Психологическое обследование детей шестилетнего возраста




 

 

  Схема анализа результатов психологического обследования Психологические особенности детей шестилетнего возраста
I. Особенности развития познавательной деятельности
Внимание Внимание является одной из наиболее важных характеристик, которую необходимо учитывать при проведении практически любой диагностической процедуры. Оцениваются возможности ребенка в плане сосредоточения, переключения и распределения внимания в заданиях игрового и учебного характера; связь устойчивости внимания с объемом восприятия (например, трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного материала) и времени работы ребенка. Оценивается характер изменения внимания на фоне утомления, возбуждения или негативизма ребенка; связь параметров внимания с наличием или отсутствием гиперактивности. Преобладает непроизвольное внимание. К 6 годам у детей развита способность к сосредоточению внимания в течение 35-45 мин. При достаточно однообразной деятельности этот срок сокращается. Дети способны активно и продуктивно заниматься одним делом не более 10-15 мин. Объем внимания. Дети могут одновременно воспринимать не один предмет (как в 4-5 лет), а даже три, и с достаточной полнотой, детализацией. Изменяется и круг предметов, которые дети способны одновременно воспринимать. Если в 4 года внимание привлекали через яркие, необычные предметы, то в 6 лет их внимание часто привлекают внешне ничем не примечательные объекты. Возможна организация деятельности без эгоцентрической речи (проговаривание последовательности действий вслух). Распределение и переключение внимания у детей к 6 годам слабо развиты.
Восприятие Определяется возможность целостности восприятия объектов, в том числе сюжетных картин, графических стимулов, специальных зашумленных или недорисованных предметов. Особое внимание следует обратить на особенности восприятия отдельных деталей или целостной картины, а также правильного узнавания объектов. Анализ зрительного гнозиса необходим, помимо всего прочего, для выявления возможных причин недоступности выполнения «интеллектуальных» диагностических проб (установления последовательности событий, опосредованного запоминания, описания сюжетных картин и т. п.). В частности, трудности целостного восприятия объектов сказываются на выполнении большинства невербальных методов исследования. К 6 годам восприятие довольно развито. Ребенок может легко различать и называть форму, цвет, величину предметов, устанавливать идентичность предметов эталону. К этому возрасту повышается точность и тонкость цветоразличения: различает не только основные цвета, но и оттенки. Дети в 6 лет чаще проявляют потребность разобраться во встречающихся формах. Опредмечивание, характерное для детей более младшего возраста заменяется уподоблением («как кармашек», «как калитка» - квадрат). Ребенок должен уметь копировать простые и более сложные изображения. Задачи на глазомер дети решают значительно хуже, чем задачи на сравнение в действии. При восприятии «двойного изображения» дети выделяют оба предмета без особой помощи. Некоторые нуждаются в том, чтобы им показали или назвали какую-либо часть второго объекта. Возможно понимание перспективы на рисунке.
Память Выявляются объем непосредственной слухоречевой памяти, скорость запоминания, полнота отсроченного воспроизведения, наличие привнесений или видоизмененных стимулов как в непосредственном, так и в отсроченном воспроизведении. Выявляется возможность опосредованного запоминания с помощью доступных для ребенка методов, сопоставляется объем материала, запоминаемого опосредованно и неопосредованно. Определяется способность к удержанию последовательности ряда стимулов (в частности, ряд слухоречевых стимулов должен состоять не более чем из шести слов для старших дошкольников). Определяются особенности зрительной, моторной, слуховой и других видов памяти. Дети способны к произвольному запоминанию, опосредованное запоминание лучше механического. Продуктивность непроизвольного запоминания увеличивается, если задание предполагает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (например, придумывание слов, установление конкретных связей). К 6 годам дети воспроизводят в среднем 4-8 слов, хорошо знакомых и всего 1-2 незнакомых. У детей 6 лет существует зависимость продуктивности логического запоминания от характера мыслительной обработки запоминаемого материала: чем выше уровень классификации мыслительного приема, используемого ребенком, тем выше и уровень продуктивности воспроизведения.
Мышление Анализируются знания о взаиморасположении объектов в пространстве, правильное употребление предлогов и слов, обозначающих пространственные отношения, на конкретных предметах в наглядно-образном плане и на вербальном уровне. Оценивается возможность анализа пространственных отношений и их вербализация, возможность пассивной ориентации в пространственных отношениях. Оцениваются возможности конструирования аналогичных образцу объектов, сформированность анализа частей сложных объектов. Как один из наиболее важных показателей мыслительной деятельности понятийного развития ребенка, выделяется ведущий обобщающий признак, отмечается специфика обобщающей функции (например, обобщение на основе ситуативной близости, по функциональному признаку, ориентация на латентные признаки и т.д.). Определяется уровень сформированности наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийного мышления. Анализируется спо-собность к овладению новыми видами деятельности - обучаемость, темп обучения, необходимый объем помощи и перенос сформированного навыка на аналогичный материал. Отмечаются темп, самостоятель-ность, ясность, абстрактность мышления. Учитываются критичность мышления. Оценивается наличие изменений динамики мыслительной деятельности (скачки идей, инертность, ригидность, соскальзывание в процессе мышления и т.п.). Логическая форма мышления хотя и доступна, но не типична. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития. Ребенок выделяет не отдельные свойства, а наиболее важные связи и отношения между предметами и их свойствами, понимает схематические изображения. Но, даже приобретая черты обобщенности, мышление шестилетнего ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их заменителями. Если ребенок не может справиться с самым простым учебным заданием, при переводе его в практическую плоскость или в игру, быстро выполняет его. Начинается развитие логического мышления, позволяющего строить умозаключения, делать правильные выводы из предложенных данных. В 6 лет должно быть сформировано понятие о сохранении числа, понимание аналоговых отношений, связи и последовательности событий в сериях из 4-5 картинок. Ребенок способен к обобщению на основании различных признаков (как конкретно-наглядных, так и более абстрактных). Способны устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, давать оценки воспринимаемым ситуациям. Запас знаний о себе и окружающем мире включает знания своего пола, возраста, времени года, места жительства, имя, фамилию родителей, их специальности и т.п. Дети шестилетнего возраста оказываются в состоянии отгадывать незнакомые загадки. Умеют использовать свой прошлый опыт. Дети воспринимают помощь и оказываются в состоянии использовать показанный им способ действия при выполнении аналогичных заданий. Способны дать оценку проделанной работе.
II. Личностные особенности
Поведение Оценивается специфика поведения ребенка: ориентированность на игру или выполнение заданий совместно с психологом или самостоятельно, контактность ребенка, критичность к результатам; темп работы ребенка, его утомляемость, общая мотивация. Учитывается характер игры; оцениваются творческие и эмоциональные ее характеристики, либо отсутствие игрового компонента в деятельности. Игра оценивается с позиции ее возрастной соотнесенности и с точки зрения ее проективности. Отмечается наличие гиперактивности, двигательной расторможенности. Шестилетний ребенок способен сдерживать свои эмоциональные реакции, управлять своим поведением. Выражена познавательная активность. У шестилетнего ребенка можно наблюдать игры не только с бытовым сюжетом. Достигают своего расцвета игры на произвольные сюжеты, с общественным сюжетом. Игровое пространство начинает замещаться и ограничиваться все более условными средствами. Широкое замещение предметного пространства вербальным знаменует собой спад сюжетно-ролевой игры и переход к другой форме игровой деятельности (игра с правилами, игра-фантазия). Возрастает продолжительность существования игровых объединений.
Эмоциона-льно-волевая сфера Учитывается заинтересованность ребенка в выполнении заданий, его реакция на успех и неудачу, адекватность этих реакций. Оценивается степень зависимости от взрослых и ориентация на них, умение самостоятельно работать, удерживать инструкцию. Анализируется сформированность функций программирования и контроля. Отмечаются также особенности, как расторможенность, импульсивность, негативизм, упрямство или упорство, умение отстоять свою точку зрения. Необходимо уточнить общую характеристику личностной направленности (на игру или общение, на материальное удовольствие). Отмечается наличие опасений, повышенного уровня тревожности или страхов. Отмечаются отношения со сверстниками, их характер (конфликтность или комфортность, лидерские тенденции). К началу шестилетнего возраста эмоции четко дифференцированы. Доступно чувство юмора, удовольствия от шуток, нелепостей. Происходит интенсивное развитие морали: понимание ответственности за свои поступки независимо от того, знают ли о нем другие. Возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Чувства становятся более устойчивыми, глубокими, обобщенными, осознанными. Впервые появляются высшие чувства (нравственные, познавательные, эстетические). Основные новообразования, на которые надо обратить внимание: - изменение содержания аффектов (выражается в возникновении особых форм сопереживания, сочувствия); - изменение места эмоций во временной структуре деятельности по мере усложнения и отдаления начальных ее компонентов от конечных результатов (эмоции начинают предвосхищать ход выполнения решаемой задачи). К 6 годам происходит формирование основных элементов волевого поведения: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты еще недостаточно развиты. Цели не всегда достаточно устойчивы и осознанны, ее удержание определяется трудностью задания, длительностью его выполнения. Цель достигается успешнее при игровой мотивации. Воля ребенка проявляется и в его способности соподчинять мотивы своего поведения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: