Глава I. Юридически-бытовая сторона свадебного обряда




С. Новопокровское

Г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Социологический опрос………………………………………………………...4

Глава I. Юридически-бытовая сторона свадебного обряда………………….6

Глава II. Аграрно - магическая, религиозная сторона свадебного обряда....8

Глава III. Дружка………………………………………………………………..14

Глава IV. Свадебный костюм………………………………………………....22

Глава V. Как выбирали невесту…………………………………………….....24

Заключение ……………………………………………………………………...28

Литература…………………………………………………………………...….29

Паспорта информаторов...……………………………………………………..30

 

Введение

Летом этого года в нашем селе Новопокровское Ветлужского района играли широкую цыганскую свадьбу. Самым удивительным для меня было то, что жених Вишняков Степан два года назад учился в нашей школе, в моем классе. Ему шестнадцать лет, его бабушка сказала нам, что по цыганской традиции женятся рано, до семнадцати лет. Мне стало интересно, а какие вообще свадебные традиции существуют у нас в Ветлужском районе, какие были в старину. Какие элементы свадебного обряда дошли до наших дней.

Свадебный обряд - это драма­тическое произведение, своего рода народная драма, разыг­рываемая в течение нескольких недель, начиная с момента сватовства и кончая «княжим» и «отводным» столом, которые устраивались на второй и третий день после свадьбы. Действующими лицами являются, главным образом, невеста, а затем сваты, дружки, родители невесты и жениха, подруги невесты, жених, тысяцкий. У нас говорят «играть свадьбу». И вот эта свадебная игра, которая насыщена и пением и танцами, весельем и плачем, сопровождается различного рода песнями, символизирующими тот или иной обряд: тут плач и причитания невесты, тут повествовательные и балагурно-шутовские и застольные приговоры дружки, тут и песни подружек с их сговорливыми и величальными подразделениями. Всё это отличается высоким художественным мастерством, волнующим и заражающим слушателя своей глубиной печали, искренностью и простотой. Свадебный обряд является ценнейшим историческим документом, правдиво отражающим положение жены и дочери в патриархальной семье, с её хозяйственной и культовой замкнутостью, с её брачным институтом, типичным для данной формации, браком купли - продажи.

 

 

Цель работы: Собрать информацию о традиционном свадебном обряде Ветлужского района, проанализировать сохранение элементов традиционного свадебного обряда в настоящее время.

 

Задачи:

 

1.Собрать литературу по теме.

2.Опросить старожилов села по изучаемой теме.

3.Проанализировать собранные материалы.

4.Найти элементы традиционного свадебного обряда в современной свадьбе.

Социологический опрос

Перед началом работы мы провели социологический опрос по теме исследования. Мы задавали людям один вопрос:

Знаете ли вы действующих лиц свадебного обряда старины и современности: дружка, тысяцкий, тамада, жених, невеста, родители молодых, сваха, свидетели. Опрошено 58 человек. Дети до 10 лет-18, старше 10 лет-25, взрослые-15. Полученные результаты:

Значение слов Дети до 10лет Дети старше 10 лет Взрослые
Знают Нет Знают Нет Знают Нет
Дружка            
Тысяцкий            
Тамада            
Жених            
Невеста            
Свидетели            
Сваха            
Родители            

Глава I. Юридически-бытовая сторона свадебного обряда

В патриархально-родовой семье вся власть принадлежит главе семьи, рода. При господствовавшей форме брака купли-продажи не считались с желаниями, вкусами молодых, а руко­водствовались больше хозяйственными соображениями. В момент «приезд по руку» происходит заручение молодой, такое же, как при обычной сделке - продаже. Сват, отец жениха, подает руку отцу невесты, при этом каждый прихватывает полу своей шубы и кафтана. А через два - три дня после пропоев близкие родственники невесты едут в дом жениха и смотрят, каковы у хозяев постройки, дом, много ли скота. Оказывается, в случае неблагоприятно­го впечатления, вынесенного от осмотра, свадьба «рассыхает­ся», несмотря на данное слово и «заручение». Вот эта хозяй­ственная сторона играла важную, доминирующую роль в кре­стьянской свадьбе. Дальше свадебные песни указывают и на роль жениха в качестве купца, покупателя товара - девушки.

После отъезда гостей в день сговора невеста причи­тает. Она спрашивает родителей, зачем они выдают её замуж, выгоняя из дома:

Меня из дому выводите, Как белого зайца из костру,

Как лихого зверя из лесу, То меня, молоду из дому.

И тут же она называет приехавших сватов, гостей купцами, покупателями:

Что за гости, за приезжие, Дожидаются и докупаются.

Чего гости дожидаются, Батюшковы руки правые,

Чего купчики да докупаются. Матушкина слова тайного.

В этом же причитанья невеста прямо указывает, что «не по жеребью я счастье вынула».

На обычай купли - продажи указывает и тот момент обряда, когда подруги, по указанию невесты, просят денег у дружки жениха и затем и у тысяцкого, последний дает столько денег, чтобы удовлетворить подруг и невесту. Выкуп происходит и вторично перед самым выходом невесты в день свадьбы из чулана. Она снова обращается за выкупом:

Не пойду я без девишника,

Я без злата и без серебра,

Без серебряна полтинничка.

Тысяцкий опять дает денег. Выкуп невесты сохранился в современном свадебном обряде Ветлужского района.

Обрядовые песни отражают и власть мужа над молодой женой. Об этом говорят следующие обряды: жениху на лавке подстилали полу невестиной шубы, как символ главенства мужа над женой, а затем, когда начиналось угощение перед выездом в церковь, то жених приступал своей ногой ногу невесты. Опять знак главенства мужа над женой.

При этом невеста причитает:

Не вставай -ко добрый молодец,

На мою на праву ноженьку...

Ты возьми, мой любезный брат, ты возьми ружье военное, Ты сходи в леса во тёмные, привези зверя лютого, Привяжи ко столбушечке, чтобы кони напугалися, чтобы люди разбежалися.

Безусловно к отголоскам глубокой старины, к другой форме брака - умыкания, насильственного похищения невесты, относится причитание:

Правда здесь нет специального поезда из молодёжи, которая брала приступом дом невесты, здесь нет и выстрелов холостых по приехавшим гостям жениха, но что брат с ружьём здесь является защитником сестры - это остаток того периода общественного развития, когда был матриархат, когда брат был единственным мужчиной, который мог защищать сестру от нападения чужого рода относится указание невесты чтоб её брат взял ружье и разог­нал всех гостей и жениха. Так, наконец, в крестьянских свадебных обрядах мы находим заимствования обрядов от других классов: таково, например, название свадебных чинов в крестьянской свадьбе. Жених называется князем, невеста - княжной, главный по­чётный гость - тысяцкий, затем большой боярин, пришлый боярин. Все эти названия заимствованы из ритуала княжеско-боярской пышной свадьбы. Дружка так величает свой поезд: "Как у нас хоробрый поезд стоит? князь там наш новображный, тысяцкой, большой барин /боярин/, меньшой барин /боярин/ и друженька с подружьем и свахонька с молодым, удалым повозничком, кучером.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: