Объем внимания
«Методика с запоминанием букв»
Цель: определение объема внимания
Инструкция: Запомните максимальное количество букв и воспроизведите их вслух.
Организация проведения: стимульный материал это таблицы, в них в беспорядочно представлены различные буквы печатного шрифта. В каждой таблице задаётся набор из 3-х букв, во второй – 6 букв, затем 9, 12 и 15. Данная таблица предъявляется испытуемому на 1-2 секунды. Экспериментатор фиксирует количество правильно воспроизведенных букв и количество ошибок.
Оценка и интерпретация результатов: для оценки результатов необходимо подсчитать количество правильны ответов.
Объем внимания | Оч.высокий | Высокий | Средний | Низкий | Оч.низкий | ||||
Оценка в баллах | |||||||||
Кол-во правильных ответов | 13-12 | 11-10 | 7-5 | 4-3 | 2-0 |
Избирательность внимания
Методика «Предложения»
Цель: определение степени избирательности
Инструкция: Испытуемым будет предложен небольшой текст. Задача – читать предложения, выделенные черным жирным курсивом. После этого дается бланк с вопросами, на которые необходимо дать ответ.
Организация проведения: необходима карточка с текстом и бланк с вопросами. Испытуемому дается 15 секунд на прочтение текста. После выполнения задач экспериментатор отмечает правильность/неправильность ответов и считает их количество.
Вид методики:
Оценка результатов: правильно даны ответы на 6 вопросов – 10 б., на 4-5 – 8 б., на 2-3 – 6 б., на 1 – 4 б., на 0 – 2 б.
Интерпретация: 10 б. – очень низкая степень избирательности (значит испытуемый «плохо» отсеял ненужный стимул), 8 б. – низкая степень избирательности, 6 б. – средняя степень избирательности, 4 б. – высокая степень избирательности, 2 б. – очень высокая избирательность.
|
Устойчивость внимания.
Методика: Корректурная проба (с увеличенной продолжительностью)
Цель: определение устойчивости внимания
Инструкция: возьмите любой газетный текст общим объемом 2150 – 2170 печатных знаков. Ширина газетной колонки не должна превышать 10 см. «Текст не читайте. Мы предлагаем вам в этом тексте одну букву подчеркивать, а другую зачеркивать. Буквы должны быть наиболее употребляемы (а, б или в, г и т. д., но не я, ы, ь и т. д.)» Экспериментатор подаёт через каждую минуту сигнал, после которого необходимо отмечать чертой то, что уже просмотрено за эту минуту. Задание меняется: «ту букву, которую вы подчеркивали, сейчас зачеркивайте, а ту, которую зачеркивали, теперь подчеркивайте.Пройдет вторая минута, снова в тексте ставьте разделительную черту и возвращайтесь к первому заданию и т. д. до конца» Работа заканчивается, когда истекут 10 минут.
Обработка данных: от общего числа знаков 2150 – 2170 вычитаете число 20 за каждую ошибку (пропущенную или неверно отмеченную букву), а за каждую пропущенную и оставшуюся строку вычитаете по числу 60. Затем полученное число сверяется с таблицей.
Чем больше оценка в баллах, тем больше показатель устойчивости внимания.
Оценка в баллах | |||||||||
Количество просмотренных знаков (минус ошибки) | 2001-2150 | 1851-2000 | 1701– | 1501– | 1351– | 1201– | 1000– | Менее |
Переключаемость внимания
Методика «Квадраты»
Цель: определить уровень развития переключаемости внимания у ребенка
|
Инструкция: Экспериментатор просит внимательно посмотреть на эту картинку, на которой изображены разные квадраты. Задача найти и указать только пустые квадраты, но с условием, что испытуемый будет указывать квадраты в порядке убывания, точно так же как они расположены в образце».
Организация проведения: Всего квадратов 10, образец представлен слева. Перед выполнением необходимо уточнить, точно ли ребенок понял задачу и правила ее выполнения
Оценка и интерпретация результатов: Высокий уровень развития переключения внимания — ребёнок допустил 1-2 ошибки, при этом затратил на работу 30-40 секунд. Средний уровень развития переключения внимания — ребёнок допустил 3-5 ошибок, при этом затратил на работу 60-110 секунд. Низкий уровень развития переключения внимания — ребёнок допустил 7 и более ошибок.
Распредление внимания
Методика «Приём информации»
Цель: определение уровня принятия, распределения информации.
Процедура проведения методики: предварительно раздать бланки с поименованными столбцами классификации. Экспериментатор в быстром темпе зачитывает слова: аргон, дуб, лев, береза, сазан, водород, восторг, кресло, черемуха, хорек, гелий, усталость, стол, тополь, медведь, железо, каштан, воробей, натрий, тревога, диван, верба, кошка, радий, клен, медведь, серебро, любовь, шкаф, ель, рысь, соболь, - которые необходимо классифицировать (химические элементы, человеческие чувства, мебель, деревья, животный мир) и записать сокращенно в нужную колонку.
Инструкция: «Вам предложен бланк с про именованными колонками. Ваша задача каждое прочитанное мною слово распределять в положенную ему группу».
Оценка и интерпретация результатов: 32 балла – эффективный приём информации; 29-31 – средний уровень; до 28 – приём информации затруднен.
Концентрация внимания