Под организацией научных исследований подразумевают систему взаимосвязанных структур и функций, обеспечивающих оптимальный режим и непрерывное совершенствование научного труда с целью получить наилучшие результаты.
В соответствии с иерархией структур научных учреждений и ведомств различают организацию исследований на разных уровнях:
– труда научного работника;
– работы подразделений научного учреждения;
– деятельности объединений научных учреждений в системе академий и министерств.
Важное место в повышении эффективности научной деятельности занимает научная организация труда (НОТ), основные положения которой предусматривают:
– высокую организованность труда научного работника;
– строгое соблюдение режима и гигиены умственного труда;
– плановость работы;
– критику и самокритику;
– контролирование и точное фиксирование результатов работы;
– обеспечение резерва в научной работе;
– использование средств для автоматизации вспомогательных операций;
– систему методов и упражнений по совершенствованию памяти научного работника;
– коллективность в научной работе.
Принципами НОТ должны владеть все научные работники и особенно важно, чтобы их усвоили молодые, начинающие исследователи, в том числе аспиранты и студенты.
Научное творчество становится все более коллективным, что обусловлено, с одной стороны, концентрацией ученых в научных учреждениях, а с другой – расширением совместных научных поисков.
Поэтому особое внимание приобретают вопросы организации научных коллективов, структура которых должна обеспечивать возможность кооперации и специализации труда ученых и углубления знаний в определенных направлениях, четкое распределение обязанностей и равномерность загрузки исполнителей, проведения работ с наибольшим эффектом, создание единой системы планирования, организации и контроля выполнения работ.
|
Важную роль в науке играет руководитель, обычно назначаемый из числа наиболее квалифицированных и авторитетных научных работников. Он формирует научную тематику, организует ее выполнение и несет персональную ответственность за результаты деятельности руководимого им коллектива.
Управление научными исследованиями представляет собой целенаправленное воздействие на коллективы научных работников для организации и координации их деятельности в процессе производства новых научных знаний и эффективного использования их на практике.
Различают экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления исследованиями.
Экономические методы управления определяются производственными отношениями и уровнем развития страны. С одной стороны, государство централизованно финансирует из бюджета научные исследования, устанавливает фонд зарплаты, а с другой – поощряет исследования на основе хоздоговоров и частных инвесторов.
Организационные методы существуют в форме организационного и распорядительного воздействия. Методы организационного воздействия определяют устойчивые отношения и связи научного учреждения, например, его структуру, нормативные документы. Распорядительное воздействие – более активная и гибкая форма. Оно направлено на устранение возникающих в ходе выполнения НИР различных отклонений от поставленных администраций задач и реализуется в форме приказов и распоряжений.
|
Социально-психологические методы учитывают специфику творческого интеллектуального труда в науке. Эти методы приобретаю особое значение в условиях коллективного исследования, что ставит перед наукой ряд новых задач. Разрешить их можно только путем социальных, воспитательных, психологических и морально-этических мер воздействия на научного работника.
Управление научными исследованиями включает ряд функций:
– подбор, расстановка, повышение квалификации и воспитание научных кадров;
– планирование;
– оперативное управление и контроль за выполнением;
– внедрение результатов научной работы;
– организация службы научно-технической информации;
– развитие научного коллектива учреждения;
– совершенствование организации научного труда;
– организация финансовой деятельности и зарплаты сотрудников;
– материально-техническое обеспечение научных исследований;
– охрана собственности;
– обеспечение учета и отчетности;
– охрана труда, улучшение бытовых условий работников.
Процесс управления НИР многогранен, имеет свои специфические особенности и закономерности. Он включает следующие основные операции: определение цели управления, сбор информации и ее переработку; принятие решения; организацию выполнения принятого решения; учет и контроль за выполнением решения. Этот процесс непрерывен, в нем задействован ряд лиц (руководителей и исполнителей). Круг вопросов, по которым принимают решения руководители коллективов (группа, кафедра и лаборатория, директор или ректор), различен.
|
Ответственный исполнитель – руководитель на рабочем месте. Руководит техническим персоналом, научными сотрудниками, в первую очередь молодыми. Непосредственно участвуя в процессе исследований, он осуществляет оперативное управление, контроль за выполнением темы НИР, внедрением полученных результатов в производство.
Заведующий лабораторией (кафедрой) отвечает за планирование НИР, внедрение, совершенствование НОТ, осуществляет воспитание и руководит повышением квалификации. Он координирует НИР между ответственными исполнителями. Руководитель решает перспективные проблемы, руководит публикаций результатов, оформлением заявок на изобретения и т.д.
Руководитель учреждения принимает решение о подборе и расстановке кадров, решет вопросы перспективного развития, определяет функции каждого подразделения. Свои решения он оформляет в форме приказов.