Неотложные меры реагирования на угрозы.




1.Дополнить Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 года № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций»:

Пункт 3. Указа «Запретить с 1 марта 2022 г.:» дополнить (после подпунктов а) и б)):

«в) осуществление любых операций капитального характера в пользу резидентов стран, осуществивших враждебные действия, включая:

- выплаты по кредитным договорам, договорам займа, лизинга, страхования и иным неторговым договорам;

- инвестиции, кредиты и займы в рублях и иностранной валюте в любые хозяйственные общества, товарищества и инвестиционные проекты в этих странах;

- выплаты дивидендов и роялти, безвозмездных (в том числе, благотворительных) перечислений;

г) переход прав собственности (акций, паев) и обременение в российских реестрах ценных бумаг и депозитариях в пользу резидентов указанных стран;

д) использование рублевых счетов и счетов депо, а также прямого подключения западных участников организованных торгов на биржах в Российской Федерации к секциям рынка ценных бумаг, товарного, денежного и срочного рынков, а также прямых подключений («шлюзов») с находящимися в юрисдикциях недружественных стран инфраструктурных финансовых организаций (Euroclear, Clearctream и др.)»

Предлагаемые дополнения в Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 года № 79 позволят дать сопоставимый ответ на блокировку (фактический арест) средств ЗВР, российских государственных и частных лиц, оцениваемых в 900 млрд. долл. (из них 400 млрд. долл. - средства ЗВР, более 300 млрд. долл.- депозиты корпораций в долларах и евро, порядка 200 млрд. долл. – средства российских граждан на личных счетах в западных банках). При отсутствии разблокировки указанных средств в разумный срок (он должен быть публично заявлен санкционерам) предлагается провести конфискацию сопоставимых активов резидентов недружественных стран на территории России (по рыночной докризисной цене всего активов нерезидентов в России - более 800 млрд. долл., из них почти 500 млрд. долл. прямые инвестиции) и отказ от валютных долгов (более 400 млрд. долл.). Прежде всего, речь идет об активах контролируемого непосредственно США Русала, включая сибирские ГЭС, а также об акциях российских банков и корпораций. В части офшорного владения российских резидентов в ключевых отраслях экономики (металлургия, удобрения, уголь, нефте- и газодобыча, торговля, недвижимость и финансы) предлагается общее решение о трехмесячном сроке перерегистрации (редомициляции) головных холдинговых компаний в российскую юрисдикцию (САР) или прямого переоформления владения российскими активами на российских резидентов-бенифициаров. В случае отсутствия такой перерегистрации к этим активам начинает действовать общий режим ограничений к резидентам из недружественных стран, включая возможность встречного покрытия (конфискации) в обмен на изъятые в недружественных странах российские активы.

2. Во избежание валютной паники и набегов вкладчиков на банки, а также инфляционной волны целесообразно ввести двухнедельные банковские каникулы, сохранив бесперебойное обслуживание по банковским картам с учетом лимитов на ежедневное снятие денег и совершение покупок. Для прекращения уже начавшейся спекулятивной атаки против рубля необходимо прекратить валютообменные операции на Московской бирже и зафиксировать обменный курс на уровне до начала СВО (на 18.02.2022 г.), по которому проводить только текущие операции. При этом возможности параллельного «рыночного» установления курса рубля к валютам стран-агрессоров на форексе и иных платформах следует пресечь, для чего ЦБ необходимо выявить и заблокировать все рублевые счета и каналы вывода рублевых средств, используемые для спекулятивных операций против рубля.

Операции по счету капитала следует временно прекратить.

3. Несмотря на текущую сбалансированность продовольственного рынка, в целях его долгосрочного поддержания следует ввести эмбарго на экспорт зерна, масла, сахара, нарастить запасы продовольственных товаров первой необходимости, в том числе в целях проведения товарных интервенций (при необходимости – для перехода к прямым административным методам их распределения среди населения). Следует также сдерживать удорожание и вывоз минеральных удобрения путем введения экспортной пошлины. То же следует сделать в отношении вывоза продукции химико-металлургического комплекса, пользующейся спросом на внутреннем рынке.

4. В целях снижения зависимости денежной системы страны от санкций следует запретить вывоз золота и ввести налог на приобретение иностранной валюты, а также налог на вывоз капитала не ниже размера подоходного налога. В настоящее время данный доход от валютных спекуляций в виде комиссии (12%) отдан Центробанком игрокам - коммерческим банкам и биржевым брокерам, что по факту не препятствует спекуляциям, а лишь способствует их размаху (курс рубля колеблется в течение дня на 10-30 рублей), что вызывает дополнительную панику населения и бизнеса. Допустимую комиссию и спред на куплю-продажу наличной валюты нужно, напротив, ограничить 2% с тем, чтобы сбить размах валютных спекуляций и мотивацию банков и брокеров к игре против рубля.

5. Центральному банку следует предложить механизм замещения отзываемых иностранных инвестиций и кредитов посредством использования специального инструмента рефинансирования заемщиков через уполномоченные коммерческие банка на аналогичных условиях по срочности и в рублях по ключевой ставке, которая должна быть снижена до 5% годовых.

6. Замораживание или арест части российских валютных резервов в долларах, фунтах и евро, находящихся на корсчетах зависимых от американских и европейских регуляторов банков означает риск неполучения валютной выручки от продаж российских товаров за эти валюты. Во избежание потерь целесообразно безотлагательно приостановить поставки российской продукции по контрактам с платежами в этих валютах, включая экспорт газа и нефти в ЕС. Партнерам предложить перейти на расчеты в рублях через российские банки, либо по предоплате физическим золотом, доставка и хранение которого может быть организована ЦБ РФ и крупнейшими коммерческими банками. Еще одним вариантом является переход на расчеты в цифровых инструментах – токенах, привязанных к золоту или мировым валютам (stablecoins).

7. Особой проблемой являются сбережения населения в валютах стран НАТО. В случае замораживания этих валютных активов российских банков (что в значительной мере уже произошло) обслуживание валютных счетов станет невозможным. Необходимо предупредить об этом владельцев валютных вкладов и вывести их из системы страхования банковских вкладов. Предложить обменять их на рублевые по фиксированному курсу посредством выкупа Банком России. Немедленно прекратить выдачу валютных кредитов.

8. Срочные меры по импортозамещению.

а) Немедленно ввести специальный инструмент рефинансирования уполномоченных коммерческих банков, кредитующих инвестиции в импортозамещающие производства не более чем под 2% годовых до 5 лет. Аналогичный инструмент необходимо ввести для кредитования импортозамещающего производства машин и оборудования (станков, сельхозмашиностроения, строительно-дорожной техники и пр.).

б) Форсированное наращивание производства Ту-204 (214), Ил-96 и Ил-114 с автоматическим выкупом этих самолетов государственными банками и предоставлением в лизинг авиаперевозчикам. Банку России необходимо срочно включить специальный инструмент рефинансирования по ставке не более 1% уполномоченных коммерческих банков под залог приобретаемых ими отечественных самолетов.

в) прекращение экспорта в Россию товаров из стран НАТО может быть нейтрализовано переключением соответствующих товарных потоков на Казахстан, Кыргызстан и Беларусь с таможенной очисткой в этих государствах и последующим вывозом в Россию.

г) Необходимо выделить группу импортных товаров, критически значимых для нужд обороны, науки, состояния инфраструктуры и здоровья населения и сформировать для их закупки валютный резерв Правительства за счет части средств, поступающих от экспортных пошлин.

д) Форсированное развитие высокотехнологической кооперации с КНР. Для софинансирования - развертывание Банком России специальных инструментов рефинансирования коммерческих банков и институтов развития, выдающих целевые займы на реализацию совместных инвестиционных проектов на условиях, аналогичных китайским (от 0,5 до 2% годовых на срок до 10 лет и выше).

9. Срочные меры по стабилизации валютного рынка.

а) Остановка спекулятивного «вихря» путем прекращения кредитования валютно-финансовых спекуляций за счет кредитов ЦБ, госбюджета и госбанков, а также пресечения сговоров с целью манипулирования рынком, махинаций сотрудников биржи и менеджеров банков.

б)Многократное снижение размаха валютных спекуляций посредством сужения «кредитного плеча», налогообложения спекулятивной прибыли, сокращения числа сессий и других стабилизационных механизмов МБ с восстановлением над ней государственного контроля и заменой кадрового состава.

в)Установление централизованного контроля над валютными операциями госбанков и государственных корпораций с целью стабилизации рынка, при необходимости – их перевод на прямые валютные операции с ЦБ.

г)Ограничение валютной позиции коммерческих банков, введение нулевой позиции по конверсионным операциям, запрет на покупку валюты юридическими лицами без оснований.

д) Запрещение направлять средства, полученные предприятиями по каналам льготного рефинансирования и с помощью других форм государственной поддержки, на спекулятивные операции, включая покупку валюты в отсутствие импортных контрактов.

е) Установление повышенного резервирования средств на валютных счетах до 100%.

ж)Введение временного налога (резервирования средств) на валютообменные и трансграничные операции с последующим его зачетом (разблокированием) при завершении легальных операций. Прекращение сомнительных операций, особенно с офшорами. Установление контроля за трансграничными операциями капитального характера посредством открытого лицензирования, рекомендуемое к применению на практике только в отношении сомнительных операций, бенефициары которых должны будут аргументировано обосновать их целесообразность с точки зрения интересов развития российской экономики.

з) запретить отечественным банковским посредникам, являющимся дочерними подразделениями американских и европейских банков, привлечение новых средств российских физических и юридических лиц.

и) Прекращение кредитов нефинансовым организациям в иностранной валюте со стороны российских банков. Законодательное запрещение займов нефинансовых организаций, номинированных и предоставляемых в иностранной валюте.

к) Оплату импорта за иностранную валюту проводить только по факту поставки товаров в Россию или оказания иностранным контрагентом услуг в России.

л) Ограничение по объемам в единицу времени переводов российских физических лиц на счета в иностранные банки (как постоянная мера).

м) Запретить импорт за государственные средства (бюджета и госкомпаний) или с предоставлением налоговых льгот и субсидий любой продукции, аналоги которой производятся в России, включая импорт самолетов, автомобилей, лекарственных препаратов, напитков, мебели и пр.

н) Номинирование котировок обменного курса в привязке к рублю, а не к доллару и евро, как это осуществляется в настоящее время. Установление заранее объявляемых границ колебаний курса рубля, поддерживаемых длительное время. При угрозе выхода за пределы этих границ, неожиданное для спекулянтов проведение единовременного изменения курса с установлением новых границ во избежание провоцирования лавинообразного «бегства капитала» и валютных спекуляций против рубля, а также для обеспечения мгновенной стабилизации его курса.

о) Для сужения объемов финансовых спекуляций предлагается расширить систему регулирования финансового рычага, включив в нее небанковские компании.

п) запуск на МБ прямых котировок валютных пар: рубль-юань, рубль-рупия, рубль-реал.

10. Срочные меры по стабилизации цен.

а) Резкая активизация антимонопольного регулирования в части пресечения повышения цен в торговле под предлогом девальвации рубля.

б) Дополнение нормативной базы антимонопольного регулирования включением в перечень злоупотреблений необоснованного повышения цен в привязке е девальвации рубля с изъятием полученной от переоценки товаров сверхприбыли в форме штрафа.

в) замораживание тарифов на услуги естественных монополий, ЖКХ, социально значимые товары.

г) формирование товарных резервов для распределения среди нуждающихся групп населения по субсидируемым твердым ценам.

Перспективные меры.

11. Совместно с КНР и другими странами БРИКС отказаться от использования долларов и евро не только по капитальным, но и текущим операциям. Требование России оплачивать свои экспортные поставки энергоносителей, металлов, удобрений, леса, зерна исключительно в «твердых» валютах: рубль, юань, физическое золото.

Для этого Банку России необходимо обеспечить стабильность рубля путем регулирования его предложения для внешнеторговых операций в соответствии с торговым и платежным балансами. Возможный вариант – возврат к модели «переводного рубля», привязанного к ресурсам России (нефть и газ, металлы, золото, зерно). При этом обязать страны-импортеры поставлять за рубли (переводные рубли) товары по требуемой нам номенклатуре.

С КНР договориться о прямом сопряжении СПФС-CIPS (через корсчета ЦБ РФ и НБК, без использования коммерческих банков), что предполагает восстановление монополии внешней торговли и заключение свопа рубль-юань, достаточного по объему для финансирования годового товарооборота (быстро растущей китайской системой трансграничных международных платежей уже обрабатываются ежедневные трансакции на сумму более 50 млрд. долл.).

Целесообразно создать платежно-расчетную систему в национальных валютах государств-членов ЕАЭС на базе Межгосбанка СНГ со своей системой обмена банковской информацией, оценки кредитных рисков, котировки курсов обмена валют. Разработать и внедрить собственную независимую систему международных расчетов в ЕАЭС, ШОС и БРИКС, которая могла бы устранить критическую зависимость от подконтрольной США системы SWIFT.

Вопреки позиции США и МВФ целесообразно договориться о признании необходимости создания национальных систем защиты от глобальных рисков финансовой дестабилизации, включающих: а) институт резервирования по валютным операциям движения капитала; б) налог на доходы от продажи активов нерезидентами, ставка которого зависит от срока владения активом; в) предоставление странам возможности введения ограничений на трансграничное перемещение капитала по представляющим угрозу операциям.

Необходимо ускорить создание универсальной платежной системы для стран БРИКС и выпуск общей платежной карточки БРИКС, объединяющей китайскую UnionPay, бразильскую ELO, индийскую RuPay, а также российские платежные системы, а также переход на использование своих рейтинговых агентств.

12. Придание рублю функций международной резервной валюты.

а) Стимулировать переключение во взаимных расчетах в ЕАЭС и СНГ на рубли, в расчетах с ЕС – на рубли и евро, с Китаем – на рубли и юани. Рекомендовать хозяйствующим субъектам переходить на расчеты в рублях за экспортируемые и импортируемые товары и услуги. Причем предусматривать выделение связанных рублевых кредитов государствам-импортерам российской продукции для поддержания товарооборота, использовать в этих целях кредитно-валютные СВОПы.

б) Кардинально расширить систему обслуживания расчетов в национальных валютах между предприятиями государств ЕАЭС и СНГ посредством Межгосбанка СНГ, с иными государствами – с использованием контролируемых Россией международных финансовых организаций (МБЭС, МИБ, ЕАБР и др.).

в) Банку России осуществлять целевое рефинансирование коммерческих банков под рублевое кредитование экспортно-импортных операций по приемлемым ставкам на долгосрочной основе, а также учитывать в основных направлениях денежно-кредитной политики дополнительный спрос на рубли в связи с расширением внешнеторгового оборота в отечественной валюте и формированием зарубежных рублевых резервов иностранных государств и банков.

г) Организовать биржевую торговлю нефтью, нефтепродуктами, лесом, минеральными удобрениями, металлами, другими сырьевыми товарами в рублях; в целях обеспечения рыночного ценообразования и предотвращения использования трансфертных цен для уклонения от налогообложения обязать производителей биржевых товаров продавать через зарегистрированные Правительством России биржи не менее половины своей продукции, в том числе поставляемой на экспорт.

д) Ограничить предоставление гарантий по вкладам граждан в рамках системы страхования вкладов только рублевыми вкладами с одновременным повышением нормативов обязательных резервов по вкладам в иностранной валюте.

е) Предоставить Перестраховочному обществу с государственным участием доминирующее положение на рынке перестрахования рисков российских резидентов.

ж) Организовать Московский клуб кредиторов и инвесторов для координации кредитно-инвестици­онной политики российских банков и фондов за рубежом, процедур по возвращению проблемных кредитов, выработки единой позиции по отношению к дефолтным странам-заемщикам.

13. Деофшоризация и прекращение незаконного вывоза капитала.

а) Уточнить законодательное определение понятия «национальная компания», удовлетворяющее требованиям: регистрации, налогового резидентства и ведения основной деятельности в России, принадлежности российским резидентам, не имеющим аффилированности с иностранными лицами и юрисдикциями. Только национальным компаниям и российским гражданам-резидентам следует предоставлять доступ к недрам и другим природным ресурсам, госзаказам, госпрограммам, госсубсидиям, кредитам, концессиям, к собственности и управлению недвижимостью, к жилищному и инфраструктурному строительству, к операциям со сбережениями населения, а также к другим стратегически важным для государства и чувствительным для общества видам деятельности.

б) Обязать конечных владельцев акций российских системообразующих предприятий зарегистрировать свои права собственности на них в российских регистраторах, выйдя из офшорной «тени».

в) Заключить соглашения об обмене налоговой информацией с офшорами, денонсировать имеющиеся соглашения с ними об избежании двойного налогообложения, включая Кипр и Люксембург, являющиеся транзитными офшорами. Определить единый перечень офшоров, в том числе находящихся внутри оншоров.

г). Законодательно запретить перевод активов в офшорные юрисдикции, с которыми нет соглашения об обмене налоговой информацией по модели транспарентности, выработанной ОЭСР.

д) Ввести в отношении офшорных компаний, принадлежащих российским резидентам, требования по соблюдению российского законодательства по предоставлению информации об участниках компании (акционеры, вкладчики, выгодоприобретатели), а также по раскрытию налоговой информации для целей налогообложения в России всех доходов, получаемых от российских источников под угрозой установления 30%-го налога на любые операции.

е) Установить разрешительный порядок офшорных операций для российских компаний с государственным участием.

ж) Принять комплекс мер, снижающих налоговые потери от несанкционированного вывоза капитала: 1) возмещение НДС экспортерам только после поступления экспортной выручки; 2) взимание авансовых платежей по НДС уполномоченными банками при перечислении поставщикам-нерезидентам импортных авансов; 3) введение штрафов за просроченную дебиторскую задолженность по импортным контрактам, непоступление экспортной выручки, а также по другим видам незаконного вывоза капитала в размере его величины.

з) Прекратить включение во внереализационные расходы (уменьшающие налогооблагаемую прибыль) безнадежных долгов нерезидентов российским предприятиям. Предъявлять от имени государства иски к управляющим о возмещении ущерба предприятию и государству в случае выявления таких долгов.

и) Ужесточить административную и уголовную ответственность за незаконный вывоз капитала, в том числе в форме притворных внешнеторговых и кредитных операций, уплаты завышенных процентов по иностранным кредитам.

к) Ввести налоги на спекулятивные валютно-финансовые операции (планируемый в ЕС налог Тобина) и вывоз капитала.

л) Улучшить информационно-статистическую основу противодействия офшоризации экономики, «утечке» капитала и минимизации налогов, включая получение данных о платежном балансе и международной инвестиционной позиции от всех офшоров в страновом «разрезе».

14. Отказ от соблюдения прав интеллектуальной собственности резидентов стран, осуществивших враждебные действия до момента разблокирования российской собственности в этих странах.

15. Формирование общей позиции ЕАЭС и дружественных стран (Китай, Иран, Индия, Бразилия, Куба, Никарагуа, Венесуэла и другие) по координации в области финансовой, торговой и технологической политики, включая варианты совместных действий на глобальных рынках энергоносителей, металлов, удобрений, продовольствия, фармацевтики и медицинского оборудования.

16. Настройка денежно-кредитной системы на цели развития и расширение возможностей кредитования реального сектора.

а) Законодательное включение в перечень целей государственной денежно-кредитной политики и деятельности Банка России создания условий для экономического роста, увеличения инвестиций и занятости.

Переход к многоцелевой денежно-кредитной политике, предусматривающий одновременное достижение преференциальных показателей экономического роста, инфляции и увеличения инвестиций, а также системное управление процентными ставками, обменным курсом, валютной позицией банков, объемом денежной эмиссии по всем каналам и другими параметрами денежного обращения.

б) Переход к многоканальной системе рефинансирования банковской системы с проведением денежной эмиссии преимущественно для рефинансирования коммерческих банков под залог кредитных требований к производственным предприятиям, облигаций государства и институтов развития. Наряду с ныне действующим механизмом рефинансирования на цели пополнения ликвидности по ключевой ставке требуется развернуть каналы целевого рефинансирования коммерческих банков под спрос производственных предприятий, ставка процента по которым не может превышать среднюю норму прибыли в инвестиционном комплексе за вычетом банковской маржи (2-3%), а сроки предоставления кредитов должны соответствовать типичной длительности научно-производственного цикла в обрабатывающей промышленности (до 7 лет).

Доступ к системе рефинансирования необходимо открыть для всех коммерческих банков на универсальных условиях, а также для банков развития на особых условиях, соответствующих профилю и целям их деятельности (в том числе с учетом ожидаемой окупаемости инвестиций в инфраструктуру – до 20-30 лет под 1-2%).

Кроме того, предлагается выстроить специальные целевые кредитные линии на восстановление деловой активности, расширение и модернизацию производства. Размещать такие кредиты коммерческие банки и институты развития должны на принципах целевого кредитования конкретных проектов, предусматривающих выделение денег исключительно под установленные ими расходы без перечисления денег на счет заемщика.

в) Развернуть целевое кредитование производственных предприятий, сбыт продукции которых гарантирован экспортными контрактами, госзаказами, договорами с внутренними потребителями и торговыми сетями. Эти кредиты по ставке 2% должны рефинансироваться ЦБ под обязательства предприятий через подконтрольные государству банки с доведением до конечных заемщиков по ставке 4% на срок от 1 до 5 лет с жестким контролем за целевым использованием денег исключительно на производственные нужды. Требуемый объем таких кредитов – не менее 3 трлн. руб., включая 1,2 трлн. руб. для предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Дополнительно нужны долгосрочные кредитные линии Росрезерву для закупки в государственные резервы продукции, которая отрезана от рынков недружественных стран (металлы, удобрения, зерно и др.) общим объемом до 8 трлн. руб. (эквивалент выпадающего экспорта на сумму не менее 100 млрд. долл.), а также для пополнения стратегических запасов продукции «критического импорта» (лекарственных субстанций, семенного фонда, долгосрочно хранимых видов продовольствия и проч.), что потребует также ускоренного строительства дополнительных хранилищ Росрезерва.

г) Организовать целевое финансирование одобренных государством инвестиционных проектов за счет кредитов ЦБ институтам развития по ставке 1% на 5-15 лет под облигации госкорпораций, правительства, субъектов федерации, муниципалитетов, международных организаций. Размер – не менее 2 трлн. руб.

д) Увеличить в 3 раза объем льготных кредитных линий на поддержку малого бизнеса, жилищного строительства, сельского хозяйства, рефинансируемых ЦБ через специализированные институты развития федерального и регионального уровня не более чем под 2% годовых, включая ипотеку.

е) Разработать и реализовать государственную программу импортозамещения в объеме не менее 3 трлн. руб. ЦБ для этого предоставить уполномоченным банкам целевую кредитную линию до 1 трлн. руб.

ж) Обусловить государственную поддержку частного бизнеса его встречными обязательствами перед государством по производству конкретного вида продукции (или оказанию услуг) в заданном объеме в четко установленные сроки по определенным ценам. Невыполнение обязательств должно вести к образованию долга перед государством в размере стоимости непроизведенной продукции.

з) В целях обеспечения стабильных условий кредитования запретить коммерческим банкам пересматривать условия кредитных соглашений в одностороннем порядке, а также привязывать кредитные ставки к внешним условиям (изменение ключевой ставки, обесценение залога и пр.).

и) Изменить стандарты оценки стоимости залогов, используя средневзвешенные рыночные цены среднесрочного периода и ограничить применение маржинальных требований. В том числе предусмотреть отказ от последних к заемщикам со стороны Банка России и банков с государственным участием.

к) Многократно увеличить капитал институтов развития путем эмиссии их долгосрочных облигаций, выкупаемых Банком России и включаемых в его ломбардный список.

л) Создать Государственный внебюджетный инвестиционно-кредитный фонд по образцу немецкого KFW (или переформатировать под эти цели ВЭБ.РФ) с его рефинансированием за счет ФНБ и выкупа облигаций Банком России в соответствии с государственной инвестиционной программой. Включить в проект государственной инвестиционной программы на 2023-2028 гг. проекты по восстановлению и модернизации экономики и инфраструктуры ДНР, ЛНР, дружественных территорий Украины общим размером не менее 10 трлн. руб. государственных средств и 20 трлн. руб. частных средств отечественных и международных инвесторов.

м) Открыть кредитную линию ЦБ и ФНБ на рефинансирование корпораций и банков, сталкивающихся с прекращением внешнего кредита по причине санкций. Ее объем может составить до 20 трлн. руб. (эквивалент внешнего долга на 400 млрд. долл.), при этом требуется обеспечить адекватный залог под это рефинансирование – передачу соответствующих российских активов и прав требования в залог.

н) Многократно повысить финансирование институтов лизинга отечественной техники путем целевого рефинансирования ЦБ под 0,5% годовых с маржой этих институтов не более 1%.

о) Кардинальное расширить ломбардный список ЦБ, включить в него векселя и облигации платежеспособных предприятий, работающих в приоритетных направлениях, институтов развития, гарантии федерального правительства, субъектов федерации и муниципалитетов.

п) Во избежание стимулирования вывоза капитала и валютных спекуляций прием иностранных ценных бумаг и иностранных активов российских банков в качестве обеспечения ломбардных и иных кредитов ЦБ следует прекратить.

р) Отложить внедрение в России стандартов Базеля-3. Скорректировать стандарты Базеля-3 с целью устранения искусственных ограничений инвестиционной деятельности. В рамках Базеля-2 расчет кредитного риска вести на основе внутренних рейтингов банков взамен рейтингов международных агентств.

с) Незамедлительный переход к системе стратегического планирования, основанной на уже опробованных механизмах частно-государственного партнерства с введением процедур ответственности за достижение плановых показателей, и подкрепленной целеориентированной денежно-кредитной политикой финансирования реализации документов стратегического планирования.

Исходя из успешного современного международного опыта предлагается запуск специального инструмента Банка России по рефинансированию уполномоченных коммерческих банков и институтов развития, кредитующих инвестиционные проекты, оформленные как СПИК, СЗПК или в других установленных Правительством форматах многосторонних инвестиционных соглашений. В число участников этих соглашений следует включить уполномоченные Правительством коммерческие банки и институты развития, которые под объем предусматриваемых в них инвестиционных кредитов могли бы получать рефинансирование от ЦБ по ставке не более 1% годовых на срок исполнения контрактов. В этом случае конечный заемщик мог бы получать кредит на реализацию инвестиционного проекта под 2-3% годовых. Это соответствовало бы как международным конкурентным условиям, так и объективно низкой рискованности проекта, оформленного как инвестиционный контракт с уполномоченными Правительством органами власти и коммерческими банками (институтами развития).

Исходя из оценки имеющихся свободных производственных мощностей в машиностроении и строительстве и имеющейся потребности в инвестициях для реализации национальных целей и проектов развития, установленного Президентом России ориентира темпов экономического роста не ниже среднемировых, других документов стратегического планирования, потенциальный объем кредитования инвестиционных проектов по предлагаемому специальному инструменту рефинансирования может составлять до 5 трлн. руб. ежегодно. Лимитирующим фактором будет подписание многосторонних инвестиционных соглашений, которые могли бы составить основу индикативного планирования развития экономики.

17. Для восстановления управляемости экономикой страны требуется полноформатное стратегическое планирование, включая его мобилизационную составляющую. Необходимо немедленно приступить к разработке планов развития российской экономики с учетом угрозы американской агрессии и конфликта с НАТО. Эти планы, наряду с установленными законом требованиями, должны предусматривать следующее.

а) Подчинение макроэкономической политики, включая ее денежно-кредитную составляющую, целям модернизации и роста производства высокотехнологической продукции военного и двойного назначения. Для этого должны быть организованы кредитные линии со ставкой не более 2% годовых для предприятий-заемщиков, производящих продукцию по государственным заказам и работающим по государственным программам.

б) Разработку межотраслевого баланса продукции ВПК с целью своевременного устранения узких мест в обеспечении изготовителей конечной продукции комплектующими, сырьем и материалами.

в) Разработку мобилизационного плана и нормативно-правовой базы по его исполнению в случае перехода на военное положение.

г) Создание резервов стратегических видов сырья и материалов, необходимых для выпуска военной продукции.

д) Вывод валютных резервов и сбережений государственных корпораций из активов стран НАТО в валютные и иные активы (золото и другие драгоценные, а также редкоземельные металлы, запасы экспортируемых сырьевых товаров) дружественных стран.

е) Ренационализация Московской биржи.

ж) Прекращение использования рейтинговых агентств, аудиторских, консалтинговых и юридических компаний государств-членов НАТО в методиках денежных властей, работе государственных ведомств и корпораций.

з) Укрепление евразийской экономической интеграции расширением как по набору функций регулирования экономики (дополнить их валютной, монетарной образовательной и информационной политикой), так и по числу стран Единого экономического пространства.

и) Трансформация бюджетного правила с перенаправлением изымаемых нефтегазовых доходов в создаваемый на базе Резервного фонда Бюджет развития. Расширение перечня сырьевых товаров, облагаемых экспортными пошлинами пропорционально содержащемуся в них углеродному или энергетическому следу.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: