Периодизация зарубежной литературы.
Древнейшая литература (до VIII в. до н. э.)
Эпоха Античности (VIII в. до н. э. – V в. н. э.)
Особенность: мифологическая тематика (миф как способ обобщения окружающей действительности). Господство стихотворной формы над прозаической.
Аристотель на основе сочетания определенных черт разделил все произведения на три большие группы: эпос, лирика и драма (лит. род). Жанры: гимн, элегия и ода, комедия и трагедия, сатира, драма, речи ораторов, философские сочинения.
Героический эпос — произведения, в которых изображена борьба народа против врагов, прославляется сила, мужество народных героев. Формой героического эпоса была эпическая поэма (другое ее название — эпопея).
Эпическая поэма, эпопея (от греч. epos — «слово, повествование» и poieo — «творю») — обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях.
Лирика: произведения, исполнявшиеся.
Гимн (греч. hymnos — «хвала») — в Древней Греции песнь в честь божества или торжественного события, исполнявшаяся обычно хором.
Элегия (греч. elegos — «жалобная песня») — лирический жанр, развившийся из плача над усопшими; стихотворение среднего размера, проникнутое настроением грусти и печали.
Литература Средневековья (V–XV вв.)
Героический эпос (сюжеты берутся из реальной жизни, идея – формирование нации и государства: борьба с внешним врагом, борьба с внутренними междоусобицами, главный герой встроен в систему общественных отношений как верный вассал).
Церковная литература (Стремление к победе над страстями. Библия, патерики, гимн, житие, слова, моления).
Мирская (куртуазная рыцарская литература. Появление рифмы. Любовь рыцаря к даме (лирика трубадуров: канцона – песнь на сюжет куртуазного романа, баллада – танцевальная песнь, пастурель – любовный диалог рыцаря и пастушки, сирвента – высказывание на военно-политическую тему, тенсона – обмен мнениями двух трубадуров, альба («утренняя заря») – рассветная песнь, серена – вечерняя песнь).
Эпоха Возрождения (XV–XVI вв.)
Главная особенность – гуманизм. Была возрождена драматургия: комедия и трагедия. Жанры: новелла (прозаический жанр, малый рассказ с чётким сюжетом и ясной композицией. Типичная структура классической новеллы: завязка, кульминация, развязка), мадригал (небольшое стихотворение, написанное вольным стихом, преимущественно хвалебного или любовно-комплиментарного содержания), пастораль, эпическая поэма, плутовской роман (содержание пикарески — похождения «пикаро», то есть плута, жулика, авантюриста. Как правило, это выходец из низов, но иногда в роли пикаро выступали и обедневшие, деклассированные дворяне), сонет (это поэтическая форма, которая относится к строгим формам и всегда состоит из определенного количества строк), эпиграмма (небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление), элегия (лирический жанр, содержащий в стихотворной форме, эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни).
Классицизм (XVII в.)
Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров: 1. «Высокие» жанры – трагедия, эпопея, ода, историческая, мифологическая, религиозная картина. 2. «Низкие» жанры – комедия, сатира, басня, жанровая картина. (Исключением является лучшие комедии Мольера, они были приписаны к «высоким» жанрам).
Эпоха Просвещения (XVIII в.)
Век прозы. Стираются прежние жесткие границы между философскими, публицистическими и собственно художественными жанрами. Появляется жанр эссе. Большое значение приобретает роман.
1. роман в письмах
2. роман воспитания
3. философский роман
Мещанская драма – новый жанр, который отразил процесс демократизации театра. Особого расцвета достигла комедия.
В литературе и искусстве Просвещения существуют разные художественные направления. Одни из них были еще в предыдущие века, а другие стали заслугой века XVIII:
1) барокко;
2) классицизм;
3) просветительский реализм – расцвет этого направления относится к зрелому Просвещению. Просветительский реализм, в отличие от критического реализма 19 века, стремится к идеалу, то есть отражает не столько реальную, сколько желаемую действительность, поэтому герой литературы Просвещения живёт не только по законам общества, но и по законам Разума и Природы.
4) рококо (фр. rococo – «мелкие камешки», «ракушки») – писателей занимает частная, интимная жизнь человека, его психология и его слабости. Писатели изображают жизнь, как погоню за мимолетным наслаждением (гедонизм), как галантную игру «любви и случая» и как быстротечный праздник, которым правят Вакх (вино) и Венера (любовь). Однако все понимали, что эти радости мимолетны и скоротечны. Эта литература рассчитана на узкий круг читателей (посетителей аристократических салонов) и для нее характерны небольшие по размеру произведения (в поэзии – сонет, мадригал, рондо, баллада, эпиграмма; в прозе – героико-комическая поэма, волшебная сказка, любовный роман и эротическая новелла). Художественный язык произведений легкий, изящный и непринужденный, а тон повествования – остроумно-иронический (Прево, Парни).
5) сентиментализм;
6) предромантизм – возник в Англии в конце XVIII века и критиковал основные идеи эпохи Просвещения. Характерные черты:
а) спор со средневековьем;
б) связь с фольклором;
в) соединение ужасного и фантастического – «готический роман».
2. Герои и боги древнегреческих мифов.
2. Герои мифов:
Агамемнон. Один из главнейших героев древнегреческого национального эпоса, сын микенского царя Атрея и Аэропы, предводитель греческого войска во время Троянской войны.
Антей. Герой мифов, великан, сын Посейдона и Земли Геи. Земля давала своему сыну силу, благодаря которой никто не мог совладать с ним.
Ахилл. В греческой мифологии один из величайших героев, сын царя Пелея, царя мирмидонов и морской богини Фетиды, внук Эака, главный герой Илиады.
Галатея. Девушка, созданная скульптором Пигмалионом из слоновой кости и оживленная богиней любви Афродитой. Впоследствии стала женой Пигмалиона.
Гектор. Один из главных героев Троянской войны. Герой был сыном Гекубы и Приама — царя Трои. По преданию, он убил первого грека, ступившего на землю Трои.
Гекуба. Вторая жена Приама, последняя царица Трои.
Геракл. Национальный герой греков. Сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Одаренный могучею силой, исполнил самые тяжелые работы на земле и совершил великие подвиги. Искупив свои грехи, взошел на Олимп и достиг бессмертия.
Даная. Дочь Акрисия, царя Аргосского и Евридики. Зевс, пленившись ее красотой, проник к ней в виде золотого дождя и оплодотворил её, у неё родился сын Персей.
Дедал. Выдающийся художник и инженер, считавшийся изобретателем разных инструментов, а также построивший лабиринт на острове Крит.
Елена. Прекраснейшая из женщин, жена царя Спарты Менелая.
Ифигения. Дочь царя Агамемнона и Клитемнестры (по Стесихору и другим — их приёмная дочь и родная дочь Тесея и Елены). Предназначалась в жертву Артемиде в Авлиде, но была спасена Артемидой и исчезла, заменившись козой или ланью.
Лаокоон. Жрец Аполлона в Трое, прорицатель. Предостерегал не вводить в город троянского коня.
Медея. Колхидская царевна, волшебница. Влюбившись в Ясона, она помогла ему завладеть золотым руном и бежала с ним из Колхиды в Грецию, когда же он впоследствии задумал жениться на другой, Медея погубила соперницу, убила двух своих детей от Ясона и скрылась на крылатой колеснице, посланной её дедом богом Гелиосом.
Нарцисс. Сын речного бога Кефиса и нимфы Лириопы (Лаврионы?), либо сын Эндимиона и Селены, ставший символом юношеской гордыни и самовлюбленности.
Одиссей. Царь острова Итаки, сын Лаэрта и Антиклеи, муж Пенелопы. Одиссей — знаменитый герой Троянской войны, также прославившийся своими странствованиями и приключениями.
Орест. Персонаж древнегреческой мифологии из рода Пелопидов, сын Агамемнона и Клитемнестры, брат Электры и Ифигении. Над семьёй Ореста тяготело проклятие. Когда он был ребёнком, его мать совместно со своим любовником Эгисфом убила Агамемнона; Орест смог спастись и получил воспитание на чужбине. Став взрослым, он вернулся в Микены и по приказу Аполлона убил мать и Эгисфа, чтобы отомстить за отца. После этого Ореста преследовали эринии, но он добился оправдания перед афинским ареопагом, прошёл очищение и стал царём Микен. По одной из версий мифа, до воцарения Орест совершил путешествие в Тавриду, откуда вернулся со считавшейся до этого мёртвой сестрой Ифигенией и статуей Артемиды. В споре за Гермиону Орест убил Неоптолема. Позже он объединил под своей властью Аргос, Спарту и часть Аркадии, а его потомки стали вождями эолийцев и ахейцев.
Орфей. Знаменитый певец фракийцев, сын речного бога Эагра и музы Каллиопы, супруг нимфы Эвридики, приводивший своими песнями в движение деревья и скалы.
Парис. Сын Приама и Гекубы, воспитан троадскими пастухами. Судил спор о красоте трёх богинь, отдал победу Афродите. С помощью Афродиты похитил Елену, жену Менелая; стал виновником Троянской войны и падения Трои.
Патрокл. Сын одного из аргонавтов Менетия, родственник и соратник Ахилла в Троянской войне. Будучи мальчиком, он во время игры в кости убил своего товарища, за это отец отправил его к Пелею во Фтию, где он был воспитан вместе с Ахиллом.
Пелей. Сын эгинского царя Эака и Эндеиды, супруг Антигоны. За убийство своего сводного брата Фока, который победил Пелея в атлетических упражнениях, он был изгнан отцом и удалился во Фтию.
Пенелопа. Супруга Одиссея, дочь Икария и Перибеи (по версии, дочь некоего Икадия с Кефаллении), мать Телемаха.
Персей. Сын Зевса и Данаи, дочери аргосского царя Акрисия. Победитель медузы Горгоны и спаситель Андромеды от притязаний дракона.
Пигмалион. Скульпутор с острова Кипр, сын Бела и Анхинои. Он вырезал из слоновой кости статую и полюбил её. Скульптор делал ей подарки, одевал в дорогие одежды, но статуя продолжала оставаться статуей, а любовь безответной. Во время посвящённого Афродите праздника Пигмалион обратился к богине с мольбой дать ему жену столь же прекрасную, как и выполненная им скульптура. Осмелиться попросить оживить холодное изваяние Пигмалион не решился. Тронутая такой любовью, Афродита оживила статую, которая стала женой Пигмалиона.
Приам. Шестой и последний царь Трои, правил сорок лет. Имел 50 сыновей и 50 дочерей от нескольких женщин.
Прометей. Один из титанов, защитник людей от произвола богов, царь скифов. Двоюродный брат Зевса, сын титана Иапета и Климены (по Аполлодору — Асии, по Эсхилу — сын Фемиды-Геи, по Евфориону — сын Геры и титана Евримедонта). Брат Атланта, Менетия и Эпиметея.
Прометей похитил для людей огонь.
Древнегреческий театр.
Культ Диониса (бог плодородия и виноделия). Развивался как элемент ритуала, носил не репертуарный характер. Проводились состязания драматургов. Хор – объединение богов или людей (центральный характер).
Пролог (диалог) – Парод (выход хора) – Эписодии (сцены актёров), стасимы (хоровые партии, строфы и антистрофы). Эписодии и стасимы чередовались.
Предводитель хора – Корифей.
Первоначально в трагедии действовал один актер. В V в. до н. э. афинский драматург Эсхил ввел второго актера, что дало возможность использовать диалог и передавать драматический конфликт без участия хора. Поэтому Эсхила называют «отцом трагедии».
Благодаря Дионисиям появилась и комедия. Если трагедия возникла из торжественной части праздника, то комедия — из следовавших за ней веселых массовых гуляний и пиршеств.
Для трагедий использовали преимущественно сюжеты мифов, показывая деяния богов и людей, их страсти, преступления и нравственные страдания. Героями же комедий, в которых изображалась повседневная жизнь, были простые земледельцы, торговцы, ремесленники.
Известнейшими драматургами древности и великими представителями греческого театра стали трагики Эсхил, Софокл, Еврипид и комедиограф Аристофан.