Асинхронной называется машина, в которой возбуждается вращающееся магнитное поле, а ротор вращается со скоростью, отличной от скорости вращающегося магнитного поля.
АМ работают как генераторы и как двигатели. Наибольшее распространение получили асинхронные двигатели (АД). Они используются в электроприводах большинства промышленных механизмов (до 70% используемых двигателей – это асинхронные двигатели).
Специальные АД, например однофазные, используются в бытовой технике и системах автоматики. АД бывают как однофазные, так и двух- и трехфазные. Самые распространенные – трехфазные. Общую теорию АД будем рассматривать на примере трехфазного двигателя.
Устройство АД
Рис. 28. Устройство трехфазного асинхронного двигателя
Статор включает в себя корпус (3), представляющий собой основание всего двигателя. Корпус (стальной или чугунный) крепится к фундаменту или непосредственно к станине производственного механизма. В корпус вмонтирован сердечник (4) – это полый цилиндр, на внутренней поверхности которого по образующей выточены пазы, в которые укладывается медная трехфазная обмотка (обмотка статора). Эта обмотка подключается к трехфазной промышленной сети.
При подключении обмотки статора к трехфазной сети, токи обмотки создают внутри двигателя вращающееся магнитное поле, которое вращается с синхронной скоростью n 1.
Обмотка статора может соединяться либо по схеме «треугольник», либо по схеме «звезда» в зависимости от того, на какое напряжение рассчитана фаза обмотки. При соединении по схеме «треугольник» каждая фаза обмотки подключается на линейное напряжение сети , а при соединении по схеме «звезда» к каждой фазе обмотки подводится напряжение (рис. 29).
|
– напряжения на фазе статора; – напряжение сети.
Рис. 29. Соединение фаз обмотки статора
Ротор представляет собой цилиндр, собранный и листов электротехнической стали и укрепленный на валу 5 (рис. 28). На поверхности ротора вытачиваются пазы, в которые укладывается или заливается обмотка ротора. Эта обмотка не имеет электрической связи с питающей сетью.
Обмотки ротора бывают двух типов – короткозамкнутая и фазная. По типу обмотки ротора асинхронные электродвигатели разделяют на электродвигатели с короткозамкнутым ротором и с фазным ротором.
В короткозамкнутом роторе обмотка состоит из отдельных стержней, заложенных в пазы и соединенных с торцовых сторон кольцами (рис. 30). Такая обмотка носит название беличьего колеса (беличья клетка).
Рис.30. Короткозамкнутый ротор АД
Двигатели с короткозамкнутым ротором простые, удобные, дешевые и надежные. Они наиболее распространены.
У двигателя с фазным ротором (рис. 31, а, б) в пазах пакета ротора уложена обмотка 3 из изолированного провода. Как и обмотка статора, она состоит из трех катушек или трех групп катушек. Начало катушек соединены в звезду на роторе, а концы подведены к контактным кольцам 2, укрепленным на валу ротора. На кольца наложены угольные (графитовые) щетки, закрепленные в неподвижных щеткодержателях (на рис. 31 не показаны). Нажимом щетки на кольца осуществляется скользящий токосъем, т. е. вращающаяся обмотка ротора может быть соединена с неподвижным реостатом, находящим вне двигателя.
|
Двигатель с фазным ротором намного сложнее, чем с короткозамкнутым. Применяются в тех случаях, когда требуется осуществить плавный запуск механизма с большим пусковым моментом.
а б
Рис. 31. Асинхронный электродвигатель с фазным ротором: а − общий вид,
б − ротор; 1 − вал, 2 − контактные кольца, 3 − обмотка ротора, 4 − пакет ротора