Характеристика литературы средних веков (периодизация, факторы формирования, роль церкви в литературе).




Литература Средневековья (V–XV вв.)

Выделяют раннее Средневековье — V-IX вв., зрелое или высокое (классическое) Средневековье — X-XIII вв. и позднее Средневековье — XIV-XV вв.

1. Раннее средневековье (V-X вв.)

Литература однородна, синкретична → представлена устным народно-поэтическим творчеством → архаический эпос:

– скандинавский эпос («Эдда» – IX–XII в.)

– англо-саксонский эпос («Беовульф» – VII–VIII вв., рукопись – около 1000 г.)

– ирландский эпос (например, саги о Кухулине – III–VIII вв.)

2. Зрелое средневековье (XI–XII вв.)

Литература отражает становление феодального общества и культуры национальных государств:

XI-XII вв. – устное народное творчество (героический эпос);

– ранняя письменная литература в Европе:

→ клерикальная литература (церковная)

→ рыцарская литература

3. Позднее средневековье (XII–XV вв.)

Расцвет городов, рост антифеодального движения

– героический эпос (письменные памятники)

– городская литература

Факторы формирования: античность, христианство, устное народное творчество (варварская литература).

12. Куртуазная литература. Темы и жанры лирики трубадуров. «Роман о Тристане и Изольде».

Рыцарская (куртуазная) литература начинает развиваться в Западной Европе в XII в., когда оформляется новый комплекс рыцарства – в связи с особыми социально-историческими условиями и потребностями феодального общества.

Оформляется понятие рыцарского идеала, сословного (социального, морально-этического и культурного) кодекса рыцарства:

▪ героический идеал: воинская доблесть, физическая мощь, смелость,

▪ идеологический кодекс: верность, преданность сюзерену, богу, церкви, долгу

▪ светский идеал (эстетический): куртуазная модель – умение петь, танцевать, сочинять стихи, играть на музыкальных инструментах, проявлять изысканность манер, любезность и щедрость;

Светское времяпрепровождение (кроме военных действий, набегов и походной жизни) – Пир и Турнир;

Культ Прекрасной Дамы (≠ реальному социальному статусу женщины) – толкование любви как поклонения благородной женщине, подчинения её повелениям, служения ей.

Рыцарская литература существовала в 2 формах:

Рыцарский роман рыцарская лирика

1. Лирика

Куртуазная лирика – первая, ранняя форма рыцарской литературы. Развивалась на юге Франции – в Провансе (до начала XIII в.), на особом – провансальском языке. Создатели рыцарской лирики – трубадуры (на Севере Франции назывались труверы, в Германии – миннезингеры).

индивидуальное поэтическое творчество;

впервые появилась рифма;

развитие поэтического языка, образности, стиля.

Известные трубадуры:

Арнаут Даниэль,
Джауфре Рюдель,
Гильом де Кабестань,
Бертран де Борн

Жанры куртуазной лирики:

– альба – любовная («утренняя») песня

– кансона – любовная песня

– сирвента – воинственная или политическая песня

– тенсона – спор, диалог (напр., на литературные темы)

– пасторела – «пастушеская песня»

2. Рыцарский роман

В отличие от лирики трубадуров формируется и расцветает на севере Франции. Стал образцом для других стран.

По тематике и характеру делится на 3 цикла:

Античный Бретонский Византийский

1. Античный цикл: основан на темах и сюжетах из античной мифологии и истории, но воспроизводит средневековые обычаи и нравы, рыцарские идеалы и ритуалы

2. Бретонский цикл: особенно значительный; основан на темах и сюжетах из кельтской мифологии (цикл о короле Артуре), изложенных, в том числе, и в латинской хронике (написана в Англии) «История королей Британии» (1137 г.).

Этот материал был положен в основу рыцарских романов не только во Франции, но и в Британии, Италии, Германии, Испании.

Бретонский цикл, в свою очередь, распадается на несколько разделов:

▪ бретонские лэ

▪ романы о Тристане и Изольде (сюжет – из кельтских сказаний; первый роман раздела – около 1150 г.)

▪ «артуровские романы» (сюжеты – из хроники «История королей Британии»); в центре – рыцарские обычаи и галантные нормы поведения

▪ романы о «святом Граале» (сюжеты связаны с подвигами во имя религиозной идеи; аскетизм)

3. Византийский цикл: связан с позднегреческой традицией; сюжет – любовный, приключения героев, «восточный» фон, счастливый конец; проза сочетается с поэтическими вставками; помимо рыцарских мотивов – влияние народной традиции.

Роман «Тристан и Изольда»

В романе можно выделить два слоя. Один из них лежит на поверхности - это конфликт любви Тристана и Изольды с этическими и общественными нормами своего времени, причем любви незаконной, поскольку Тристан - племянник и вассал Марка, а Изольда - его жена. Поэтому между ними стали четыре суровых закона - феодальный, брачный, кровный и благодарности. Второй слой - фатальность одной любви, способной реализоваться лишь при условии постоянного раздвоения души, напряженности чувств, своей запретности, неправомерности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: