Мероприятия по природоохранной деятельности




ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы курсового проекта связана с огромными масштабами негативных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду, что обусловило рост научно-исследовательских и практических работ в области экономической оценки этих последствий, и, в первую очередь, последствий загрязнения окружающей среды, т.е. экологического ущерба. Недооценка последнего приводит к искажению показателей социально-экономического развития регионов. Адекватная и реалистичная экономическая оценка природоохранных мероприятий имеет важное значение для принятия обоснованных экономических решений на основе сопоставления выгод и затрат.

На сегодняшний день человечество стоит на пороге глобального экологического кризиса, вызванного нерациональной деятельностью человека. Поэтому сегодня, как никогда, приобретает актуальность соблюдение всех экологических требований всеми хозяйствующими субъектами. Современная экономика, прежде всего, призвана обеспечить рациональное использование природных ресурсов, поэтому в данной работе речь пойдет о природоохранных мероприятиях и затратах по ним, которые необходимо осуществлять всем хозяйствующим субъектам в целях минимизации отрицательного воздействия на окружающую среду.

В процессе производственно-хозяйственной деятельности человек оказывает все более возрастающее и многообразное воздействие на природную среду, изменяя ее состав. Природоохранные мероприятия, осуществляемые предприятием, должны полностью компенсировать отрицательное воздействие производства на природную среду. Кроме того, предприятие возмещает ущерб, причиненный за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов, несет материальную ответственность за несоблюдение законодательства об охране природы.

Цель работы - оценить эффективность природоохранных мероприятий на предприятии.

Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

изучить теоретические аспекты природоохранной деятельности предприятий

выделить главные проблемы природоохранной деятельности в Республике Беларусь;

назвать мероприятия по природоохранной деятельности;

предложить пути повышения природоохранной деятельности на предприятий.

Объект изучения - природоохранная деятельность на предприятии.

Предмет изучения - природоохранная деятельность на предприятии, которая выступает неотъемлемым слагаемым государственной политики и во все возрастающей степени учитывается в экономических механизмах функционирования предприятий.

 


 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫОРГАНИЗАЦИИ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1 Природоохранная деятельность предприятия

 

В последние время развитие общественного производства осуществляется высокими темпами, что приводит к расширению негативного воздействия общества на природу, неблагоприятным изменениям окружающей среды, загрязнению веществами, вредными для живых организмов, нарушению динамического равновесия природных систем. Природоохранная (экологическая) деятельность занимает важное место на всех уровнях управления экономикой: она выступает неотъемлемым слагаемым государственной политики и во все возрастающей степени учитывается в экономических механизмах функционирования предприятий.

Главным аналитическим и координирующим центром природоохранной деятельности в РБ является Государственный комитет по охране окружающей среды, основными направлениями деятельности которого являются: комплексное управление природоохранной деятельностью в стране; координация деятельности органов власти в этой области; утверждение нормативов, правил и стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения и др.

В той или иной степени природоохранные функции выполняют Министерство природных ресурсов РБ, Государственный комитет РБ по земельным ресурсам и землеустройству, Государственный комитет РБ по стандартизации, метрологии и сертификации, Федеральная служба РБ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство РБ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения РБ и другие государственные организации.

В рамках конкретного предприятия природоохранная деятельность должна быть включена в сферу производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Эффект природоохранной деятельности каждого конкретного предприятия определяется в масштабах всего государства.

Основополагающими принципами природоохранной деятельности предприятий служат:

• рациональное природопользование и максимально возможное снижение отходов;

• внедрение замкнутых технологических циклов, энергосберегающих технологий, вторичное использование материалов в производственном процессе;

• сокращение выбросов вредных веществ на всех стадиях производственного цикла.

Одной из форм компенсации экологической опасности предприятий принято считать внесение платы за загрязнение окружающей среды, а также платежей за пользование природными ресурсами. Основной целью установления платежей за загрязнение является не только стимулирование рационального природопользования, но и создание системы экологических фондов, средства которых используются для улучшения экологической ситуации.

Величина платы за загрязнение окружающей среды складывается из издержек загрязнения, которые включают суммарные (текущие и капитальные) затраты предприятий на проведение природоохранных мероприятий (они отражаются в льготах при выплате платежей) и затраты региона по компенсациям отрицательных последствий загрязнения окружающей среды. Расчет платежей за загрязнение осуществляется предприятиями самостоятельно на основе единых нормативов плат за выбросы (сбросы, размещение) вредных веществ. Платежи предприятия за загрязнение окружающей среды корректируются с учетом средств, затраченных на природоохранные мероприятия.

Кроме обязательных платежей за загрязнение окружающей среды предприятие может осуществлять добровольные взносы в городской резервный фонд охраны природы. При этом вложение дополнительных средств в природоохранные мероприятия означает приверженность предприятия принципам социальной ответственности перед обществом.

Возрастающий интерес общества к вопросам экологической безопасности предприятий вызвал необходимость развивать новое направление деятельности - экологический менеджмент. Внедрение систем экологического менеджмента предполагает идентификацию экологических аспектов и воздействий, выражение их значимости, определение экологической политики и экологической программы предприятия, формирование организационных структур управления природоохранной деятельностью предприятий (персонал, распределение функций и ответственности).

Предварительным этапом внедрения системы экологического менеджмента является проведение экологического аудита. В рамках экологического аудита оценивается исходное состояние системы управления природоохранной деятельностью предприятия, проводится анализ ее соответствия требованиям стандарта ISO 14 001. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по формированию системы экологического менеджмента или повышению ее эффективности.

 

Проблемы природоохранной деятельности и их решение в Республике Беларусь

 

Беларусь как и весь современный мир постоянно сталкивается с экологическими проблемами, связанными с хозяйственной деятельностью человека.

Государственная политика в сфере природопользования направлена на обеспечение экологически безопасных условий для проживания людей, снижение негативного антропогенного воздействия на окружающую среду, рациональное и экономное использование природных ресурсов.

Для снижения негативного антропогенного воздействия на окружающую среду в Беларуси созданы особо охраняемые природные территории. К ним относятся Березинский биосферный заповедник и 4 национальных парка: Беловежская пуща, Браславские озера, Припятский и Нарочанский (общая площадь 478,6 тыс. га), а также 99 заказников республиканского значения (936,3 тыс. га) и 414 - местного значения (292,4 тыс. га); 337 памятников природы республиканского значения и 569 местного (16,5 тыс. га). Общая площадь особо охраняемых территорий составляет 1723,8 тыс. га, или 8,3% территории Беларуси.

Под охраной государства находятся и отдельные объекты, причисленные к памятникам природы. В числе республиканских памятников природы преобладают геологические - преимущественно крупные валуны и их скопления. Они расположены в основном на территории Витебской, Гродненской и Минской областей. Биологические памятники природы представлены преимущественно отдельными вековыми деревьями, группами деревьев редких пород, а также парками-памятниками. Биологическими памятниками природы признаны ботанические сады.

Борьба с изменением климата является приоритетным направлением природоохранной политики Беларуси. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды разрабатывает Государственную климатическую программу на 2008-2012 годы и на период до 2020 года.

Большое внимание в Беларуси уделяется международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды. На постоянной основе поддерживаются контакты с межправительственными организациями: Программой ООН по окружающей среде, Всемирной метеорологической организацией, Европейской экономической комиссией ООН, Глобальным экологическим фондом, секретариатами экологических конвенций и др. Республика Беларусь является участником трех глобальных экологических конвенций: Конвенции о биологическом разнообразии, Рамочной конвенции ООН об изменении климата, Конвенции по борьбе с опустыниванием. В настоящее время Беларусь участвует в более чем 20 многосторонних экологических международных договорах (конвенции и протоколы).

Самая серьезная на сегодняшний день проблема для Беларуси - это преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В зоне радиоактивного загрязнения оказались 46,5 тыс. кв. км, или 23% территории страны. Для сравнения: в Украине - 5%, в РБ - 0,6% аналогичных территорий. Одновременно свыше 10% площади республики было загрязнено опасными радиоизотопами стронция-90 и плутония.


 

2. АНАЛИЗ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

 

Первоначально необходимо сделать краткое описание предприятия, то есть время его основания, правовую форму и т.д. Организационно-правовая форма может быть государственной, частной, муниципальной, смешанной, семейной и так далее.

Следующим этапом идет анализ деятельности предприятия или нескольких ее направлений, которые являются основополагающими для его существования. Затем описывают цели работы компании и ее мощности. При этом учитывают все обстоятельства (внешние факторы, вид продукции и ее особенности или характер оказываемых услуг). Этот пункт, который включает в себя организационно-экономическая характеристика предприятия, требует большой работы и сложного анализа хозяйственной деятельности. В зависимости от требований этот параграф может несколько отличаться для отдельной работы или организации.

Экономическая характеристика предприятия содержит главные показатели работы, финансовые результаты и т.д. Характеристика может состоять из анализа и описания не только основного производства, а и его филиалов подсистем и других подразделений, имеющих к нему отношение.

Особенно это касается современных крупных предприятий. Это многочисленные отделы, занимающиеся управлением, аналитической работой, сбором информации, распределением финансов и материалов, производственной деятельностью и другими видами работ. Все это сложная организационная структура. Иногда организационно-экономическая характеристика предприятия составляется для анализа его деятельности и выявления проблемных зон. От слаженной работы всех подразделений зависит работа любой организации. Она должна соответствовать его целям и условиям производства.

Характеризуя организационную структуру предприятия, можно составить ее схему. При этом описываются функции и обязанности каждого отдельного подразделения и звена. Далее следует оценка эффективности работы каждого из них путем вычисления соответствующих показателей. При составлении характеристики нужно рассмотреть обеспеченность трудовыми ресурсами.

Также оценивается их уровень подготовки и квалификация. Одним из важных показателей является текучесть кадров и ее причины. В заключение дается оценка эффективности управления трудовыми ресурсами. Обычно персонал подразделяют на обслуживающий персонал, служащих, рабочих, специалистов и руководителей.

Структура трудовых ресурсов в основном зависит от соотношения этих категорий. Организационно-экономическая характеристика предприятия должна содержать и описание стратегии дальнейшего развития, а также его приспособленность к современным условиям рынка. Обязательно нужно дать оценку состояния деятельности предприятия, его жизнеспособность или уровень развития.

Заключительная часть характеристики содержит анализ экономической деятельности предприятия, на основе основных показателей. К основным критериям относят себестоимость или текущие затраты, валовую прибыль, чистую прибыль, экономический эффект и некоторые другие. Таким образом, можно дать полную оценку деятельности предприятия и сделать его полную организационно-экономическую характеристику.

 

Мероприятия по природоохранной деятельности

 

Экологический паспорт предприятия, финансовая документация, материалы бухгалтерского учета и статистической отчетности позволяют осуществлять такую оценку в целях анализа эффективности природоохранной деятельности и ее планирования.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по ее охране.

Планирование природоохранной деятельности предприятия начинается со всестороннего ее анализа в базовом периоде. Определяется степень выполнения плана по всем разделам и подразделам, выявляются причины отклонений от плановых заданий, анализируется полученный природоохранный эффект.

Обычно в планах находят отражение следующие аспекты природоохранной деятельности: разработка и совершенствование технологических процессов с целью сокращения негативного воздействия на окружающую среду; строительство, реконструкция и оборудование природоохранных и ресурсосберегающих объектов; содержание и эксплуатация очистных сооружений и утилизационных установок, повышение эффективности их использования; планируемое снижение (при расширении производства возможно увеличение) выбросов (сбросов, отходов) по отношению к базовому году; разработка экологического паспорта предприятия; контроль за работой природоохранных объектов; экологический аудит и др. Определяются: общая сумма природоохранных затрат (в том числе объем капитальных вложений); источники финансирования (собственные природоохранные фонды, местные бюджеты и др.); сроки начала и окончания работ; поквартальное освоение средств; ожидаемый природоохранный эффект.

Основой разработки мероприятий раздела «Охрана атмосферного воздуха» является прогноз воздействия предприятия на состояние воздушного бассейна. При этом учитывается соотношение устанавливаемых для предприятия лимитов, т.е. относительного ограничения выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ, роста объемов производства и изменение его структуры. Проведение мероприятий по охране атмосферного воздуха должно быть направлено на максимальное снижение количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу с газами и отходящим от стационарных источников и передвижных транспортных средств воздухом.

В перспективных и годовых планах разрабатываются мероприятия, обеспечивающие снижение концентрации вредных веществ в приземном слое атмосферы до установленных норм.

Определяются перспективная и годовая потребность в водных ресурсах, объем сточных вод и его соответствие лимиту допустимых сбросов сточных вод в поверхностные водоемы. При этом объем водопотребления рассчитывается исходя из расходов на производственные и хозяйственно-бытовые нужды (включая санитарные бытовые и хозяйственные цели предприятия), а также роста производства и прогрессивных норм водопотребления.

Объем оборотной и повторно-последовательно использованной воды включает суммарные объемы, потребленные каким - либо цехом или установкой и переданные другому субъекту на данном предприятии либо полученные от других предприятий и истраченные на производственные нужды. Степень рационального водопользования определяется долей (уровнем) оборотной и повторно-последовательно использованной воды в общем объеме потребления на производственные нужды. Рассчитывается как отношение оборотной и повторно-последовательно использованной воды к суммарному объему этой воды и потребленной на производственные нужды свежей воды.

Объем водоотведения планируется на основе данных об объемах производства и с учетом действующих норм водоотведения. Из общего объема водоотведения выделяют сброс сточных вод в поверхностные водоемы с различной степенью очистки: нормативно-чистые воды, нормативно-очищенные и загрязненные сточные воды. Рассчитывается (в процентах) отношение объема сброса нормативно-очищенных вод к общему объему стоков, подлежащих очистке.

В разделе «Охрана и рациональное использование земель» отражаются общая площадь земель предприятия, данные о трансформации земельных угодий с целью их рационального использования, сведения о создании (расширении) защитных зеленых зон и сокращении площади нарушенных земель.

В результате хозяйственной деятельности ряда предприятий неуклонно увеличивается площадь нарушенных земель, к которым относятся карьерные выемки, траншеи, деформированные поверхности шахтных полей (оседания, прогибы, провалы), отстойники и хвостохранилища обогатительных фабрик, отвалы (золоотвалы электростанций, отвалы шлака металлургических заводов и т.п.), площади буровых скважин, промплощадки ликвидированных предприятий или отдельных их объектов и др. Такие территории нуждаются в рекультивации.

Все более актуальной и сложной становится проблема накопления на ряде предприятий отходов производства, в связи с чем в планах природоохранной деятельности выделяют отдельный раздел «Обращение с отходами производства и потребления». Здесь отражаются наличие отходов на начало планируемого периода (года), их образование, использование (утилизация удаление с территории предприятия, наличие отходов на конец планируемого периода (года). Намечается проведение мероприятий, направленных на уменьшение объема образования отходов производства и потребления, их переработку и использование.

В разделе «Охрана и рациональное использование минеральных ресурсов» отражают мероприятия по совершенствованию методов разработки месторождений полезных ископаемых и улучшению использования добываемого сырья. Этот раздел планируется на предприятиях добывающих отраслей промышленности.

Мероприятия, включаемые в план по охране окружающей среды, должны быть обоснованы расчетами экономической эффективности с учетом материально-технического и финансового обеспечения. Учитывается также социальная значимость проводимых на предприятии природоохранных мероприятий.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: