Организации, осуществляющие торговую деятельность, могут учитывать товары, приобретенные для перепродажи, одним из следующих способов:
× По покупной стоимости (стоимости приобретения) непосредственно на счете 41 «Товары»;
× По продажным ценам с отдельным учетом наценок (скидок) на счете 42 «Торговая наценка»;
× По учётным ценам (с использованием счета 15)
По покупным или учётным ценам товары учитывают организации, которые осуществляют оптовую торговлю. Розничные торговые предприятия могут учитывать товары по покупным или продажным ценам.
Для торговых организаций п. 13 ПБУ 5/01 предусмотрено специальное положение по учету ТЗР. Эти расходы можно включать в стоимость товара (счет 41) и в расходы на продажу (счет 44 «Расходы на продажу»). Выбор организации по данной позиции закрепляется в учетной политике.
Первый вариант учета возможен у организаций с небольшой номенклатурой товара. Здесь можно включать расходы по доставке по конкретной накладной в фактическую стоимость каждого конкретного товара пропорционально стоимости, количеству, массе и тд.
Большинство же торговых организаций учитывают ТЗР по второму варианту, выделив для их учета отдельный субсчет на счете 44 «Расходы на продажу» Это позволяет упростить бухгалтерский учет и сблизить его с налоговым.
Если расходы на доставку учитываются на счете 44, то они могут признаваться в себестоимости проданных товаров (т.е. списываться со счета 44 в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 90-2 «Себестоимость продаж») полностью либо частично. Такое положение предусмотрено для коммерческих расходов. При частичном списании ТЗР подлежат распределению между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца.
|
Статистический вариант расчета ТЗР, приходящихся на остаток товара, не меняется в торговле более полувека. Его идея состоит в том, что в каждой товарной единице лежит одинаковый размер транспортных расходов. Эта идея закреплена в п. 87 Методических указаний: ТЗР по товарам можно списывать пропорционально стоимости их приобретения исходя из отношения суммы ТЗР на начало месяца и ТЗР за месяц к сумме остатка товаров на начало месяца и товаров, поступивших в течение месяца. Полученное значение, умноженное на 100, даёт процент, который следует использовать при списании ТЗР:
ТЗР на остаток товара = Остаток нереализованных товаров на конец месяца * Средний% ТЗР. Средний% ТЗР= (сумма ТЗР, относящаяся к остатку товаров на начало месяца + сумма ТЗР, понесённых в текущем месяце): (стоимость товаров, реализованных в текущем месяце + остаток нереализованных товаров на конец месяца)*100%
Для целей исчисления налога на прибыль налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с их приобретением. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.
Формула расчета ТЗР, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, приведена в ст. 320 НК РФ и полностью повторяет бухгалтерскую формулу.
В ст. 320 НК РФ не предусмотрено распределение прямых транспортных расходов, относящихся к остаткам нереализованных товаров, по видам этих товаров. Следовательно, если организация торгует товаром нескольких видов, то определять долю прямых расходов, приходящуюся на остатки нереализованных товаров, следует по общей стоимости остатков нереализованных товаров без распределения по их видам (письма Минфина России от 12.11.09 №03-03-06/4/98, 10.08.05 №03-03-04/1/160).
|
При расчете суммы прямых транспортных расходов, относящихся к остаткам товаров, в этот показатель нужно включать все товары, которые являются собственностью торговой организации. Это и касается и товаров, находящихся в пути, право собственности на которые уже перешло к налогоплательщику, а также отгруженных товаров до перехода права собственности к покупателям.
Выделение ТЗР на отдельном субсчете счета 44 и расчет ТЗР, приходящихся на остаток товара, позволяет торговым организациям сблизить два учета.
Например, основной вид деятельности организации - торговля продуктами питания и сопутствующими товарами. В апреле 2010 г. организация продала товары, покупная стоимость которых равна 400000 руб. На конец месяца остаток нереализованных товаров составил 100000 руб. Транспортные расходы по доставке покупных товаров на склад организации за май составили 15000 руб., а аналогичные расходы, приходящиеся на остаток товаров на начало мая, - 5000 руб. Средний процент ТЗР - 4% [(15000+5000): (400000+100000)*100%]. Величина транспортных расходов, относящихся к остатку товаров, - 4000 руб. (100000*4%). Сумма прямых транспортных расходов, на которую организация имеет право уменьшить налогооблагаемую прибыль, за май составит 16000 (5000+15000-4000). Эта величина равна стоимости реализованных товаров, умноженной на средний процент ТЗР - 16000. (400000*4%).
|
Если организация занимается только торговлей и использует собственный транспорт лишь для доставки приобретенного товара на собственный склад, порядок учета транспортных расходов прост. В этом случае можно предложить сформировать налоговый регистр прямых расходов транспортного подразделения. К таким расходам относятся затраты на ГСМ, амортизация автомобилей, зарплата водителей и начисленный на неё ЕСН. Все эти расходы полностью относятся к прямым торговым расходам и распределяются на остаток товара на складе согласно порядку, установленному в статье 320 НК РФ.
Сложности с определением прямых расходов возникают, если организация использует свой транспорт помимо доставки товаров на склад также и для других перевозок. Например, для доставки товаров покупателям. В этом случае одна часть транспортных затрат является прямыми расходами, а другая - косвенными. Та часть транспортных затрат, которая относится к косвенным расходам, полностью принимается в уменьшение налогооблагаемой базы на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Другую часть транспортных затрат, относящуюся к прямым расходам, списать полностью нельзя. В налоговом законодательстве не прописано, как распределять транспортные расходы между видами перевозок. В этом случае организация может закрепить в учетной политике для целей налогового учета любой экономически обоснованный способ распределения расходов. Например, транспортные расходы могут распределяться на прямые и косвенные пропорционально расстоянию, пройденному транспортом.
Пример 3
Организация занимается торговой деятельностью. На собственном транспорте она осуществляет доставку товаров на склад, а также другие внутренние перевозки. За июль 2004 года общий километраж транспорта организации составил 30 000 км, из них 12 000 км относятся к доставке товаров на склад. Транспортные расходы, понесенные в июле, представлены в налоговом регистре (см. табл. 2).
Таблица 2. Налоговый регистр транспортных расходов
Вид расходов | Сумма, руб. |
Расходы на ГСМ | 350 000 |
Амортизация автомобилей | 15 000 |
Зарплата водителей | 45 000 |
ЕСН на зарплату водителей |
Сначала определим отношение расстояния, пройденного транспортом при доставке приобретенных товаров на склад организации, к общему расстоянию, пройденному транспортом за месяц. Этот удельный коэффициент равен 0,4 (12 000 км: 30 000 км). Сумма прямых транспортных расходов, подлежащих распределению на остаток товаров на складе, рассчитывается как произведение суммы транспортных расходов по организации в целом и удельного коэффициента прямых транспортных расходов: (350 000 руб. + 15 000 руб. + 45 000 руб. + 9720 руб.) * 0,4 = 167 888 руб.
А если организация ведет несколько видов деятельности? Тогда ей придется определять сумму транспортных расходов, относящуюся к торговле. Она рассчитывается пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика (абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ).
Воспользуемся данными налогового регистра из примера 2. Допустим, организация кроме торговли занимается еще и производством. Выручка от торговой деятельности за июль 2004 года составила 5 000 000 руб., а от производственной - 2 000 000 руб.
В этом случае транспортные расходы надо распределить по видам деятельности.
Сначала рассчитаем, какую долю в общей выручке составляет выручка от торговой деятельности: 5 000 000 руб.: (5 000 000 руб. + 2 000 000 руб.) = 0,714.
Исходя из этой доли, рассчитаем сумму транспортных расходов, относящихся к торговой деятельности: (350 000 руб. + 15 000 руб. + 45 000 руб. + 9720 руб.) * 0,714 = 299 800 руб.
Теперь можно рассчитать сумму прямых транспортных расходов, подлежащих распределению на остаток товаров на складе, исходя из удельного коэффициента прямых транспортных расходов. Сумма транспортных расходов, распределяемых на остаток товаров на складе, составит: 299 800 руб. х 0,4 = 119 920 руб.