Розничная торговля – любая деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.
Функции розничной торговли:
ü исследование конъюнктуры, сложившейся на товарном рынке;
ü определение спроса и предложения на конкретные виды товаров;
ü осуществление поиска товаров, необходимых для розничной торговли;
ü проведение отбора товаров, их сортировки при составлении требуемого ассортимента;
ü осуществление оплаты товаров, принятых от поставщика;
ü проведение операций по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;
ü оказание поставщикам, потребителям, транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуг.
Классификация розничных торговых предприятий достаточно разнообразна.
По объему услуг для потребителей:
– розничные торговые предприятия самообслуживания;
– розничные торговые предприятия со свободным отбором товаров;
– розничные торговые предприятия с ограниченным обслуживанием;
– розничные торговые предприятия с полным обслуживанием.
По предлагаемому товарному ассортименту:
Специализированные магазины – розничное заведение, предлагающее узкий товарный ассортимент значительной глубины. Среди них бывают:
– магазины обособленного полного ассортимента (магазин одежды);
– магазин с ограниченным ассортиментом (магазин мужской одежды);
– узкоспециализированный магазин (магазин, торгующий мужскими рубашками, сшитыми на заказ).
Универсамы – сравнительно крупное предприятие самообслуживания с низким уровнем издержек, невысокой степенью удельной доходности и большим объемом продаж, рассчитанное на полное удовлетворение нужд потребителя в продуктах питания и товарах по уходу за домом.
Универмаги – розничная организация, предлагающая несколько ассортиментныхгрупп товаров – обычно одежду, предметы домашнего обихода и хозяйственные товары – в которой каждой ассортиментной группой занимается обособленный отдел во главе со специализированными закупщиками или торговцами.
Магазины товаров повседневного спроса – сравнительно небольшой магазин, расположенный в непосредственной близости от жилого района, открытый допоздна все семь дней в неделю и предлагающий ограниченный ассортимент товаров повседневного сароса с высокой оборачиваемостью.
Универсамы широкого профиля – розничное предприятие, превышающее по размерам обычный универсам и стремящееся полностью удовлетворить нужды потребителя в обычно покупаемых им пищевых и непищевых товарах.
Торговые комплексы – группа торговых предприятий, спланированных, построенных, находящихся во владении и управляемых как единое целое, соответствующих по своему местонахождению, величине и типу магазинов обслуживаемой ими торговой зоне и предоставляющих в границах своей территории возможности для стоянки автомобилей в прямом соответствии с типами и размерами входящих в нее магазинов.
По принадлежности магазина
Корпоративные сети – два или более торговых заведения, находящихся под общим владением и контролем, продающих товары аналогичного ассортимента, имеющую общую службу закупок и сбыта, а возможно, и аналогичное архитектурное оформление.
Потребительский кооператив – любая форма розничной торговли, находящаяся во владении собственных потребителей.
Организация держателей привилегий – договорное объединение между производителем, оптовым торговцем или организацией услуг (владельцем привилегии) и независимыми предпринимателями (держателями привилегии), приобретающими право владения одной или рядом точек системы, функционирующей на основе этой привилегии. Иное название – розничные франшизы.
Розничный конгломерат – корпорация свободной формы, объединяющая несколько предприятий разнородных направлений и форм розничной торговли под единым владением с частичной интеграцией функций распределения и управления.
Независимые розничные торговцы владеют, как правило, одним магазином и осуществляют персональное обслуживание покупателей. Такие магазины обычно удобно расположены, в их число входят продовольственные магазины, лавки, парикмахерские, химчистки, автозаправочные станции и пункты автосервиса. Это наиболее многочисленная часть розничных торговцев, и для этой деятельности требуются относительно небольшие инвестиции и средняя квалификация торгового персонала. В этой сфере торговли во многих странах существует значительная конкуренция.
Арендуемый отдел – отдел в розничном магазине (обычно в гастрономе, универмаге или специализированном магазине), который сдается в аренду. Руководитель такого отдела полностью отвечает за его хозяйственную деятельность в рамках правил, установленных арендодателем. Свою выгоду арендатор получает от работы в хорошо известном месте, от большего числа посетителей и престижа самого торгового предприятия. Арендодатели также заинтересованы в такой форме благодаря выгодным условиям аренды и привлечению дополнительных посетителей в магазин. Эта форма торговли нашла широкое применение в нашей стране. Многие посетители магазинов пользуются услугами арендуемых отделов – газетных и книжных киосков, лотков, киосков по продаже парфюмерии, фототоваров, медицинских препаратов и т. п.
Таблица 6.1.
Основные виды внемагазинной розничной торговли
Вид | Описание |
1. Личная продажа | Возникла много веков назад, когда существовали еще странствующие торговцы. |
1.1. Продажа «один на один» | Торговый представитель наносит визит одному человеку (потенциальному пользователю товара) и пытается продать ему свой продукт. Торговый представитель приходит в дом к человеку, который пригласил друзей и соседей на вечеринку или другое подобное мероприятие. Затем он демонстрирует свой товар и принимает заказы. |
1.2. Продажа «один многим» | Наилучшие продавцы, как правило, получают большие премии. Например, компания Mary Kay предлагает наиболее отличившимся бриллианты, изделия из меха норки. |
1.3. Сетевой маркетинг | Пионером этого вида продаж стала компания Arnway, оборот которой в1994 г. превысил 5,3 млрд дол. США. Это «пирамидальный» вариант личной продажи, при котором компания набирает независимых работников, становящихся дистрибьюторами ее продукции. Эти дистрибьюторы в свою очередь нанимают других людей и продают товар им, а те тоже нанимают распространителей и т. д. Конечная продажа осуществляется чаще всего на дому у покупателей. Дистрибьютор получает определенный процент от продаж всей нижестоящей торговой группы, а также из заработка от собственной продажи товаров конечным потребителям. |
3. Прямой маркетинг | Своими корнями уходит в прямую почтовую рассылку и торговлю по каталогам. Сегодня прямой маркетинг включает и иные способы продаж, в том числе телемаркетинг, специальные телеканалы и электронную торговлю. |
4. Продажа через автоматы | Через автоматы продается широкий ассортимент товаров, включая как товары импульсной покупки, необходимые в самых разных ситуациях (сигареты, прохладительные и горячие напитки, конфеты и газеты), так и др. продукты (колготки, косметику, различные легкие продукты питания, горячие супы, музыкальные альбомы, фильмы, футболки, страховые полисы, даже червей для рыбалки). Максимальное развитие торговые автоматы получили в Японии, где с их помощью распространяются ювелирные изделия, замороженное мясо, свежие цветы, спиртные напитки. Торговые автоматы можно найти на любой фабрике, в офисах, крупных магазинах розничной торговли, на автозаправочных станциях, в гостиницах, ресторанах. С точки зрения покупателей такие автоматы имеют следующие выгоды: работают 24 часа в сутки, предоставляют возможность полного самообслуживания и «чистый» товар, который практически никто до этого не держал в руках. |
5. Торговое обслуживание | Розничный торговец, не имеющий отдельного магазина и обслуживающий некоторую постоянную клиентуру (как правило, это работники крупных организаций – школ, больниц, союзов, правительственных агентств). |