Наука развивается как по общим для всего общества законам, так и по специфическим внутренним законам.
Общие законы связывают научное знание с другими социальными процессами. К ним следует отнести диалектические законы эволюции посредством возникновения и разрешения противоречий, отрицания, перехода количественных изменений в качественные. Сюда же следует отнести и социальные законы, определяющие отношения науки и материального производства.
Внутренние законы выражают относительную самостоятельность науки как обособленного вида общественного разделения труда, ее особое качество и раскрываются через историческое обобщение и анализ особенностей накопления научного знания. Внутренние законы дополняют и конкретизируют общие, они раскрывают глубинные механизмы прогресса, путь создания достоверных обобщений и доказательств.
В своем развитии все области науки проходят через ряд этапов:
– описательный, связанный со сбором фактов и их систематизацией;
– логико-аналитический, основанный на качественном анализе объектов исследования;
– сочетания, объединяющий качественные и количественные методы научного познания.
Проблемы, противоречия и закономерности развития науки изучаются в рамках новой науки, зародившейся в последнее время и получившей название науковедение. Ее предметом является структура науки и законы ее развития; динамика научной деятельности; экономика, планирование и организация науки; формы взаимодействия науки с другими сферами материальной и духовной жизни общества.
К настоящему времени сформулирован целый ряд внутренних законов. Прежде всего, это закон экспоненциального (ускоряющегося, лавинообразного) развития, проявившийся в последние 250 лет. Его суть сводится к тому, что на современном этапе объем научных знаний удваивается каждые 10…15 лет. Это находит свое выражение в росте научной информации, числа открытий, количества людей, занятых научной деятельностью (кривая 1 на рис. 1.2). Однако многие науковеды полагают, что экспоненциальный характер развития науки со временем должен измениться и будет подчиняться кривой 2 (рис. 1.2), что
обусловлено ограниченными ресурсами (люди, ассигнования).
|
Следствием ускоряющегося развития науки является быстрое старение накопленных знаний. Из этой закономерности вытекают ценные рекомендации для будущих специалистов. Процесс обучения не заканчивается получением диплома об образовании, а лишь переходит в новое качество: самостоятельное пополнение знаний согласно достижениям науки и техники на базе приобретенных в вузе навыков.
Лавинообразное развитие науки сопровождается образованием новых ее направлений, каждое из которых рождает новые проблемы. Разветвление науки во многих случаях ведет к слиянию ее ветвей, поэтому новые науки рождаются, как правило, на стыке двух, трех ее ветвей (экономическая кибернетика, физико-химическая механика, биофизика, биогеохимия и т.д.). Такие тенденции развития науки нашли отражение в законах дифференциации и интеграции.
В соответствии с законом дифференциации углубление познания и освоение новых областей приводят к дроблению фундаментальных дисциплин на все более специальные области, которые совершенствуют собственные методы исследования, изучают свои микрообъекты. Синтез знаний в то же время ведет к укрупнению науки, что отображается законом интеграции. Первоначально наука формировалась по предметному признаку, но через проблемную ориентацию постепенно перешла к широкой математизации, к формированию системного подхода к решению научных задач, к усилению связи между фундаментальными и прикладными исследованиями.
|
Следующий закон, связанный с кумулятивным характером развития науки, получил название закона соответствия. Он означает, что новая более широкая теория должна содержать в себе предшествующую, проверенную практикой, как частный или предельный случай.
Одним из основных законов является преемственность в накоплении знаний, что ведет к единой линии необратимого, поступательного развития. Если бы каждому поколению нужно было заново открывать законы природы и общества, то система знаний складывалась бы очень медленно, но так как ученые базируются на знаниях, накопленных всеми предыдущими поколениями, то достижения науки неуклонно расширяются.
Преемственность в развитии науки неразрывно связна с ее интернациональным характером, так как система знаний складывалась благодаря достижениям ученых различных стран, что обеспечивается с помощью научных публикаций (книги, статьи, патенты).
Каждое открытие в науке симметрично и пропорционально обрастает новыми знаниями, что согласуется с законом кристаллизации.
Одной из главных черт современной науки является ее сближение с производством. Если на ранних стадиях техника и производство опережали развитие науки, ставя перед ней задачи, то в настоящее время произошло изменение соотношения между наукой и производством, которое привело к преобразованию производительных сил общества. Сформировалась единая система "наука–техника–производство", где ведущая роль принадлежит науке, что является обязательным условием научно-технического прогресса. Соотношение отдельных компонентов (Н, Т, П) этой системы на современном этапе удовлетворяет неравенству , что графически изображается на рисунке 1.3.
|
Опережающая роль науки обусловлена вовлечением в сферу практической деятельности человека новых видов энергии, новых технологий, новых веществ с ранее неизвестными свойствами. Развитие науки создает предпосылки для прогресса техники и производства и превращает ее в непосредственную производительную силу общества. Однако наука не становится дополнительным элементом производства. Она своими методами совершенствует составные части производства: средства труда, предмет труда и сам труд.
Известны три основных пути превращения науки в производительную силу. Первый из них и единственный до XIX века состоял в создании на основе достижений науки новых технологических процессов, повышающих производительность труда и улучшающих процесс производства продукции. Второй путь стал проявляться в XIX веке и состоит в совершенствовании самого человека как основной производительной силы общества. В производстве находит все большее применение оборудование, для обслуживания которого требуется не только высокая квалификация рабочего, но и фундаментальная подготовка специалистов по математике, физике, информатике, кибернетике, экономике и т.д. Производительность труда стала в значительной степени определяться развитием рационализаторской и изобретательной работы. Научное творчество, ранее свойственное лишь ученым, становиться потребностью и необходимостью многих людей, независимо от их профессиональной принадлежности. Третий путь, проявившийся в последнее время, состоит в совершенствовании производственных процессов, начиная от научной организации труда на отдельном рабочем месте и заканчивая общей стратегией развития общества.
Изменившаяся роль науки привела к научно-технической революции, которая происходит в настоящее время во всем мире и заключается в коренном, качественном преобразовании производительных сил (комплексная механизация, автоматизация, роботизация производства) на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства.