Ассоциация «Морское наследие»
Историко-краеведческая библиотека им. И. И. Василёва
МАУК «ЦБС» г. Пскова
Общественная общероссийская организация
Псковское Морское Собрание
МБУ «Псковский городской молодежный центр»
ПРОО «Историческая память»
Международная научно-практическая конференция
«Эра пароходов, теплоходов речного и морского флота: прошлое, настоящее, будущее»,
посвящена 102 - летию со дня рождения великого советского конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева и 100 -летию образования пристани «Псков».
![]() |
ПРОГРАММА – ПРИГЛАШЕНИЕ
Июля 2018 год
Г. Псков
Уважаемый …….!
Приглашаем Вас принять участие в восьмоймеждународной научно-практической конференции «Эра пароходов, теплоходов речного и морского флота: прошлое, настоящее, будущее», посвященной 102 - летию со дня рождения великого советского конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева и 100 -летию образования пристани «Псков».
Конференция расширяет свою традиционную тематику. Как и прежде, в центре её пристального внимания история судостроения и судоходства в России. Однако организаторы в этом году решили на первый план поставить историю образования и развития пристаней и портов в различных уголках России и за рубежом. Кроме того, шире посмотреть на проблемы роли судоходства в целом в формировании истории отдельных регионов. Паровое судоходство и пришедшее ему на смену местное речное судоходство советского времени оказывало серьёзное влияние на жизнь речных бассейнов. Но с распадом Советского Союза в сфере локальных перевозок наступил упадок, пристани и многие линии прекратили своё существование, пароходы и другие речные суда, многие из которых являются интереснейшими памятниками техники, разобраны на металл либо разрушаются по берегам рек и озёр. Одной из задач конференции является привлечение внимания к сохранившимся памятникам локального судоходства и сохранению памяти о портах России и за рубежом.
|
В 2018 году исполняется 102 года со дня рождения гениального конструктора
Р. Е. Алексеева – человека, который создал экранопланы, суда на воздушной подушке, суда на подводных крыльях. C именем Р.Е.Алексеева связывают начало скоростной эры на воде. Его первое крылатое судно с космическим именем «Ракета» в 1957 году открыло скоростную линию «Горький – Казань». В 1958 году на заводе «Красное Сормово» было заложено серийное производство «Ракет», что послужило важным этапом для появления новых проектов конструктора, которые покоряли всё новые и новые магистрали.
В Пскове водное сообщение восстановилось сразу после окончания Великой Отечественной войны в 1945 году. В 1946 году открыт водный путь «Псков – Тарту» (с заходом на Талабские острова), а в 1964 году на этом водном маршруте появилось первое скоростное судно «Ракета – 1М», которое пришло из Эстонской ССР.
Эта водная магистраль существовала до 1991 года, но, к сожалению, вслед за распадом СССР прекратила свою жизнь. В 2000 году, спустя 10 лет, по этому маршруту на теплоходе «Полесье - 36» был сделан первый и последний рейс до Тарту, который был первым шагом к восстановлению этого сообщения. Однако, дальнейшего развитие международных отношений не последовало и магистраль «Псков – Тарту» осталась для псковичей и эстонцев только мечтой, которая ушла в прошлое. В 2005 году Псковский печной порт прекратил свое существование, хотя в 2018 году смог бы отметить свой 100-летний юбилей.
|
Цель конференции: осмысление исторического опыта строительства и эксплуатации пароходов и скоростных теплоходов в России и за рубежом и определение перспектив их сохранения.
Конференция состоится в г. Пскове 6-8 июля 2018 года в читальном зале Историко-краеведческой библиотеки им. И. И. Василёва по адресу: Октябрьский проспект, д. 19а.
Для докладов и сообщений предлагается следующая тематика:
1. Начало пароходства и пароходостроения в России. История развития и становление скоростного флота. Новые источники и исследования.
2. История пароходного сообщения на морях и внутренних водных путях Российской империи, Царства Польского, Великого княжества Финляндского и стран Европы в XIX – нач. XX вв.
3. Теплоходы, пароходы и судьбы: история отдельных судов, биографии владельцев пароходных компаний, судостроителей, работников речного флота.
4. Паровые суда в войнах и конфликтах XIX - середины XX вв.: Сражения, тактика, вооружение.
5. Подготовка кадров для морского и речного парового флота в России и странах Европы в XIX – середина XX вв.
6. Пароход и теплоход изнутри: интерьеры, паровая машина, быт экипажа, условия для пассажиров.
7. Теплоходы и пароходы в литературе и фольклоре, фотографии, почтовых открытках, живописи и кинематографе.
8. Пароходы и вопросы безопасности на морских и внутренних водных путях, пристани, гидротехнические сооружения и дноуглубительные работы на судоходных линиях в XIX – сер. XX вв.
|
9. Пароходы-музеи: проблемы сохранения и музеефикации, реставрации и использования, подводно-археологические исследования затонувших паровых судов.
10. История создания и деятельности пристаней и портов.
11. Водные маршруты России и перспектива их восстановления.
12. Биографика Псковского и Волжского речного пароходства.
13. Русско-эстонские отношения. Водный маршрут «Псков – Тарту».
14. Ростислав Евгеньевич Алексеев: биография и деятельность, наследие.
15. Экранопланы: взлеты, падения, перспективы развития.
16. История пароходства и судоходства в бассейне рек России и за рубежом.
17. История военных флотилий разных формирований.
18. Морские клубы и клуб юных моряков.
19. Скоростной флот в современных условиях.
20. Основные направления деятельности морских и речных портов.
Возможно участие по скайпу!!!!!
По материалам конференции планируется издание сборника.
В заявку на участие в конференции просим включить название доклада или сообщения, ваши координаты (место работы, должность, ученая степень и звание, телефон, факс и электронная почта). С заявкой принимаются для публикации тексты докладов – объем до 15 стр. в Word, шрифт Times New Roman, кегль 12 пт. Примечания и ссылки в конце текста. Черно-белые фотографии, чертежи, схемы в формате JPEG (не менее 300 dpi), не более 5 илл.; обязательно наличие подписей под илл.; внутри текста должны быть проставлены ссылки на илл., например: (фото 1).
Срок подачи заявок на участие и тезисов – 1 июня 2018 г.
Программа конференции:
Июля 2018 года
(место проведения: г. Псков, Октябрьский проспект, 19а (читальный зал ИКБ им. И.И. Василёва)
9. 30 – 10. 00 - Регистрация участников.
10. 00-10. 30 - Открытие конференции.
10. 30-14. 00 - Выступления докладчиков.
Регламент 20 минут.
Доставка автобусом до столовой за счет приглашающей стороны.
14.00 -14.45 – обед.
Экскурсия по музею флота.
(по адресу: г. Псков, ул. Ленина, д. 3)
16:05 – 20:00 - Выступления докладчиков.
(место проведения: г. Псков, Октябрьский проспект, 19а (читальный зал ИКБ им. И.И. Василёва)
Июля
9.45 – 17.45 – Экскурсия на Талабские острова.
8.30 - сбор участников конференции у ИКБ им. И. И. Василёва.
г. Псков, Октябрьский проспект, 19а (читальный зал)
Доставка автобусом до причала в Толбе за счет приглашающей стороны.
9.45 – отправление от причала в Толбе (стоимость билета 500 р.).
11.45 – Прибытие на Талабские острова.
17.10 - Подведение итогов конференции.
18.45 – возвращение к причалу в Толбе.