В сфере распределения существуют следующие виды управленческих решений:
ü решения о структуре канала;
ü решения об управлении каналом;
ü решения по проблемам товародвижения.
Решения о структуре канала предполагают выявление основных вариантов канала.
В начале решается вопрос о выборе типов посредников, которые могли бы обеспечить функционирование канала, что так или иначе связано с его длиной (количеством уровней).
Затем решается вопрос, какое число посредников будет использовано на каждом уровне канале. Существует три подхода к решению этой проблемы:
Интенсивное распределение – обеспечение наличия запасов товара в возможно большем числе торговых предприятий. Например, один из президентов компании «Кола» мечтал, чтобы в каждой квартире был третий кран. Понятно для чего.
Распределение на правах исключительности (эксклюзивное распределение) – предоставление ограниченному числу дилеров исключительного права на распределение товара в рамках своих сбытовых зон. Такое распределение встречается в практике торговли навыками автомобилями, некоторыми крупными бытовыми приборами, отдельными марками одежды и парфюмерии.
Селективное распределение – использование более одного, но не менее всех посредников, готовых заняться продажей товара.
Решение об управлении каналом. По результатам изучения основных вариантов канала фирма принимает решение о его более эффективной структуре. Теперь встает задача управления выбранным каналом. Управление каналом требует:
– отбора участников канала;
– мотивирование участников канала;
– оценки их деятельности.
Решения по проблемам товародвижения замыкаю цикл решений по разработке такого элемента комплекса маркетинга, как распространение товаров.
|
Товародвижение – деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю над физическим передвижением материалов и готовых изделий от мест их происхождения к местам использования с целью удовлетворения нужд потребителей и с выгодой для себя.
Многие фирмы ставят целью товародвижения обеспечение доставки нужных товаров в нужные места в нужное время с минимально возможными издержками. К сожалению ни одна из систем товародвижения не в состоянии одновременно обеспечить максимальный сервис для клиентов и до минимума сократить издержки по распределению товара.
Издержки товародвижения нередко связаны между собой в обратно пропорциональной зависимости.
ü Управляющий экспедиционно-транспортной службы предпочитает во всех возможных случаях отгружать товар по железной дороге, а не самолетом. Это снижает транспортные расходы фирмы. Однако из-за меньшей скорости железных дорог оборотный капитал оказывается связанным дольше, задерживаются платежи со стороны клиентов, и, кроме того, такая доставка может вынудить клиентов совершать покупки у конкурентов, предлагающих более короткие сроки.
ü Для сведения издержек к минимуму отдел отгрузки использует дешевые контейнеры. Между тем это приводит к многочисленным повреждениям товара в пути и вызывает недовольство потребителей.
ü Управляющий службой товарных запасов предпочитает иметь небольшие товарно-материальные запасы, дабы сократить затраты на их содержание. Однако при этом учащаются случаи отсутствия товара в наличии, растет число невыполненных заказов, увеличивается объем канцелярской работы, возникает необходимость производства незапланированных партий товара и использование дорогостоящих средств его ускоренной доставки.
|
Учитывая, что деятельность по организации товародвижения сопряжена с большими компромиссами, необходим системный подход к принятию подобных решений.
Отправная точка создания системы товародвижения – изучение потребностей клиентов и предложений конкурентов. Потребителей интересуют:
ü своевременная доставка товара;
ü готовность поставщика удовлетворить экстренные нужды клиента;
ü аккуратное обращение с товаром при погрузке и разгрузке;
ü готовность поставщика принимать назад дефектные товары и быстро заменять их;
ü готовность поставщика поддерживать товарно-материальные запасы ради клиента.
При разработке собственных стандартов на техническое обслуживание фирма должна обязательно учитывать стандарты конкурентов. Как правило, она захочет предоставить клиентам, по крайней мере такой же уровень обслуживания, какой предлагают конкуренты. Однако основная цель состоит в обеспечении максимального уровня прибылей, а не продаж. Поэтому фирме стоит задуматься, какие издержки повлечет за собой организация обслуживания на высоком уровне. Некоторые фирмы предлагают более скромное обслуживание, зато по невысоким ценам. Другие – большой объем услуг, чем у конкурентов, но взимают за них цену с надбавкой на покрытие более высоких издержек.
|
Разработав комплекс целей товародвижения, фирма приступает к формированию такой системы товародвижения, которая обеспечит достижение этих целей с минимальными издержками. При этом надо принять решения по следующим основным вопросам:
1. Как следует работать с заказчиками? (обработка заказов)
2. Где следует хранить товарно-материальные запасы? (складирование)
3. Какой запас всегда должен быть под рукой? (товарно-материальные запасы)
4. Каким образом следует отгружать товары? (транспортировка)
Рассмотрим все эти четыре аспекта и их значимость с точки зрения маркетинга.
Обработка заказов. Товародвижение начинается с получения заказа от клиента. Отдел заказов готовит счета-фактуры и рассылает их разным подразделениям фирмы. Изделия, отсутствующие в наличии, записываются в задолженность. Отгружаемые изделия сопровождаются отгрузочной и платежной документацией. Копии отгрузочных и платежных документов направляются различным подразделениям фирмы.И фирма, и потребители оказываются в выгоде, если все эти действия проводятся быстро и точно.
Складирование. Любой фирме приходится хранить товар до момента его продажи. Организация хранения необходима потому, что циклы производства и потребления редко совпадают друг с другом. Многие сельскохозяйственные товары производятся в сезон, хотя спрос на них постоянный. Организация складского хранения помогает устранить эти противоречия.Фирме необходимо решить вопрос о желаемом количестве пунктов хранения. Чем больше таких пунктов, тем быстрее можно доставить товар потребителям. Однако при этом растут издержки Решение о числе пунктов хранения необходимо принимать, увязывая между собой проблемы уровня сервиса для потребителей и издержек по распределению.
Поддержание товарно-материальных запасов. Решение об их уровне также влияют на удовлетворенность потребителей. Деятелю рынка хотелось бы, чтобы фирма располагала запасами товара, достаточными для немедленного выполнения всех заказов клиентов.
Транспортировка. Специалистам по маркетингу необходимо интересоваться, какие решения относительно транспортировки товаров принимают их фирмы. От выбора перевозчика зависит и уровень цен товаров, и своевременность их доставки, и состояние товаров в момент их прибытия к местам назначения. А ведь это в свою очередь скажется на степени удовлетворенности потребителей.При отгрузке товаров складам, дилерам и потребителям фирма может выбирать из пяти видов транспорта: железнодорожный, водный, автомобильный, трубопроводный и воздушный.
Итак, становится ясно, что решение о складировании, поддержании товарно-материальных запасов и транспортировке требуют самой тщательной координации. Все больше фирм учреждают у себя постоянные комитеты, в состав которых входят управляющие, ответственные за разные аспекты деятельности по организации товародвижения. Такой комитет на своих регулярных заседаниях разрабатывает основные установки по повышению эффективности системы распределения в целом. Некоторые фирмы учреждают у себя должность вице-президента по товародвижению, который чаще всего подчиняется вице-президенту по маркетингу или вице-президенту по производству, а то и непосредственно президенту. Местоположение отдела товародвижения в рамках структуры фирмы – это уже второй вопрос. Главное, что фирма координирует свою деятельность по организации товародвижения и маркетинговую деятельность так, чтобы обеспечить рынку высокую степень удовлетворенности при умеренных издержках со своей стороны.