Глава V. Как выбирали невесту




В очерке М.М. Зимина в журнале Север №2 1923 года описано, как родители выбирали невесту своему сыну:

«Зимой в глухой Ветлужской деревушке, за вечерним чайком говорит жена мужу: „Кузьма! вот уж нашему сыну исполнилось двадцать лет, не пора ли его женить? Мне будет в доме помощница и работница на поле, да и Андрюшка будет боле стараться работать и приставать к дому; поедем, отец, к Панфилу, в деревню Кокорята, я девку раза три видала, мне она очень показалась, да и Андрюшка ее знает, быть может, и отдадут. Мы живем, слава Богу, не хуже их». Так что же, старуха, пожалуй, поедем, только надо спросить Андрюшки. Приходит сын с вечернего гулянья. Отец и мать ласково говорят сыну. „Вот что Оня, мы тебя надумали женить, парень задумывается на несколько минут и отвечает: ну, что же, жените. „Мы, Андрюшка, думаем ехать в Кокоряты к Панфилу Иванычу по Матрешку, девку ты знаешь, да и мы знаем, девка славная, красотой и умом, всем, взяла». «Ну, так что же, можно, поедемт». Начинают собираться: одеваются в лучшую одежду. Лошадь наряжают в хорошую сбрую и запрягают в хорошие санки и едут. Выезжая со двора, крестят дорогу кнутом три раза. Приехав в Кокоряты, «встают» у своего знакомого Василия Федорова. Тот приветливо встречает их и спрашивает: „Куда Бог несёт?» «Да вот до Вас, суда, Василий Федорыч. Мы надумали женить Андрея. Вы не сходите ли к Панфилу Иванычу со сватанием, не посватаите ли Матрёну. «Ну, дык што же, это дело хорошое, Кузьма Ефимыч, Матрена девка славная, работящая у Панфила Иваныча». После небольших рассуждений Василий Федорыч отправляется к Панфилу Ивановичу, входит избу, молится Богу и говорит: «Здорово живете, Панфил Иваныч... я к тебе по делу, Панфил Иваныч, не же- лаите ли принять сватов?» „Милости просим, Василий Федорыч, давай садись и потолкуем: Ты знаешь, Василий Федорыч, што у нас девка-то молода, только восьнадцать лет, девятнадцатый». Оно так-то- так, Панфил Иьпныч, да вот сват-то приехал хороший, Кузьма Ефимыч, деревин Комаров, живет хорошо, наверно вы и сами знайте.Знаю немного». Ну, вот и хорошо, человек он не последний, да и сын-то его Андрей парень умной и смирной, и в доме чаша полная, всего благодать, Скотины полный двор, а семья всего пять человек. Коров

три, овец пять штук племенных, десять ягненков, лошадей пара, свиней две, свинят больших да маленьких поросят сколько не знаю, есь куры, утки, гуси, однем словом, полная чаша. А хлеба не только што гля сибя, а дают еще по займам. Одно слово жить можно, да и Кузьма Ефимыч человек не последний, и жена ево Катерина Петровна баба умная и не последняя хозяйка в доме, рукодельница хорошая, и семейство, ище сынок, кроме Андрея, да дочка пятнадцати лет, а сыну-то второму, кажется, тринадцать лет, все уже работники, а маленькой-то объеды нет, жить можно очень хорошо, да и живет-то он, Кузьма-то Ефимыч, очень плотно, всего вдоволь. В ихней деревне жить можно. У реки привода хорошая для скота, и лес то рядом, хоть грибы, хоть всякие ягоды близко, не как у нас, не за пятнадцать верст нужно идти или ехать, а всего версты три-четыре. Ну, дак как... думайте, Панфил Иваныч и Дарья Михайловна?» «Да мы знаем, что в Комарах не как у нас в Кокорятах, всем хорошо, привольно, да и Кузьму Ефимыча знаем, что мужик не последний, но девка-то молода, не знаем, пойдет или нет, еще бы и поюлить надо отдавать то, успеет, наживется, замужем-то. „Да, Панфил Иваныч, знаем, что девка то не перестарок, да и парень-ет ведь не тридцати лет, а всего двадцати, и тоже красивенький, умной, как й Матрена ваша, как раз будет пара, да, наверно, она знает его, он бывал в ихних беседках; ну так как, говорите дело-то, Панфил Иваныч и Дарья Михайловна?» „Да - мы бы,, пожалуй, и отдали бы да не знаем, пойдет ли она, надо спросить. «А где она? „Да знайте, где теперь, известно дело, на беседках. Так пошлите за ней. Посылают младшую сестренку в беседки. В беседе спрашивают; «Зачем, Настенька?» Да я по няньку пришла». А девчата почти хором кричат: „Матронка, за тобой пришли, наверно, сват приехал, и с любопытством и лаской спрашивают девчонку: Настенька, сват штоль приехал-«... «Я не знаю, тятя да мама велели ей домой. А Матрена краснеет и стыдливо оставляет беседку. Дома мать встречает ее и потихоньку спрашивает, пойдет ли она за такого-то жениха, объясняя ей все подробно. «Мама, не хочется, я еще не нагулялась, да и жениха плохо знаю»... Мать начинает уговаривать ее: «Дитятко, с хорошим-то мужем, да в достатке-то будите жить, так нагуляешься». Вмешивается и отец, уговаривая дочь. По обыкновению девица сначала начинает кликать, и потом сдается на слова отца и матери и отвечает: «Воля ваша, тятенька и маменька, я вам поперечить не буду. После этого Василий Федорыч уходит и сообщает Кузьме Ефимовичу о том, что „дело можно делать». Кузьма Ефимыч с женой и женихом идут в дом невесты. Родители невесты ставят самовар, если он имеется, и начинаются настоящие сговоры о том: сколько человек приедут на сговоры и сколько будет в поезде (на свадьбе), что теще должен подарить жених, что с невесты жених хочет получить- выговаривая: пиджак, брюки, рубашек штуки две-три хороших, «повязок (полотенец) штуки четыре-пять, даже шесть, смотря но количеству родни жениха. Перечисляют, кому и какие дары нужно будет подарить кому «повязки», кому шарфы, платки, валенки и т. д., сколько взять за невесту. Примерно, за невесту отец ее просит сорок рублей, а отец жениха дает только двадцать, поторгуются, поторгуются, сладятся во всем, а потам спрашивают тихонько жениха: «Нравится ли невеста, а невесту: «Нравится ли жених? Если тот и другой скажут «нравится»—тогда дело принимает более серьезный оборот, и невесту продают жениху за двадцать пять рублей. По окончании сватовства жених поит тестя, тещу и сватуна привезенным с собою вином, а невеста выходит с середы (кухни) и угощает жениха, будущих свекра, свекровь и сватуна, и дарит жениху большой шелковый платок и дает ему каравай хлеба с солью, все это жених увозит домой. А отец жениха дает задатку пять или десять рублей родителям невесты. После этого назначают дни сговора и свадьбы, о чем извещают каждый своих родных. Ко дню сговоров приготовляют пива и водки.

В назначенный день сговора все приглашенные женихом родственники: дядюшки, тетушки и другие съезжаются к нему, где им и сообщают, кому что подарят, и кто и кем поедет в поезду. «Тысячким» приглашается обязательно крестный отец, если таковой имеется в живых, а если нет его, тогда избирается другой по желанию родителей жениха. От жениха все вместе едут к невесте. В этот день невесту моют в бане подруги последний раз. По приезде гостей невеста на кухне начинает выть (плакать) с разными приговорами, обращенными к подругам, к отцу и матери, к тетушкам и дядюшкам; «Рано мою косыньку расплели на два плетня и не дали мне еще погулять и повеселиться со своими подруженьками». Подруги уговаривают ее. В это время жених сидит за столом со своими родственниками, а отец невесты угощает их, потом жених идет за невестой, приводит ее и садится с ней за столом. А девицы поют:


Что у месяца звезды частые,

А у солнышка лучи ясные,

У Андреюшка кудри русые

У Кузьмича по плечам лежат

Да жениться велят;

Ты женись, женись,

Добрый молодец,

За себя возьми дочь отцовскую

И красну девицу

Матрену Панфиловну

Чёрная ягодка смородинка

Зеленешенька заломана.

Матрена Панфиловна

Молодешенька просватана.

За какова удалова молодца?

За Андреюшку Кузьмича.

Уж как ета мне да показалася,

По уму пришла, да по разуму,

По обычаю и по нравности.

Как при вечере

Да вечершиничке,

При Матрешине девишничке

Прилетал туда ясен сокол,

Ясен сокол доброй молодец.

Он садился на окошечко,

На серебряную полочку,

На позолоченную прибоечку.

Тут Матренина-то матушка

Узрила и усмотрила

Ты дитя ли мое дитятко,

Приголубь-ко ясна сокола,

Ясна сокола, залетнова

Добра молодца.

Приезжай, родимая

Моя матушка,

Мне назвать его не хочется,

Мое сердце не воротится,

Ретивое испугалоси,

Испугал да родной батюшка

Со приежжим-,то

Со сватушком.


Кроме этих песен, поются многие другие. За песни девицам дают деньги те лица, кому поются песни. Пропев обрядовые песни, девицы уходят на свои беседки, а на сговоре начинается пение бытовых песен. На сговоре гуляют иногда дня три. Дня через два-три после сговоров устраивается свадьба».

Заключение


Я с большим интересом занималась изучением свадебного обряда в Ветлужском районе. Мне повезло, я смогла изучить очень редкие материалы по свадебному обряду: Н. Иорданский «Свадьба в Ветлужском крае» 1896 г., М.М. Зимин «Свадебный обряд в Ветлужском уезде Костромской губернии», 1923г., которые удалось обнаружить в фондах Ветлужского краеведческого музея. Особенно интересна обычная школьная тетрадь И.Н. Чиркин «Свадебно-обрядовые песни Ветлужского района» около1960г., дата установлена примерно по году выпуска тетради 1959г. Удивительным образом статья в тетради в косую линейку напечатана на печатной машинке. Здесь дается анализ к публикациям свадебных обрядовых песен, собранных Чиркиным.

 

В ходе исследования я сделала выводы, что многие элементы, вошедшие в современный свадебный обряд утратили свое первоначальное значение и остались как элементы для развлечения гостей. Всезнающего дружку заменил пустослов – тамада. В современных свадьбах большое количество игр, лишенных всякого смысла. Нужно отметить, что в настоящее время появляются новые свадебные традиции, такие как, кидание невестой букета в толпу незамужних девушек, кто поймает букет, непременно выйдет замуж в следующем году. Аналогично в толпу юношей кидают подвязку невесты.

Изучение свадебного обряда произвело на меня большое впечатление, белое платье современной невесты – это саван покойника, вырванный элемент старинного свадебного обряда. Свадебный костюм в старину был красным, выполненный своими руками, его берегли всю жизнь и передавали из поколения в поколение.

На свою свадьбу я бы одела красный сарафан, но боюсь, что меня не поймут.

Моя работа будет передана в раздел «Литературное краеведение» Новопокровского школьного музея. Я расскажу о свадебном обряде старшеклассникам нашей школы, может быть, кто-то из них вспомнит о традициях наших предков в будущем на своей свадьбе.

Литература


1.Н. Иорданский «Свадьба в Ветлужском крае» 1896 г.,

2. М.М. Зимин «Свадебный обряд в Ветлужском уезде Костромской губернии», 1923г.,

3.И.Н. Чиркин «Свадебно-обрядовые песни Ветлужского района»1960г., рукописи.

4.Пыщуганье. Традиционный фольклор. Выпуск4. Под редакцией АВ. Кулагиной. Пыщуг. 2001.

5.Ветлужская сторона. Фольклорный сборник. Выпуск 2. Под редакцией АВ. Кулагиной. 1996г, Кострома.

6.Н.Д. Русинов Этническое прошлое Нижегородского Поволжья в свете лингвистики. Н.Новгород.1994г

7.Н. Толстой. Заволжские очерки. Записки краеведа. Н.Новгород. 2013г.

8.Ветлужская сторона. Историко-краеведческий сборник. Кострома. 1995г.

9. Легенды, предания и сказки Ветлуги «Ветлужская сторона». Этнографический сборник. Выпуск 4. Под редакцией Т.В. Войтюк. Шарья.2000г.

10. О. Козырев «Веселые угары» Этнографические заметки. Шахунья. 2007г.

11. О. Козырев «Фольклор Заветлужья» Шахунья. 1997г.

12. Пыщуганье. Историко-краеведческий сборник «Ветлужская сторона» выпуск3. Кострома. 1997-1998г

13. Н.В.Морохин Фольклор в традиционной региональной экологической культуре Нижегородского Поволжья.



 

Паспорта информаторов

Паспорт информатора № 1 СОБИРАТЕЛЬ
1.ФИО Виноградова Галина Павловна 1. ФИО: Козак Карина Евгеньевна 2. Возраст: 14 лет 3. Место учебы. МОУ Новопокровская СОШ  
2.Где родился и с какого времени живет в данном населенном пункте.д. Кастово. в с. Новопокровское проживает с 1970 года
3.Год рождения:1955
4.Образование: средне-специальное
5.Профессия, место работы: пенсионер
6.Дата записи:15.11.2014
7.Место записи с. Новопокровское
Паспорт информатора № 2 СОБИРАТЕЛЬ
1.ФИО Березкина Нина Дмитриевна 1. ФИО: Козак Карина Евгеньевна 2. Возраст: 14 лет 3. Место учебы: МОУ Новопокровская СОШ  
2.Где родился и с какого времени живет в данном населенном пункте. д.Юдинское. в с. Новопокровское проживает с 1995 года
3.Год рождения:1949
4.Образование: начальное
5.Профессия, место работы: пенсионер
6.Дата записи:23.12.2014
7Место записи: с. Новопокровское
Паспорт информатора № 3 СОБИРАТЕЛЬ
1.ФИО_Малышева Маргарита Александровна 1. ФИО Козак Карина Евгеньевна 2. Возраст: 14 лет 3. Место учебы: МОУ Новопокровская СОШ  
2.Где родился и с какого времени живет в данном населенном пункте. д.Колеватовское в с. Новопокровское проживает с 1990 года 3.Год рождения:1931
4.Образование: начальное
5.Профессия, место работы: пенсионер
6.Дата записи:12.01.2015
7Место записи:с. Новопокровское

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: