Основные закономерности, проблемы и противоречия развития науки




Наука развивается как по общим для всего общества законам, так и по специфическим внутренним законам.

Общие законы связывают научное знание с другими социальными процессами. К ним следует отнести диалектические законы эволюции посредством возникновения и разрешения противоречий, отрицания, перехода количественных изменений в качественные. Сюда же следует отнести и социальные законы, определяющие отношения науки и материального производства.

Внутренние законы выражают относительную самостоятельность науки как обособленного вида общественного разделения труда, ее особое качество и раскрываются через историческое обобщение и анализ особенностей накопления научного знания. Внутренние законы дополняют и конкретизируют общие, они раскрывают глубинные механизмы прогресса, путь создания достоверных обобщений и доказательств.

В своем развитии все области науки проходят через ряд этапов:

– описательный, связанный со сбором фактов и их систематизацией;

– логико-аналитический, основанный на качественном анализе объектов исследования;

– сочетания, объединяющий качественные и количественные методы научного познания.

Проблемы, противоречия и закономерности развития науки изучаются в рамках новой науки, зародившейся в последнее время и получившей название науковедение. Ее предметом является структура науки и законы ее развития; динамика научной деятельности; экономика, планирование и организация науки; формы взаимодействия науки с другими сферами материальной и духовной жизни общества.

К настоящему времени сформулирован целый ряд внутренних законов. Прежде всего, это закон экспоненциального (ускоряющегося, лавинообразного) развития, проявившийся в последние 250 лет. Его суть сводится к тому, что на современном этапе объем научных знаний удваивается каждые 10…15 лет. Это находит свое выражение в росте научной информации, числа открытий, количества людей, занятых научной деятельностью (кривая 1 на рис. 1.2). Однако многие науковеды полагают, что экспоненциальный характер развития науки со временем должен измениться и будет подчиняться кривой 2 (рис. 1.2), что

 
 

обусловлено ограниченными ресурсами (люди, ассигнования).

Следствием ускоряющегося развития науки является быстрое старение накопленных знаний. Из этой закономерности вытекают ценные рекомендации для будущих специалистов. Процесс обучения не заканчивается получением диплома об образовании, а лишь переходит в новое качество: самостоятельное пополнение знаний согласно достижениям науки и техники на базе приобретенных в вузе навыков.

Лавинообразное развитие науки сопровождается образованием новых ее направлений, каждое из которых рождает новые проблемы. Разветвление науки во многих случаях ведет к слиянию ее ветвей, поэтому новые науки рождаются, как правило, на стыке двух, трех ее ветвей (экономическая кибернетика, физико-химическая механика, биофизика, биогеохимия и т.д.). Такие тенденции развития науки нашли отражение в законах дифференциации и интеграции.

В соответствии с законом дифференциации углубление познания и освоение новых областей приводят к дроблению фундаментальных дисциплин на все более специальные области, которые совершенствуют собственные методы исследования, изучают свои микрообъекты. Синтез знаний в то же время ведет к укрупнению науки, что отображается законом интеграции. Первоначально наука формировалась по предметному признаку, но через проблемную ориентацию постепенно перешла к широкой математизации, к формированию системного подхода к решению научных задач, к усилению связи между фундаментальными и прикладными исследованиями.

Следующий закон, связанный с кумулятивным характером развития науки, получил название закона соответствия. Он означает, что новая более широкая теория должна содержать в себе предшествующую, проверенную практикой, как частный или предельный случай.

Одним из основных законов является преемственность в накоплении знаний, что ведет к единой линии необратимого, поступательного развития. Если бы каждому поколению нужно было заново открывать законы природы и общества, то система знаний складывалась бы очень медленно, но так как ученые базируются на знаниях, накопленных всеми предыдущими поколениями, то достижения науки неуклонно расширяются.

Преемственность в развитии науки неразрывно связна с ее интернациональным характером, так как система знаний складывалась благодаря достижениям ученых различных стран, что обеспечивается с помощью научных публикаций (книги, статьи, патенты).

Каждое открытие в науке симметрично и пропорционально обрастает новыми знаниями, что согласуется с законом кристаллизации.

Одной из главных черт современной науки является ее сближение с производством. Если на ранних стадиях техника и производство опережали развитие науки, ставя перед ней задачи, то в настоящее время произошло изменение соотношения между наукой и производством, которое привело к преобразованию производительных сил общества. Сформировалась единая система "наука–техника–производство", где ведущая роль принадлежит науке, что является обязательным условием научно-технического прогресса. Соотношение отдельных компонентов (Н, Т, П) этой системы на современном этапе удовлетворяет неравенству , что графически изображается на рисунке 1.3.

 
 

Опережающая роль науки обусловлена вовлечением в сферу практической деятельности человека новых видов энергии, новых технологий, новых веществ с ранее неизвестными свойствами. Развитие науки создает предпосылки для прогресса техники и производства и превращает ее в непосредственную производительную силу общества. Однако наука не становится дополнительным элементом производства. Она своими методами совершенствует составные части производства: средства труда, предмет труда и сам труд.

Известны три основных пути превращения науки в производительную силу. Первый из них и единственный до XIX века состоял в создании на основе достижений науки новых технологических процессов, повышающих производительность труда и улучшающих процесс производства продукции. Второй путь стал проявляться в XIX веке и состоит в совершенствовании самого человека как основной производительной силы общества. В производстве находит все большее применение оборудование, для обслуживания которого требуется не только высокая квалификация рабочего, но и фундаментальная подготовка специалистов по математике, физике, информатике, кибернетике, экономике и т.д. Производительность труда стала в значительной степени определяться развитием рационализаторской и изобретательной работы. Научное творчество, ранее свойственное лишь ученым, становиться потребностью и необходимостью многих людей, независимо от их профессиональной принадлежности. Третий путь, проявившийся в последнее время, состоит в совершенствовании производственных процессов, начиная от научной организации труда на отдельном рабочем месте и заканчивая общей стратегией развития общества.

Изменившаяся роль науки привела к научно-технической революции, которая происходит в настоящее время во всем мире и заключается в коренном, качественном преобразовании производительных сил (комплексная механизация, автоматизация, роботизация производства) на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: