Глава 2. Правовое регулирование участия общественности в охране общественного порядка




 

Конституция Российской Федерации гарантирует свободу деятельности общественных объединений (ч.1 ст.30). Право на свободу ассоциаций, установленное Международным пактом ООН о гражданских и политических правах и другими международно-правовыми документами и закрепленное в Конституции Российской Федерации, предоставляет каждому человеку возможность объединяться с другими лицами по своим политическим, профессиональным и иным интересам.

Конституционное право каждого на объединение включает в себя право вступать в существующие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Конституция Российской Федерации закрепляет одну из важнейших гарантий свободы объединения - принцип добровольности в создании и деятельности общественных объединений. Участие или неучастие в общественных объединениях - личное дело каждого. Любые действия или решения, направленные на принуждение к вступлению в объединение или препятствующие выходу из него, являются противоправными. Участие граждан в охране общественного порядка основывается на принципах законности, добровольности, гуманизма, уважения личности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

В настоящее время в органах государственной власти, в МВД России пришло понимание того, что без участия граждан, без поддержки общественности невозможно остановить преступность в России, усиливающуюся (что было вполне прогнозируемо и ожидаемо) в период экономического кризиса в стране, сопровождающегося массовыми увольнениями, невыплатами зарплат и социальной напряженностью в обществе.

В связи с этим необходимо принять проект Федерального закона "Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка", с помощью которого добровольные народные дружины действительно станут реальной силой и смогут наконец-то объединиться в общую систему в масштабах всей страны. Данный Проект был разработан еще несколько лет назад и внесен на рассмотрение Государственной Думы Законодательным Собранием Краснодарского края, однако Постановлением Государственной Думы от 16 сентября 2005 г. № 2200-IV ГД "О проекте Федерального закона № 248699-3 "Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка" был отклонен.

Проект устанавливает правовые основы, принципы и формы добровольного участия граждан России в охране общественного порядка и оказании содействия органам внутренних дел; его действие не распространяется на правоотношения, регулируемые законодательством об оперативно-розыскной деятельности, а также о частной детективной и охранной деятельности.

Моделью организации охраны общественного порядка является город Москва, в котором участие граждан в охране общественного порядка регулируется рядом законов, в том числе, законами г. Москвы от 28 марта 2001 г. № 9 "Об участии жителей города Москвы в охране общественного порядка", от 10 декабря 2003 г. № 77 "Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве". Данная законодательная база стала важнейшим фундаментом для формирования добровольных народных дружин в столице России и приобщения активных граждан к поддержанию правопорядка и защите прав и свобод человека на территории города Москвы.

Так, согласно ст.6 Закона г. Москвы от 28 марта 2001 г. № 9 "Об участии жителей города Москвы в охране общественного порядка" органы государственной власти города Москвы, органы внутренних дел оказывают жителям города Москвы, участвующим в охране общественного порядка, всемерную поддержку, в том числе путем:

а) издания нормативных правовых актов, регламентирующих участие жителей города Москвы и их объединений в охране общественного порядка;

б) обучения жителей города Москвы правовым основам, формам и методам защиты и самозащиты от противоправных посягательств;

в) осуществления предусмотренных законодательством мер по обеспечению личной безопасности и социальной защиты жителей города Москвы, оказывающих содействие органам внутренних дел в охране общественного порядка;

г) предоставления информации, необходимой для участия граждан в охране общественного порядка, и т.д.

Следует особо отметить ст.8 Закона г. Москвы от 28 марта 2001 г. № 9 "Об участии жителей города Москвы в охране общественного порядка" о социальных гарантиях, согласно которой жителям города Москвы, участвующим в охране общественного порядка, законодательством города Москвы могут устанавливаться дополнительные гарантии социальной защиты. Для поощрения жителей города Москвы, активно участвующих в охране общественного порядка, органы государственной власти города Москвы, органы внутренних дел, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут применять различные формы морального и материального стимулирования.

Правительством Москвы для выполнения задач, связанных с руководством и контролем за деятельностью советов общественных пунктов охраны порядка, их информационно-правовым и методическим обеспечением, организацией взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями, учреждениями и предприятиями в сфере обеспечения общественного порядка в городе создан Московский городской совет общественных пунктов охраны порядка.

Структуру Городского совета составляют аппарат Городского совета и председатели советов общественных пунктов охраны порядка территорий, районов и административных округов города Москвы.

Согласно ст.1 Закона г. Москвы от 26 июня 2002 г. № 36 "О Московской городской народной дружине" (с посл. изм. от 30 января 2008 г), московская городская народная дружина - это государственно-общественное объединение, которое создается в целях оказания содействия органам государственной власти города Москвы и правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка и состоит из граждан Российской Федерации, принятых в ее состав в установленном порядке, объединенных под руководством уполномоченного государственного учреждения - Московского городского штаба народной дружины.

Правовую основу деятельности Московской городской народной дружины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав города Москвы, Закон г. Москвы № 36 и другие нормативные правовые акты города Москвы. Деятельность Московской городской народной дружины основывается на принципах законности, гуманизма, добровольности, уважения личности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.


Заключение

 

На основе предшествующего анализа сделан вывод о том, что для эффективной деятельности ДНД и ОПОП необходимо принятие:

Федерального закона № 248699-3 "Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка", в котором прописаны цели, задачи, механизм формирования и деятельности, полномочия ДНД и ОПОП, а также формы их взаимодействия с органами внутренних дел Российской Федерации;

соответствующих законов субъектов Российской Федерации (по примеру г. Москвы, в котором действуют законы г. Москвы от 28 марта 2001 г. № 9 "Об участии жителей города Москвы в охране общественного порядка", от 10 декабря 2003 г. № 77 "Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве").

Кроме того, учитывая положительный опыт г. Москвы (функционирование с 2001 г. Московского городского совета общественных пунктов охраны порядка), необходимо создать по всей России сеть центральных советов общественных пунктов охраны порядка (при органах исполнительной власти каждого субъекта Российской Федерации), которые организуют, контролируют и обобщают результаты деятельности общественных пунктов охраны порядка, действующих на определенной органом местного самоуправления территории, в рамках субъекта Российской Федерации. Координацию и контроль деятельности центрального совета общественных пунктов охраны порядка субъекта Российской Федерации необходимо возложить на органы внутренних дел субъекта Российской Федерации.

Основными задачами центральных региональных советов ОПОП должны стать:

обобщение и распространение опыта работы ОПОП;

информационно-правовое и методическое обеспечение ОПОП;

координация деятельности советов ОПОП;

организация взаимодействия ОПОП с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями, учреждениями и предприятиями по выполнению задач укрепления правопорядка и общественной безопасности.

ОПОП призван выполнять следующие функции:

1) организация работы ОПОП по оказанию содействия органам государственной власти в решении задач по обеспечению общественного порядка в субъекте Российской Федерации;

2) координация деятельности советов ОПОП, принятие мер по совершенствованию их взаимодействия;

3) участие в разработке проектов нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов по вопросам обеспечения общественного порядка и совершенствования деятельности ОПОП;

В целях мониторинга и обобщения данных работы центральных советов общественных пунктов охраны порядка ОВД субъектов Российской Федерации необходимо обязать в рамках специально созданной для этих целей государственной автоматизированной системы (ГАС) направлять данные (отчеты, доклады) в МВД России. На Департамент охраны общественного порядка МВД следует возложить обязанность по обобщению результатов деятельности центральных советов общественных пунктов охраны порядка по России.

В целях совершенствования законодательства об участии граждан России в охране общественного порядка необходимо обновить действующее российское законодательство и проекты рассматриваемых Государственной Думой Федерального Собрания федеральные законы и подготовить Указ Президента Российской Федерации "О создании государственной автоматизированной системы анализа и отчетности результатов деятельности центральных светов общественных пунктов охраны порядка", которым определить цели и задачи деятельности МВД России и иных государственных органов по созданию материально-технической базы и организационных условий функционирования государственной автоматизированной системы.


Литература

 

1. Терентьев С.А. Некоторые аспекты деятельности общественности по охране общественного порядка и безопасности в современной России // Современное право. 2009. № 1 (1).

2. Терентьев С.А. К вопросу деятельности общественности по охране общественного порядка и безопасности в современной России // Государственное управление и право. Вып. 7.2008.

3. Терентьев С.А. Организационные формы участия граждан России в охране общественного порядка // Право и экономика. Вып. 1.2009.

4. Терентьев С.А. Участие граждан в охране общественного порядка как реализация конституционного права граждан на объединение (на примере субъектов Российской Федерации) // Право и экономика. Вып. 2.2009.

 


[1] См., напр.: Закон г. Москвы от 28 марта 2001 г. № 9 «Об участии жителей города Москвы в охране общественного порядка» // Вестник мэрии Москвы. 2001. Май. № 19; Закон г. Москвы от 10 декабря 2003 г. № 77 «Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2004. Февраль. № 9.

[2] См.: Вестник мэрии Москвы. 2001. Май. № 19.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: