Розничная торговля – любая деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.
Функции розничной торговли:
ü исследование конъюнктуры, сложившейся на товарном рынке;
ü определение спроса и предложения на конкретные виды товаров;
ü осуществление поиска товаров, необходимых для розничной торговли;
ü проведение отбора товаров, их сортировки при составлении требуемого ассортимента;
ü осуществление оплаты товаров, принятых от поставщика;
ü проведение операций по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;
ü оказание поставщикам, потребителям, транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуг.
Классификация розничных торговых предприятий достаточно разнообразна.
По объему услуг для потребителей:
– розничные торговые предприятия самообслуживания;
– розничные торговые предприятия со свободным отбором товаров;
– розничные торговые предприятия с ограниченным обслуживанием;
– розничные торговые предприятия с полным обслуживанием.
По предлагаемому товарному ассортименту:
Специализированные магазины – розничное заведение, предлагающее узкий товарный ассортимент значительной глубины. Среди них бывают:
– магазины обособленного полного ассортимента (магазин одежды);
– магазин с ограниченным ассортиментом (магазин мужской одежды);
– узкоспециализированный магазин (магазин, торгующий мужскими рубашками, сшитыми на заказ).
Универсамы – сравнительно крупное предприятие самообслуживания с низким уровнем издержек, невысокой степенью удельной доходности и большим объемом продаж, рассчитанное на полное удовлетворение нужд потребителя в продуктах питания и товарах по уходу за домом.
|
Универмаги – розничная организация, предлагающая несколько ассортиментныхгрупп товаров – обычно одежду, предметы домашнего обихода и хозяйственные товары – в которой каждой ассортиментной группой занимается обособленный отдел во главе со специализированными закупщиками или торговцами.
Магазины товаров повседневного спроса – сравнительно небольшой магазин, расположенный в непосредственной близости от жилого района, открытый допоздна все семь дней в неделю и предлагающий ограниченный ассортимент товаров повседневного сароса с высокой оборачиваемостью.
Универсамы широкого профиля – розничное предприятие, превышающее по размерам обычный универсам и стремящееся полностью удовлетворить нужды потребителя в обычно покупаемых им пищевых и непищевых товарах.
Торговые комплексы – группа торговых предприятий, спланированных, построенных, находящихся во владении и управляемых как единое целое, соответствующих по своему местонахождению, величине и типу магазинов обслуживаемой ими торговой зоне и предоставляющих в границах своей территории возможности для стоянки автомобилей в прямом соответствии с типами и размерами входящих в нее магазинов.
По принадлежности магазина
Корпоративные сети – два или более торговых заведения, находящихся под общим владением и контролем, продающих товары аналогичного ассортимента, имеющую общую службу закупок и сбыта, а возможно, и аналогичное архитектурное оформление.
|
Потребительский кооператив – любая форма розничной торговли, находящаяся во владении собственных потребителей.
Организация держателей привилегий – договорное объединение между производителем, оптовым торговцем или организацией услуг (владельцем привилегии) и независимыми предпринимателями (держателями привилегии), приобретающими право владения одной или рядом точек системы, функционирующей на основе этой привилегии. Иное название – розничные франшизы.
Розничный конгломерат – корпорация свободной формы, объединяющая несколько предприятий разнородных направлений и форм розничной торговли под единым владением с частичной интеграцией функций распределения и управления.
Независимые розничные торговцы владеют, как правило, одним магазином и осуществляют персональное обслуживание покупателей. Такие магазины обычно удобно расположены, в их число входят продовольственные магазины, лавки, парикмахерские, химчистки, автозаправочные станции и пункты автосервиса. Это наиболее многочисленная часть розничных торговцев, и для этой деятельности требуются относительно небольшие инвестиции и средняя квалификация торгового персонала. В этой сфере торговли во многих странах существует значительная конкуренция.
Арендуемый отдел – отдел в розничном магазине (обычно в гастрономе, универмаге или специализированном магазине), который сдается в аренду. Руководитель такого отдела полностью отвечает за его хозяйственную деятельность в рамках правил, установленных арендодателем. Свою выгоду арендатор получает от работы в хорошо известном месте, от большего числа посетителей и престижа самого торгового предприятия. Арендодатели также заинтересованы в такой форме благодаря выгодным условиям аренды и привлечению дополнительных посетителей в магазин. Эта форма торговли нашла широкое применение в нашей стране. Многие посетители магазинов пользуются услугами арендуемых отделов – газетных и книжных киосков, лотков, киосков по продаже парфюмерии, фототоваров, медицинских препаратов и т. п.
Таблица 6.1.
Основные виды внемагазинной розничной торговли