Клод Моне, Восходящее солнце, 1872 год, Вокзал Сен-Лазар, Водяные лилии




Эдуард Мане: Завтрак на траве, Бар в Фоли-Бержер

 

 

Автопортрет с палитрой, Эдуард Мане, 1879 год.

 


Представленный Эдуардом Мане в Салоне изящных искусств (ежегодная выставка, организованная влиятельной и консервативной Академией изящных искусств), «Завтрак на траве» был отклонен жюри. Вместо этого картина была выставлена на другой выставке, состоявшейся в 1863 году под названием «Салон отказов» (или выставка отказавшихся), открытой для более трёх тысяч работ, которые были отклонены жюри Салона, где получила враждебную реакцию как со стороны публики, так и со стороны рецензентов. Люди толпами посещала выставку, чтобы в открытую поиздеваться и посмеяться над произведением.
Рецензенты говорили, что «Завтрак на траве» был настолько лишён изящества, что его можно было нарисовать шваброй для пола, а люди, изображённые на картине, и вовсе напоминали одному рецензенту марионеток.
Проблема заключалась в том, что эта картина не была искусством в том виде, в каком его знали французы. Ведь Мане не изображал греческую мифологию, римскую историю или религиозную сцену. Ко всему прочему, картина не была написана с помощью тонких смешанных мазков кисти, которые производили почти фотографический эффект. Вместо этого он использовал смелые цвета, широкие несмешанные мазки кисти и изображал рискованную по тем временам современную сцену. В итоге, французы не могли оценить по достоинству такие картины ещё два-три десятилетия.

Что касается самой работы, то на переднем плане она изображает симпатичную обнажённую женщину, болтающую с двумя хорошо одетыми молодыми людьми, а вторая женщина купается чуть поодаль от них. Взгляд сразу же притягивается к обнажённой натуре, но при ближайшем рассмотрении возникает ряд вопросов. Почему мужчины полностью одеты, когда женщина обнажена? Она что, путана? Почему купающаяся женская фигура одета? Что она делает (моет ноги, ловит рыбу...)? Есть ли у картины реальная проблема с перспективой?
Хотя это и интересно, но такие дебаты упускают реальную суть. Мане сделал противоречивое заявление с этой работой. Он бросал вызов ортодоксии и демонстрировал свои новые методы. И это сработало: о нём заговорил весь Париж. «LeDejunerSurl'herbe» находится в постоянной коллекции Музея Орсе в Париже. В лондонской галерее CourtauldGallery есть уменьшенная более ранняя версия этой работы.

 

 

Завтрак на траве, Эдуард Мане.

 


 

Ранняя версия Завтрак на траве, Клод Моне, 1866 год.



 

Эдуар Мане, В лодке, 1874 год.

 

Бар в Фоли-Бержер


 

Бар в Фоли-Бержер, Мане, 1882 год.

 

 

«Бар в «Фоли-Бержер»» был одной из двух работ, которые он представил в 1882 году.
Картина представляет собой одно из самых захватывающих мест в любимом Мане Париже - в «Фоли-Бержер». Работа насквозь современная (демонстрация электрического освещения, пивных бутылок из Англии и импортных мандаринов) – всё это и многое другое является неотъемлемой частью данного произведения.


Эта картина, как и многие работы Мане, загадочна. Женщина по имени Сюзон отрешённо смотрит на зрителя, по-видимому, погружённая в свои мысли. Во многих отношениях она одета скромно, но на ней красуется весьма примечательное чёрное ожерелье. Несмотря на ярко выраженное спокойствие, Сюзон, похоже, ведёт оживлённую дискуссию с джентльменом в цилиндре. Трудно сказать, говорят ли они о напитках или о чём-то гораздо более серьёзном. И тут же возникает вопрос, кто этот таинственный мужчина: покровитель, любовник или отец Сюзон?


Однако самое важное - это любопытное использование рефлексии. В баре явно есть большое зеркало позади него. Но Мане намеренно играет с отражением, чтобы дать нам хороший обзор спины Сюзон и человека, с которым она разговаривает. Результат озадачил современников и озадачивает по сей день. Интересным является тот факт, что Мане был слишком болен, чтобы писать картины в Фоли-Бержер, поэтому Сюзон приходила к нему в студию позировать за специально сконструированным баром.

 

Эдуард Мане: В оранжерее, 1878—1879 гг.

 

Моне и госпожа Моне в лодке, Эдуар Мане, 1874 год.

 

 

В саду, Мане, 1870 год.

Клод Моне, Восходящее солнце, 1872 год, Вокзал Сен-Лазар, Водяные лилии

 

 

КлодМоне.

 

К 1873 году группа, получившая известность как импрессионисты, окончательно разочаровалась в Салоне и решила устроить собственную выставку. И, несмотря на то, что большинство из них так и сделали, Мане отказался присоединиться к независимой выставке, так как боялся, что она ещё больше вытеснит его из французского художественного истеблишмента. Первая выставка группы, состоявшаяся в 1874 году, включала работы Моне, Сезанна, Рениора, Дега и Писсарро и была организована на улице Капуцинов.

Группа сформировала компанию, в которой каждый из них владел акциями и взимал вступительный взнос в размере одного франка. Посещаемость была хорошей (пришло около трёх с половиной тысяч человек), но плохие впечатления от Салона вновь повторились, ведь публика приходила насмехаться, а отзывы были враждебными.


Один из рецензентов сказал, что выставка была работой одного шутника, который забавлялся тем, что, «макая кисти в краску, размазывал её по ярдам холста, подписывая их разными именами».
Но самый известный и долго обсуждаемый отзыв оставил Луи Леруа, который нелестно высказался о картине Моне «Восход солнца»: «Какая свобода... какая гибкость стиля! Обои на своих ранних стадиях гораздо более закончены, чем это».

 

К сожалению, публика ещё долгое время не понимала и не принимала того, что импрессионисты пробовали что-то новое; картины, которые отражали то, что они чувствовали о сцене, а не картины, которые были близки к фотографическому изображению.


Так что же на самом деле представляет собой «Sunrise» и почему он был воспринят в штыки? «Восход солнца» - это на самом деле картина с изображением порта в Гавре, родном городе Моне, на восходе солнца. Взгляд притягивают две маленькие гребные лодки на переднем плане и красное солнце с его отражением в воде. За ними виднеются дымовые трубы и мачты клиперов, придающие структуру работе. До сих пор остаётся загадкой, почему столь безобидная работа долгое время поддавалась жёсткой критике и насмешке. В итоге, несмотря на нелестные отзывы, в 1985 году эта картина была украдена пятью бандитами в масках и не возвращалась в течение пяти лет (будучи спрятанной в маленькой корсиканской вилле). На сегодняшний день «Sunrise» находится в парижском Музее Мармоттан-Моне, небольшом музее, где выставлено более трёхсот работ великого художника-импрессиониста.

 

 

Впечатление. Восходящее солнце, 1872 год. Автор: Клод Моне.

 

 

Клод Моне «Мадам Моне с ребёнком в саду художника в Аржантее».

Вокзал Сен-Лазар

 

Вокзал Сен-Лазар: прибытие поезда, 1877 год.

В 1877 году у Моне появилась очень хорошая идея - он решил нарисовать туман. Но ему не хотелось ждать подходящий момент и погоду. Тогда ему пришла в голову ещё одна очень хорошая идея: нарисовать пар и дым железнодорожной станции. Но это тоже было немного сложно: ему нужно было получить доступ на платформу, и ему пришлось бы бороться с приходящими и уходящими поездами. В итоге, художник отправился на вокзал к начальнику станции и как позже объяснил Ренуар, выглядело это примерно так:
«Он (Моне) надел свою лучшую одежду, поправил кружевные манжеты и, лениво помахивая золотой тростью, вручил директору Западных железных дорог свою визитную карточку. Чиновник замер и тотчас же пригласил его войти. Высокопоставленная особа пригласила своего посетителя присесть, и тот представился просто со словами: «Я художник Клод Моне».

Моне сказал начальнику станции, что он взвешивал конкурирующие достоинства Северного и Сен-Лазарского вокзалов, сделав свой выбор в пользу Сен-Лазар.
Со своей стороны, начальник станции мало что знал об искусстве и поэтому не осмеливался оспаривать верительные грамоты Моне. И, думая, что он получил преимущество над Северным вокзалом, он дал Моне всё, что тот хотел: платформы были закрыты, поезда были полны угля, отправления задерживались.
После нескольких дней занятий живописью Моне ушёл с полудюжиной холстов. А дальше…
это был колоссальный успех: зритель почти физически ощущает тепло, шум и запах станции. Как заметил один рецензент, картины воссоздают впечатление, производимое на путешественников шумом подъезжающих и отъезжающих поездов.

Даже Альберт Вольф, один из самых консервативных комментаторов того времени, сделал комплимент в обратном направлении: картина вызвала «неприятное впечатление от нескольких паровозов, свистящих одновременно».
Серия картин «Вокзал Сен-Лазар» имела и более практический эффект. Поль Дюран-Рюэль, самый надёжный галерист импрессионистов, купил этот лот уМоне и передал небольшие суммы остальным членам группы. Всего Моне написал двенадцать картин «Вокзал Сен-Лазар», которые находятся по всему миру, в том числе в лондонском и парижском музеях.

 

 

 

Клод Моне - Вокзал Сен-Лазар, Западный регион, Товарные сараи, 1877 год.

 

 

Водяные лилии

 

 

Водяные лилии, Клод Моне, 1915 год

 

Водяные лили в японском саду, Клод Моне.

 

Моне - самый известный на сегодняшний день импрессионист, прославившийся своими «Водяными лилиями». Всего в серии насчитывается более двухсот пятидесяти картин, созданных за последние тридцать лет жизни Моне.
Моне переехал в Живерни, маленький городок под Парижем, в 1883 году (год смерти Мане). Для начала он арендовал большой фермерский дом, купив его примерно через десять лет, когда его работы стали пользоваться всё большей популярностью и ценой.
А после, в начале 1890-х годов, он обзавёлся земельным участком возле дома и начал превращать его в водный сад. Позже он нанял садовника, чтобы тот ухаживал за прудами и лилиями на постоянной основе.

Живерни был тем местом, где Моне продолжал рисовать с замечательным усердием до самой своей смерти. В течение тридцати лет, начиная с середины 1890-х годов, Моне в основном писал водяные лилии. Это была, пожалуй, самая полная его серия картин (он также написал множество вариантов стогов сена, тополей, Руанского собора и здания парламента).
И совсем неудивительно, что серия этих работ настолько сильно впечатляет, оставляя неизгладимое впечатление. Никто ещё так искусно не использовал цвет, свет и отражение. Кроме того, есть огромный выбор картин: картины с изображением пруда, японский мост, который Моне установил в 1906 году, и экстремальные крупные планы горстки лилий. Некоторые полотна огромны, особенно те, что сейчас находятся в Музее Оранжери в Париже.

Моне продолжал рисовать «Водяные лилии», несмотря на то, что его зрение примерно с 1908 года было нарушено катарактой (в конце концов он согласился удалить её хирургическим путём). В годы своей катаракты Моне использовал гораздо больше красного и оранжевого цветов. Моне был самым долгоживущим из импрессионистов: он пережил Мане более чем на четыре десятилетия, а Ренуара - на семь лет. Он писал «Водяные лилии» до самой своей смерти в декабре 1926 года.

А варианты картин из серии «Водяных лилий» можно увидеть по всему миру. В лондонской Национальной галерее и парижском Музее Орсе есть свои версии. То же самое можно сказать и о нью-йоркском Метрополитен-музее, вашингтонской Национальной галерее и Токийской Национальной галерее западного искусства. Парижский Музей оранжереи был специально построен по строгим указаниям Моне, чтобы хранить его наследие, состоящее из двенадцати огромных «Водяных лилий».

 

 

Пруд с водяными лилиями, Клод Моне, 1918 год.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: