Обоснование тем научных исследований




В зависимости от масштабности решаемых исследовательских задач различают понятия научных направлений, проблем, тем и вопросов, формулирование и обоснование которых входит в задачу первого этапа научных исследований.

Под научным направлением понимают сферу научных исследований коллектива научных работников, направленных на решение целого комплекса задач (крупных фундаментальных, экспериментально-теоретических) в определенной отрасли науки. Научное направление включает в себя более мелкие структурные единицы – проблемы. Под проблемой понимают сложную, актуальную, научную задачу, которая охватывает значительную область исследования, имеет перспективное значение и состоит из нескольких исследовательских тем. Тема – это научная задача, охватывающая всю область научного исследования конкретного объекта. Каждая тема состоит из нескольких вопросов, под которыми понимают мелкие научные задачи, относящиеся к отдельным узким областям научного исследования.

Вначале, исходя из научного направления, формулируется проблема, например, разработать теорию, установить закономерности, решить комплекс научных задач. Решение проблемы имеет, зачастую, теоретическое значение. Полезность и экономический эффект в результате ее решения иногда можно определить лишь ориентировочно. При разработке темы выдвигается конкретная задача (разработать прогрессивную технологию, новый материал, машину и т.д.), результаты решения этих задач имеют не только теоретическое значение, но, главным образом, практическое, поскольку можно установить экономический эффект от реализации этих решений.

Постановка проблем или выбор тем является трудной, ответственной задачей. Вначале на основе анализа противоречий исследуемого направления формулируют основную комплексную проблему, определяют в общих чертах ожидаемый результат. После постановки осуществляется детальная разработка структуры проблемы, заключающаяся в формулировании отдельных тем, подтем и вопросов, т.е. составляют древо проблемы и выявляют ориентировочные предметы и области исследований. В заключение обосновывается актуальность проблемы, т.е. важность и срочность ее решения на данном этапе для науки и техники. Этот этап имеет важное значение, так как возможно дублирование исследований. При обосновании отдельных проблем происходит их коллективное обсуждение на заседаниях ученых советов, кафедр, лабораторий, по итогам которых принимается решение.

После обоснования проблемы и установления ее структуры, приступают к выбору темы научного исследования, что зачастую более сложно сделать, чем провести само исследование. К теме предъявляют ряд требований:

– она должна быть актуальной, т.е. важной и требующей скорейшего разрешения в настоящее время;

– должна иметь научную новизну, т.е. вносить вклад в систему научных знаний. Необходимо отличать научную задачу от инженерной. Если разрабатывается новая задача, но на основе уже открытых законов, то это область инженерных разработок, а не научных исследований;

– должна быть экономически эффективной и внедряемой в производство хотя бы в перспективе. Любая прикладная тема должна давать эффект, поэтому выбор темы должен базироваться на специальном технико-экономическом расчете. Для теоретических разработок требование экономичности может уступать место требованию значимости (престиж, фундамент для прикладных исследований и пр.);

– должна соответствовать профилю научного коллектива, его квалификации и компетентности.

При обосновании темы важную роль играют контакты с ведущими учеными, тщательное знакомство с состоянием вопроса, хорошее знание производства и его запросов, работа в коллективе с научными традициями и разрабатывающем комплексную проблему.

В ряде случаев при планировании тем возникает потребность в выборе наиболее перспективных, экономически обоснованных тем (например, представлен ряд тем для включения в план). В этом случае необходимость выполнения темы следует оценивать с помощью численных критериев.

Простейшим критерием является экономическая эффективность от использования:

kэ = Эп / Зп, (3.1)

где kэ коэффициент экономической эффективности;

Эп – предполагаемый экономический эффект от внедрения;

Зп – затраты на научные исследования.

Чем выше значение коэффициента kэ, тем эффективнее тема.

Для уточнения критерия эффективности в условиях неопределенности учитывают вероятностный риск р

, (3.2)

а на этапе внедрения – объем внедряемой продукции и период внедрения

, (3.3)

где С г – стоимость продукции за год после освоения и внедрения;

Т – продолжительность внедрения в годах;

З 0 – общие затраты на освоение (НИР и ОКР и годовые затраты на изготовление продукции по новой технологии).

Возможно применение метода экспертных оценок. Методика его состоит в следующем. Подбирают состав экспертов и устанавливают оценочные показатели по отдельным аспектам (актуальность, экономичность, внедряемость). Каждому показателю назначают коэффициент значимости и задают оценочную бальную шкалу. Тема, получившая максимальный балл, считается наиболее перспективной. Суммарный балл вычисляют по формуле

, (3.4)

где pi – балл i -го оценочного показателя;

mi – коэффициент значимости i -го показателя;

n – число оценочных показателей по теме.

При выборе темы для студенческой научно-исследовательской работы следует иметь в виду, что она должна быть привязана к основным проблемам угледобывающей отрасли и соответствовать направлению исследований на кафедре. Заканчиваться работа должна решением конкретного актуального вопроса, использование которого возможно при реальном дипломном проектировании и в квалификационной работе магистра.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: