Что дает школе работа Уполномоченного по правам участников образовательного процесса?




Круглый стол «Защита прав несовершеннолетних»

«Деятельность уполномоченного по правам участников образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях»

Подготовил: педагог-психолог

МКУ «Методико-правовой центр»

Курбатова О.А.

17.11.2021г.

 

Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требует правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы базовые ценности и принципы жизни общества.

Общеизвестно, что правовая безграмотность либо несформированность правового сознания у молодежи и подростков, обуславливают агрессивное нарастание правового непослушания, приводят к девиантному поведению. Права ребенка зачастую ущемляются асоциальным, порой жестким поведением родителей, а порой и недобросовестными педагогами, а также другим окружением ребенка. Возможность защиты своих прав у ребенка ограничена, иной раз он не может обратиться к родителям со своими бедами или посоветоваться с классным руководителем. В ходе учебного процесса возникают сложности и у педагога во взаимоотношении с учащимися, конфликты между родителями и учителем.

С этой целью с 2021 года в рамках работы РМО педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов и уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса, в общеобразовательных учреждениях Петровского муниципального района началась реализация проекта «Уполномоченный по правам участников образовательного процесса», имеет важное значение в развитии системы правового просвещения и защиты прав детей.

Актуальность проекта.

Создание правового пространства и введение Уполномоченного по права участников образовательного процесса в образовательных учреждениях обусловлено тем, что это многофункциональная система и является наиболее сильным и неформальным регулятором реальных взаимоотношений учащихся и педагогов. Проект нацелен на развитие правосознание, так как первостепенное значение приобретают права личности и ее персональная ответственность, что обеспечивает необходимый опыт социализации. Эксперты утверждают, что каждое третье правонарушение в России – результат нереализованных прав в школе.

Цель проекта

Создание целостной системы нравственной, социальной, психологической и правовой поддержки каждого ребенка в решении сложившихся проблем. Обеспечение и защита конституционных прав и законных интересов ребенка.

Задачи проекта:

Совершенствование системы повышения уровня правовой грамотности детей и их родителей (законных представителей).

Совершенствование системы мониторинга реализации конституционных прав детей.

Совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия (раннее выявление и профилактика детского и семейного неблагополучия, работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации).

Для реализации поставленных целей и задач требуются усилия не только самого уполномоченного по правам участников образовательного процесса, но и администрации образовательного учреждения, представителей родительской общественности, и что самое важное актива из числа учащихся.

Ожидаемый результат:

· Формирование правового образования подрастающего поколения, практического, правового просвещения;

· урегулирование и снижение конфликтных ситуаций на уровне ОУ;

· межведомственное взаимодействие при раннем выявлении и профилактике детского и семейного неблагополучия, работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Уполномоченный по правам участников образовательного процесса, его иногда называют школьным правозащитником, вводится в структуру органов общественного управления образовательного учреждения в целях усиления гарантий защиты прав, свобод и законных интересов участников образовательного процесса в образовательном учреждении, а также восстановления их нарушенных прав. Он является гарантом защиты прав и законных интересов всех участников образовательного процесса, принимает участие в правовом воспитании и образовании школьников и формировании правового пространства в школе.

Что дает школе работа Уполномоченного по правам участников образовательного процесса?

Уполномоченный по правам участников образовательного процесса будет способствовать предупреждению конфликтов, установлению гуманных отношений, партнерского сотрудничества и позволит всем понять необходимость соблюдения своих прав, обязанностей в семье, школе и классе.

 

 

Тематика обращений в 2021 году:
1. Обращения по организации учебно-воспитательного процесса.
2. Взаимодействие «семья -образовательное учреждение».
3. Конструктивное взаимодействие (консультации, беседы, разбор конфликтных ситуаций).
5. Консультации по правовым вопросам

Мероприятия проводятся в следующих основных направлениях:
- профилактика конфликтных ситуаций;
- правовое просвещение и образование учащихся, родителей и педагогов ОУ; используя разные технологии, формы и методы работы.

 

Мероприятия с детьми/учащимися:

· Образовательные игры, квесты «Уроки доброты», «День защиты детей», «Мои права и обязанности»

· с детьми 4-10 лет беседы, мультимедийные презентации «Права детей», «Чтобы не случилось беды»; игровые занятия, уроки: «Конвенция по правам ребенка. Право на жизнь»; «Путешествие в Простоквашино»; «Что такое права человека»;

· с учащимися среднего и старшего звена ОУ: классные часы, образовательные проекты«Азбука права» «Большие права маленького ребенка»,тренинги, акции, вечера вопросов и ответов«Что можно, нельзя и нужно?», «круглые столы», интеллектуальные марафон «Что? Где? Когда?», деловая игра «Мои права и обязанности», конкурсы, олимпиады.

 

Родительский лекторий, информационный час:

· «Права и обязанности»

· «Жестокое обращение с детьми»,

· «Наказание и поощрение»,

· «Влияние родительских установок на развитие детей», и др.

В работу с педагогами были включены:

· Консультация по защите прав ребенка и правовому воспитанию

· Деловая игра для педагогов «Права ребенка»

· Консультация «Защита прав ребенка специалистами ДОУ»

· Выпуск бюллетеня «Права ребенка»

· Беседа «Особенности профессионального поведения педагога»;

· Семинар для педагогов «Технология обеспечения психологической безопасности в конфликтных ситуациях»;

· Памятки для педагогов «Семь способов этической защиты»

 

Информационные стенды для родителей и педагогов «Каждый ребенок имеет право», «Родители: права и обязанности».

Выпуск памяток, брошюр: «Кодекс поведения в конфликтных ситуациях», «Защити меня», «Влияние родительских установок на развитие детей», «Права родителей будущих школьников».

 

Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

положительный результат в реализации проекта: правильный подход и активное участие уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса и их помощников помогает расширить возможности правового образования подрастающего поколения, практического, правового просвещения; урегулирование и снижение конфликтных ситуаций на уровне ОУ;

но, следует обратить особое внимание, при дальнейшемреализации проекта, на межведомственное взаимодействие при раннем выявлении и профилактике детского и семейного неблагополучия, работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; информационное освещение о работе уполномоченных по правам участников образовательного процесса; организации тренингов общения с участниками образовательного процесса с целью профилактики конфликтных ситуаций, отработки норм и правил конструктивных межличностных взаимоотношений.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО- ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ «ПРАВО ДЛЯ ВСЕХ»
Проект «Право для всех» - это плод многолетнего социального партнерства и сотрудничества по вопросам профориентации и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних Петровского городского суда, управления образования Петровского района, Отдела МВД России по Петровскому району Саратовской области, редакции газеты «Петровские вести» и организатора проекта - РМО учителей истории, обществознания, ОРКСЭ и географии Петровского района.

 

УЧАСТИЕ В ОБЛАСТНОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ 300-ЛЕТИЮ ПРОКУРАТУРЫРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сегодня на базе общеобразовательных организаций района прошел муниципальный этап областной олимпиады школьников для учащихся 10-11 классов по вопросам конституционных прав граждан Российской Федерации.
Олимпиада проводится в целях формирования законопослушного мировоззрения, повышения правовой культуры обучающихся, раскрытия творческого потенциала обучающихся. Победитель муниципального этапа примет участие в региональном этапе олимпиады, которая пройдет на базе ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»

 

«Детско-юношеский центр г.Петровска Саратовской области» и общеобразовательные учреждения Петровского муниципального района реализуют дополнительные общеобразовательные программы правового просвещения обучающихся. Программы реализует педагог дополнительного образования Лаушкина Ольга Юрьевна. Педагог имеет высшее юридическое образование, высшую квалификационную категорию.

Цель:способствовать формированию интереса у учащихся к предметам правового цикла, создание условий для формирования правовой культуры и элементарных представлений об обществе в целом.

Задачи:

Образовательные (обучающие):

- познакомить с основными правами ребенка, с основными видами ответственности.

- сформировать у учащихся теоретические знания и практические умения в области прав человека, правовых дисциплин, интерес к их изучению.

- изучить основы теории государства и права, Конституционного, Трудового, Административного, Уголовного и Семейного права, выходящие за пределы основной общеобразовательной программы.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию у учащихся интереса и уважения к закону, правам и свободам человека, чувствам человеческого достоинства

- формировать добросовестное отношение к праву

- воспитывать чувство патриотизма.

Развивающие:

- прививать учащимся осознанное стремление к правомерному поведению;

- научить оценивать свои поступки и прогнозировать их возможные последствия;

- сформировать навыки применения юридических знаний в конкретных жизненных ситуациях;

- развивать умения и навыки публичных выступлений, творческие способности учащихся, социальную активность.

Средний возраст обучающихся 11-17 лет. Охват 162 учащихся.

 

Наименование программы Всего по учреждению МБУ ДО «ДЮЦ» Объединения на базе других учреждений (в т.ч.) Средний возраст обучающихся
Число групп Кол-во обу-чающихся в одной группе Всего детей СОШ № 3 (Кол-во обучающихся) СОШ № 8 (Кол-во обучающихся)
Правовая азбука-плюс       -   11-13 лет
Правовая азбука         - 11-13 лет
Правоведы         - 13-17 лет
Юный правовед           13-15 лет
ИТОГО:            

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: