Несмотря на относительную стабилизацию макроэкономической ситуации в Беларуси в 2012 году, события последних двух лет показали, что представители отечественных субъектов малого и среднего предпринимательства среди негативных изменений во внешней среде наиболее чувствительно реагируют именно на падение покупательной способности населения внутри страны. В ходе проведенного опроса на это указали более 70% респондентов (таблица 3.7). Далее следуют такие изменения, как переориентация заказчиков на более дешевых поставщиков (38.4%), задержки (неплатежи) в оплате поставленной продукции (37.9%), ограничение доступа к финансовым ресурсам банков (25.4%) и дефицит квалифицированной рабочей силы (24.4%). Падение покупательной способности населения оказывает наиболее негативное влияние на малые и средние предприятия, осуществляющие свою деятельность в сферах торговли и бытового обслуживания (83.6 и 88% соответственно). Наименее восприимчивыми в этом отношении оказались предприятия, работающие в сфере строительства (59.3%) и транспорта и связи (54.3%). Задержки (неплатежи) в оплате поставленной продукции частота выбора указывается в случаях, когда респонденты могли выбрать более чем один вариант ответа. Наиболее сильно сказываются на МСП в промышленности (54.9%), строительстве (45.8%) и транспорте и связи (54.3%). Негативное влияние ограниченного доступа к финансовым ресурсам чаще всего отмечалось в строительстве (32.2%), общественном питании (30.4%) и торговле (26.2%).
Таблица 3.7 - Распределение ответов на вопрос: «к каким негативным изменениям во внешней среде ваше предприятие
наиболее чувствительно?»
Перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь
|
Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП Беларуси к концу 2015 года должна увеличится до 30%, а число занятых в этом секторе экономики составить не менее 1,8 млн. человек. Это предусмотрено программой государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2013-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров.
Как известно в Минэкономики, программой определены мероприятия, направленные на дальнейшее развитие основных видов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в республике. В частности финансовая, имущественная и информационная поддержка субъектов предпринимательства, оказание содействия безработным в организации предпринимательской деятельности, широкое вовлечение в предпринимательскую деятельность социально-незащищенных групп населения посредством проведения семинаров, круглых столов с участием руководителей малых и средних предприятий республики, а также поддержка развития стартап-движения в Беларуси с последующим развертыванием сети стартап-школ и др.
В соответствии с программой планируется также осуществить вхождение Беларуси "в число передовых стран по ведущим международным рейтингам, характеризующим конкурентоспособность, деловую среду, уровень инновационного развития, эффективность государственного управления страны для улучшения международного имиджа Беларуси и роста доверия у национальных и иностранных инвесторов к проводимой экономической политике".
Вместе с тем программа предусматривает "развитие конструктивного диалога государства с представителями бизнеса, общественными организациями предпринимателей, а также совершенствование государственного регулирования условий ведения бизнеса".
|
Как говорится в официальном сообщении, документ, в числе прочего, призван стать основным программным документом Правительства, определяющим дальнейшие шаги по либерализации условий ведения бизнеса с учетом приоритетов, закрепленных Директивой Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», а также реалий настоящего времени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роль малого бизнеса в экономике велика. Он оказывает влияние на политическую систему и социальную сферу. По опыту зарубежных стран, значительная доля малых предприятий в экономике страны — одно из условий политической стабильности и спокойствия в обществе.
Однако малый бизнес сталкивается с проблемами, которые предприниматели не в силах решить самостоятельно. Часто это приводит к закрытию фирм. Государство, понимая роль малого предпринимательства, должно оказывать ему поддержку.
Исследования показывают, что причиной наибольшего числа неудач является некомпетентность и отсутствие необходимой информации. Работа государственных органов, как правило, направлена на решение этих проблем.
Более того, малый бизнес определяет темпы экономического роста, влияет на уровень безработицы, качество и структуру продукции национального производства., придает экономике гибкость. Именно поэтому большинство развитых стран оказывает всестороннюю поддержку малого бизнеса, среди таких стран США и Япония. Данные страны имеют богатый опыт в развитии малого бизнеса и на сегодняшний день обеспечивают одни из наиболее благоприятных условий для ведения малого предпринимательства в мире.
|
В США малое предпринимательство имеет большое значение для экономики страны, так как вносит вклад в развитие науки, создает около 60-80% новых рабочих мест и трудоустраивает около 57% рабочей силы в стране, создает более половины несельскохозяйственного частного ВВП. В стране существует развитая законодательная основа малого предпринимательства, а также прогрессивная шкала налогообложения малого бизнеса. Правительство США оказывает особую поддержку малому инновационному бизнесу как источнику конкурентоспособности экономики. Боле того, в стране сложилось благосклонное отношение к индивидуальным предпринимателям и их деятельности.
В Японии на сегодняшний день малое предпринимательство в стране восходящего солнца трудоустраивает 80% общего числа занятых в стране, на его долю приходится 40% промышленного производства. В стране очень хорошо развита законодательная база малого бизнеса, система государственной поддержки, создана прогрессивная система налогообложения бизнеса, основанная на принципах справедливости, нейтралитета по экономическим направлениям и простоты механизма.
Малый бизнес Республики Беларусь представляет сегодня перспективный развивающийся сектор, постепенно увеличивающий свою роль и значение в обеспеченности общего экономического роста страны.
Малые предприятия могут внести значительный вклад в решение проблем экономического роста и занятости. В условиях рыночной экономики они считаются гибкими и эффективными с точки зрения затрат, они быстро приспосабливаются к пожеланиям клиентов, причем не только в сферах, близких к потребителям, таких, как розничная торговля или определенные виды услуг. Но малые предприятия эффективны лишь при определенных условиях. То есть, необходима грамотная экономическая политика, которая позволила бы и в Беларуси полностью реализовать потенциал малых предприятий. Однако на практике малые предприятия сталкиваются с рядом преград и барьеров, не позволяющих им эффективно развиваться и влияющих на их невысокую выживаемость. Развитие частного сектора сдерживается общей сложностью ведения бизнеса, включая сложную налоговую систему, недостаточно защищенные права инвестора, отсутствие механизма гарантий и поручительств, связанных с финансированием субъектов, сложность проведения процедуры сертификации и стандартизации товаров и услуг.
Для активизации малого предпринимательства в Беларуси необходимо устранить факторы, препятствующие его развитию, выйти на более высокий уровень его государственной поддержки. Приоритетными направлениями развития малого бизнеса должны стать производство потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в сельской местности, научная и инновационная деятельность.
Список литературы
1). Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь. Электронный источник: https://dfk-dfr.com/load/malyj_biznes_i_ego_rol_v_rynochnoj_ehkonomike_razvitie_malogo_biznesa_v_respublike_belarus/34-1-0-3476
2). Проблемы малого бизнеса. Электронный источник: https://business-shahty.ru/support/problems/
3). Малый бизнес, его проблемы и перспективы развития. Электронный источник: https://ref.by/refs/66/40793/1.html
4) Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития.
Электронный источник: https://www.moluch.ru/archive/39/4640/
5) Малый и средний бизнес в 2012 году: международный опыт регулирования и финансирования. Электронный источник: https://www.mspbank.ru/files/analytical_center/analytical_reports/researches/MSB_int-new.pdf
6) Выпускная квалификациооная работа на тему: «Сравнительный анализ условий ведения малого бизнеса в США и Японии». Автор: Лян Елена Николаевна
7) Белорусский бизнес 2013: состояние, тенденции, перспективы. Электронный источник: https://www.research.by/webroot/delivery/files/business2013r.pdf
8) Электронный журнал «Delo.by».
Статья: «Долю малого бизнеса в ВВП Беларуси планируют увеличить к концу 2015 года до 30%». Дата публикации 14 января 2014 года.
https://delo.by/news/~shownews/5504