Организация научной работы и управление научными исследованиями




Под организацией научных исследований подразумевают систему взаимосвязанных структур и функций, обеспечивающих оптимальный режим и непрерывное совершенствование научного труда с целью получить наилучшие результаты.

В соответствии с иерархией структур научных учреждений и ведомств различают организацию исследований на разных уровнях:

– труда научного работника;

– работы подразделений научного учреждения;

– деятельности объединений научных учреждений в системе академий и министерств.

Важное место в повышении эффективности научной деятельности занимает научная организация труда (НОТ), основные положения которой предусматривают:

– высокую организованность труда научного работника;

– строгое соблюдение режима и гигиены умственного труда;

– плановость работы;

– критику и самокритику;

– контролирование и точное фиксирование результатов работы;

– обеспечение резерва в научной работе;

– использование средств для автоматизации вспомогательных операций;

– систему методов и упражнений по совершенствованию памяти научного работника;

– коллективность в научной работе.

Принципами НОТ должны владеть все научные работники и особенно важно, чтобы их усвоили молодые, начинающие исследователи, в том числе аспиранты и студенты.

Научное творчество становится все более коллективным, что обусловлено, с одной стороны, концентрацией ученых в научных учреждениях, а с другой – расширением совместных научных поисков.

Поэтому особое внимание приобретают вопросы организации научных коллективов, структура которых должна обеспечивать возможность кооперации и специализации труда ученых и углубления знаний в определенных направлениях, четкое распределение обязанностей и равномерность загрузки исполнителей, проведения работ с наибольшим эффектом, создание единой системы планирования, организации и контроля выполнения работ.

Важную роль в науке играет руководитель, обычно назначаемый из числа наиболее квалифицированных и авторитетных научных работников. Он формирует научную тематику, организует ее выполнение и несет персональную ответственность за результаты деятельности руководимого им коллектива.

Управление научными исследованиями представляет собой целенаправленное воздействие на коллективы научных работников для организации и координации их деятельности в процессе производства новых научных знаний и эффективного использования их на практике.

Различают экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления исследованиями.

Экономические методы управления определяются производственными отношениями и уровнем развития страны. С одной стороны, государство централизованно финансирует из бюджета научные исследования, устанавливает фонд зарплаты, а с другой – поощряет исследования на основе хоздоговоров и частных инвесторов.

Организационные методы существуют в форме организационного и распорядительного воздействия. Методы организационного воздействия определяют устойчивые отношения и связи научного учреждения, например, его структуру, нормативные документы. Распорядительное воздействие – более активная и гибкая форма. Оно направлено на устранение возникающих в ходе выполнения НИР различных отклонений от поставленных администраций задач и реализуется в форме приказов и распоряжений.

Социально-психологические методы учитывают специфику творческого интеллектуального труда в науке. Эти методы приобретаю особое значение в условиях коллективного исследования, что ставит перед наукой ряд новых задач. Разрешить их можно только путем социальных, воспитательных, психологических и морально-этических мер воздействия на научного работника.

Управление научными исследованиями включает ряд функций:

– подбор, расстановка, повышение квалификации и воспитание научных кадров;

– планирование;

– оперативное управление и контроль за выполнением;

– внедрение результатов научной работы;

– организация службы научно-технической информации;

– развитие научного коллектива учреждения;

– совершенствование организации научного труда;

– организация финансовой деятельности и зарплаты сотрудников;

– материально-техническое обеспечение научных исследований;

– охрана собственности;

– обеспечение учета и отчетности;

– охрана труда, улучшение бытовых условий работников.

Процесс управления НИР многогранен, имеет свои специфические особенности и закономерности. Он включает следующие основные операции: определение цели управления, сбор информации и ее переработку; принятие решения; организацию выполнения принятого решения; учет и контроль за выполнением решения. Этот процесс непрерывен, в нем задействован ряд лиц (руководителей и исполнителей). Круг вопросов, по которым принимают решения руководители коллективов (группа, кафедра и лаборатория, директор или ректор), различен.

Ответственный исполнитель – руководитель на рабочем месте. Руководит техническим персоналом, научными сотрудниками, в первую очередь молодыми. Непосредственно участвуя в процессе исследований, он осуществляет оперативное управление, контроль за выполнением темы НИР, внедрением полученных результатов в производство.

Заведующий лабораторией (кафедрой) отвечает за планирование НИР, внедрение, совершенствование НОТ, осуществляет воспитание и руководит повышением квалификации. Он координирует НИР между ответственными исполнителями. Руководитель решает перспективные проблемы, руководит публикаций результатов, оформлением заявок на изобретения и т.д.

Руководитель учреждения принимает решение о подборе и расстановке кадров, решет вопросы перспективного развития, определяет функции каждого подразделения. Свои решения он оформляет в форме приказов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: