного долговременного сотрудничества.
Контроль климата ведения переговоров. Определенный климат ведения переговоров может поддержать или, напротив, разрушить их предполагаемый стиль. При создании климата ведения переговоров необходимо принимать во внимание следующие аспекты: будут ли предполагаемые переговоры носить формальный или неформальный характер; насколько доверительными они будут? Тщательно проектируя эту сторону переговоров, следует учитывать следующие факторы: время и место ведения переговоров, рассадку участников переговоров за столом, освещение и т.п.
Определение тактики ведения переговоров. В процессе ведения переговоров обычно используются различные тактики. Среди них можно назвать тактику явного демонстрирования собственных сильных моментов и преимуществ, чтобы убедить партнера принять предлагаемое решение проблемы. Можно также апеллировать к авторитетам (законодательству, позитивной практике, мнениям специалистов). Попытка затянуть переговоры также является одним из тактических приемов, направленным на то, чтобы иметь возможность обдумать решение или предложить его тогда, когда произойдет позитивный перелом в ходе ведения переговоров, удастся преодолеть недоверие и напряженность участников переговоров.
Управление развитием ведения переговоров Большинство переговоров развиваются по общей схеме Они включают в себя общую вводную часть, обсуждение различных точек зрения, поиск общих взаимовыгодных подходов и решений, установление договоренности (в устной или в письменной форме).
В процессе уяснения позиции другой стороны и выработки приемлемых решений большую помощь может оказать умение правильно задавать вопросы. Уяснить позицию противоположной стороны помогут следующие вопросы: «Какие еще подходы возможны в данном случае?»; «Почему вы так думаете?»; «Как бы вы поступили на моем месте?» и т.д. Убедиться в том, что вы правильно поняли партнера, помогут следующие конструкции: «Итак, как я понял, ваше предложение сводится к следующему...»
Элементы артистизма, соответствующие манеры поведения также могут помочь преуспеть в деловых переговорах, добиться успехов в личных взаимоотношениях. Кроме того, с целью расположить к себе участников переговоров и внушить к себе доверие и симпатию можно использовать «язык» телодвижений (если вы с ним знакомы).
Если переговоры затянулись, то может оказаться полезным пригласить независимую третью сторону — квалифицированного эксперта по тем или иным вопросам или даже, в особых случаях, создать примирительную комиссию для разрешения создавшегося конфликта.
Необходимо учитывать национальные стили ведения переговоров, которые формируются на основе национальных культур и традиций их участников. Знания в этой области помогут вам правильно оценить ход и результаты переговоров. Только один пример из практики ведения переговоров: специалисты подсчитали, что в ходе 30-минутных переговоров представители бразильской стороны в среднем говорили «нет» 83 раза, североамериканцы — 9 раз, а японцы — только 5 раз. Что думают иностранцы о российских особенностях ведения переговоров? Вот результаты одного из исследований, проведенного зарубежными специалистами. Сравнив поведение в процессе переговоров русских и американцев, они пришли к следующему выводу: американцы стараются полагаться на факты, цифры, расчеты, представители же российской стороны часто строят свои доводы на абстрактных рассуждениях. К тому же российская сторона обычно делает мало уступок в процессе переговоров, рассматривая их как проявление слабости Наконец, по их мнению, россияне имеют обыкновение не соблюдать регламент при проведении переговоров.
Оценка результатов и последствий переговоров. Заключительный этап переговоров имеет особо важное значение. При этом полезно иметь в виду следующее:
· что именно было достигнуто;
· с чем были согласны обе стороны;
· какие вопросы остаются открытыми;
· какие шаги будут предприняты в дальнейшем;
· как обеспечить выполнение принятых на себя обязательств;
· в какой форме будут контролироваться принятые договоренности (особенно если принятые решения были зафиксированы в письменной форме: подписаны протоколы, соглашения и т.д.).
Давая общую оценку результатов проведенных переговоров, важно также оценить их с точки зрения возможности продолжения и развития сотрудничества. С этих позиций наиболее предпочтительным исходом переговоров является ситуация, при которой в выигрыше оказываются все стороны, участвовавшие в переговорах:
«Я выиграл — ты выиграл». В случае когда явное преимущество у одной из сторон, вряд ли можно рассчитывать на долговременность и прочность такого рода отношений.
Литература
1.Красовский ЮД. Организационное поведение. —М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
2.Красовский ЮД. Архитектоника организационного поведения. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
3.Красовский Ю.Д. Сценарии организационного консультирования. — М.: ОАО Типография «Новости», 2006.
4.Организационное поведение: Учебник для вузов / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПб.: Питер, 2006. – 432 с.
5.Тогунов И.А. Организационное поведение. Электронное методическое пособие (схемокурс), ВФ РАГС, 2007