Понятие «менеджмент», вошедшее в наш лексикон с началом рыночных преобразований, формально аналогично понятию «управление» вообще, хотя при его определении чаще делается акцент на функции управления на уровне предприятия, корпорации или иного хозяйствующего субъекта, действующего на рынке.
Экологический менеджмент (ЭМ) - специальная область управления, заключающаяся в регулировании сознательного воздействия человека на природные процессы и объекты окружающей среды для удовлетворения своих экологических, экономических, культурных и других потребностей при условии устойчивого развития общества и сохранения природы.
Система экологического менеджмента - это совокупность принципов, методов, форм и средств организации и рационального управления природопользованием, охраной окружающей среды и экологической безопасностью человеческой деятельности на всех уровнях управленческой иерархии (от индивидуального предпринимателя и предприятия до государства и международного сообщества) Необходимость экологического менеджмента на предприятии во многом объясняется усложнением условий существования человека в современном мире, проявлением экологических проблем, касающихся не только производственников, но и всех живущих на земле.
Экологический менеджмент предприятия охватывает все аспекты управления предприятием, связанные с охраной окружающей среды: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Он не сводится исключительно к деятельности специализированной природоохранной службы предприятия, но распространяется на весь работающий персонал и практически на все виды производственно-хозяйственной деятельности, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, производство, распределение, маркетинг и т.д.
|
В XX в. экоменеджмент чаще всего рассматривался администрацией предприятия как обременительная обязанность по обеспечению государственных требований. Он не представлял экономического интереса, поэтому на предприятиях, как правило, отсутствовала четкая экологическая политика. Вопросами охраны окружающей среды ведали ответственные специалисты (природоохранная служба) в рамках своих должностных инструкций. Приоритет в природоохранной деятельности отдавался очистным технологиям, т.е. действиям «на конце трубы» в соответствии с нормами государственного экологического контроля. Планы и результаты природоохранных мероприятий были малодоступны для внешних заинтересованных лиц, практиковалось утаивание отрицательных результатов, отсутствовала независимая экологическая оценка деятельности предприятия третьей стороной (аудит). Все это способствовало имитации эффективного экологического управления и скрывало его реальную низкую результативность.
Только в 1990-е гг. отчетливо проявились характерные черты нового экологического менеджмента, располагающего к получению прямых и косвенных экономических эффектов, формируя позитивный имидж предприятия.
Все это привело к новым подходам в ЭМ, целью которого становится не просто соответствие предприятия нормам природоохранного законодательства, но разработка собственной целенаправленной экологической политики, направленной на достижение максимальной экологической безопасности процессов производства и потребления выпускаемой продукции и обеспечение ее конкурентоспособности.
|
При внедрении ЭМ решающая роль отводится руководству предприятия, которое несет основную ответственность за систему менеджмента и привнесение экологических аспектов в разработку политики предприятия. Руководство должно позаботиться о выделении финансовых средств, подборе специального персонала, определении необходимых мер для успешной работы системы ЭМ.
Важным элементом системы ЭМ является собственно экологическая политика предприятия, которая отражает признание им приоритета охраны окружающей среды в процессе производства продукции (или услуг).
Исходя из экологических целей вырабатывается экологическая программа, которая содержит конкретные мероприятия, указывает сроки и ответственных за их выполнение, объем необходимых финансовых средств. Через реализацию мер, включенных в экологическую программу, осуществляется экологическая политика предприятия и действует система ЭМ.
В соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 14001 система ЭМ предполагает создание специальной документации (руководство по системе ЭМ, рабочие и технологические инструкции или организационные планы), позволяющей осуществлять контроль за соблюдением требований системы ЭМ. Для информирования общественности и всех заинтересованных лиц об экологических аспектах деятельности предприятия должна вестись ежегодная экологическая отчетность, отражающая процесс экологизации субъектов хозяйствования. Проверка и оценка действенности системы ЭМ осуществляются посредством экологического аудита.
|
3.3 Организационно-экологические мероприятия и их эффективность.
Важной формой контроля за соответствием деятельности предприятий требованиям экологических норм и правил является экологический аудит. По определению Международной торговой палаты, экологический аудит - это инструмент управления, состоящий в систематизированной, документально подтвержденной, объективной оценке соответствия организационной системы управления и функционирования производственных процессов экологическим требованиям.
В общем виде аудит (от англ. audit - проверка, ревизия) - это процесс получения и оценки объективных данных о какой-либо профессиональной деятельности и установления уровня их соответствия определенным критериям, нормам и стандартам. По сравнению с обычным контролем аудит имеет ряд преимуществ: достоверность, независимость, объективность, повторяемость, понятность. Первоначально его использовали в сфере финансовой деятельности субъектов хозяйствования для проверки аудиторской службой точности (правильности) бухгалтерской отчетности и других документов финансово-хозяйственной деятельности компаний, предприятий, учреждений. Впоследствии процедуры аудита стали широко использоваться Для совершенствования эффективности деятельности субъектов хозяйствования в других направлениях: аудит качества, энергетический аудит, экологический аудит и т.д.
Оценка предприятиями экологических аспектов деятельности стала активно применяться в США в 1970-х гг. после принятия федерального закона о национальной политике в области окружающей среды, предусматривающего юридическую ответственность за нанесение ущерба природе. Поскольку по форме проведения процедура оценки напоминала финансовый аудит, она получила название экоаудита. В 1980-х гг. экологический аудит вошел в практику индустриально развитых стран Европы, что обусловило в дальнейшем принятие Евросоюзом специального Постановления об экоаудите (1993). К этой процедура проявляют интерес многие международные организации. Так Международная торговая палата начала использовать экоаудит в качестве метода внутреннего административного управления для усиления контроля за производственной деятельностью и соответствием стратегии компаний нормам экологического законодательства. К началу 1990-х гг. экологический аудит взяли на вооружение коммерческие банки в целях минимизации рисков неплатежей по ссудам заемщиков и в процедурах выработки решений по финансированию компаний и фирм в зависимости от степени их экологической благонадежности.
Объектом экологического аудита могут выступать действующие и строящиеся предприятия и организации, деятельность которых оказывает или может оказывать воздействие на окружающую среду. Экоаудит нацелен на выявление существующих или потенциальных проблем, связанных с негативным экологическим воздействием хозяйствующих субъектов, и выработку мер по их решению.
Осуществление экологического аудита (экологическое аудирование) может быть обязательным и добровольным.
Обязательный аудит проводится для организаций и видов деятельности (например, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду или в залог при ипотеке и пр.), перечень которых утверждается специально уполномоченным органом по экологическому аудиту, а также может инициироваться специально уполномоченными государственными органами при урегулировании исков к нарушителям природоохранного законодательства.
Добровольный (инициативный) экоаудит проводится исключительно по инициативе хозяйствующего субъекта в процессе создания и внедрения системы управления окружающей средой, контроле за эффективностью ее функционирования.
В зависимости от того, кто проводит аудирование, различают внутренний (проводится аудиторами из числа работников предприятия) и внешний аудит (проводится независимой командой аудиторов). Внутренний экоаудит является важным инструментом, обеспечивающим функционирование системы управления окружающей средой в организации, однако при его проведении не всегда достигается объективность. Обязательное аудирование может быть только внешним.
В процедуре экоаудита участвуют три стороны: инициатор (клиент, заказчик), аудитор (аудиторская фирма), проверяемый объект.
В практике экологического аудирования используются методы анкетирования, материальных балансов, картографический, технических расчетов.
В соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» экологический аудит - это независимая комплексная документированная проверка соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований (в том числе нормативов и технических нормативных правовых актов) в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по снижению (предотвращению) вредного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Так же, как во всем мире, в Беларуси экоаудит проводится в целях обеспечения экологической безопасности, определения путей и способов уменьшения риска вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Он осуществляется в добровольном либо обязательном порядке, за счет собственных средств юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Порядок проведения экологического аудита устанавливается законодательством. При приватизации предприятий, а также при банкротстве или ликвидации юридического лица, банкротстве или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, экоаудит проводится в обязательном порядке.
Важным инструментом управления природопользованием является экологическое лицензирование - выдача субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий), закрепляющих юридическое право на занятие отдельными видами деятельности при заданных экологических ограничениях и природно-ресурсных лимитах.
Экологическое лицензирование проводится с целью максимального снижения отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и предотвращения вреда, который может быть нанесен интересам общества и здоровью людей.
Лицензирование в области охраны окружающей среды осуществляется специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления. Его правовую основу составляет декрет президента от 14.07.2003 г. № 17 (с изменениями и дополнениями от 10.04.2008 г. № 6), которым утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности.
К деятельности, которая непосредственно связана с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду и лицензирование которой осуществляет Минприроды.
Лицензии выдаются сроком на пять лет с возможностью неоднократного продления по заявлению лицензиата. Лицензирование является административным способом управления, но именно в рыночных условиях при наличии различных форм собственности появилась необходимость в лицензировании отдельных видов деятельности. Механизм лицензирования широко используется в хозяйственных отношениях и является средством контроля со стороны государства за качеством подлежащей лицензированию деятельности, а также средством защиты интересов потребителей.
С целью контроля за соблюдением предприятиями экологических нормативов (в том числе технологических), комплексного учета используемых природных и вторичных ресурсов и определения уровня влияния производства на окружающую среду осуществляется экологическая паспортизация субъектов хозяйствования.
Экологический паспорт содержит сведения об использовании предприятием природных и вторичных ресурсов, влиянии его хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и предназначен для определения соответствия уровня производства наилучшим доступным техническим методам, к которым относятся: технологические процессы; порядок организации производства; методы производства продукции и энергии, выполнения работ или оказания услуг, обеспечивающие сокращение или предотвращение объемов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, уменьшение образования отходов, рациональное использование природных ресурсов и энергии. Данные методы наиболее эффективны в обеспечении нормативов качества окружающей среды при условии экономической целесообразности и технической возможности их применения.
Экологический паспорт предприятия состоит из двух частей проектной и эксплуатационной. Для действующих предприятий обе части паспорта заполняются одновременно на основании проектных или других имеющихся документов.
К экологическому паспорту предприятия прилагаются приложения - копии отчетных и других документов. Поскольку заполнение экологического паспорта является достаточно сложной процедурой, он обычно составляется не самим предприятием, а специализированной организацией, аккредитованной на оказание данной услуги и действующей на основании договора, заключенного с потребителем в соответствии с требованиями законодательства. Паспорт направляется в территориальный орган Минприроды для проверки расчетов и согласования. Данные экологического паспорта позволяют проанализировать экологические аспекты хозяйственной деятельности предприятия и разработать программу мероприятий по снижению нагрузки его производства на окружающую среду.
воздушный бассейн прогноз природоохранный
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Грамотно организованная утилизация отходов очень важна для успешного ведения конкурентоспособного хозяйства, к тому же эта сфера находится под пристальным государственным контролем. Тем не менее, хозяйств, оснащенных современными очистными сооружениями, в Беларуси единицы.
В последние несколько лет в нашей стране наблюдается резкий рост строительства и реконструкции животноводческих и птицеводческих комплексов. Практически все предприятия, построенные после 2000 года, стараются применять только новейшие технологии и современное оборудование.
Пока единственным путем существенного уменьшения загрязнения окружающей среды являются малоотходные технологии. В настоящее время создаются малоотходные производства, в которых выбросы вредных веществ не превышают предельно допустимых концентраций, а отходы не приводят к необратимым изменениям природы. Используется комплексная переработка сырья, совмещение нескольких производств, применение твердых отходов для изготовления строительных материалов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Арустамов Э.А., Природопользование: Учебник 2-е изд., перераб. И доп.-М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2000.
2. Бобылев С.П., Перелет Р.А. Раздел "Экономика" // Приоритеты национальной экологической политики /Под ред. В.М. Захарова. М.: Наука, 1999.
. Быков А.А. Моделирование природоохранной деятельности: Учебное пособие. - М.: НУМЦ Госкомэкологии, 1998.
. Василенко В.А. Экология и экономика: проблемы и поиски путей устойчивого развития: Аналит. Обзор. - Новосибирск, 1995. Отв. ред. Г.М. Мкртчян.
5. Владимиров А.М. и др. Охрана окружающей среды. Санкт-Петербург: Гидрометеоиздат, 1991.
6. Гирусов Э.В., Бобылев С.Н., Новоселов А.Л., Чепурных Н.В. Экология и экономика природопользования. М.: ЮНИТИ, 1998.
7. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. М.: Аспект-Пресс, 1995.
. Голуб А. А, Струкова Е. Б. Экономика природных ресурсов. - М.: Аспект Пресс, 1999.