Из выражения механической характеристики (71) следует, что возможны три способа регулирования скорости вращения:
1) изменением магнитного потока главных полюсов;
2) изменением сопротивления цепи якоря;
3) регулированием напряжения питающей сети.
Рассмотрим регулирование скорости для двигателя параллельного возбуждения (рис.25).
Рис. 25. Схема включения ДПТ параллельного возбуждения
Механическая характеристика двигателя, снятая при неизменных номинальных значениях напряжения, тока и при номинальных значениях всех сопротивлений, называется естественной механической характеристикой. В противном случае – искусственной.
Для двигателя параллельного возбуждения механическая характеристика имеет вид линейной зависимости:
, (77)
где и .
Рассмотрим все способы регулирования скорости вращения ДПТ.
1) Изменением магнитного потока.
Для изменения магнитного потока требуется изменять ток возбуждения. Для изменения тока возбуждения последовательно с обмоткой возбуждения (ОВ) включается регулировочный реостат, который может увеличивать сопротивление ОВ по отношению к номинальному значению, а значит только уменьшать ток и магнитный поток Ф. Тогда получается:
В выражении механической характеристики коэффициенты n 0 и b будут при этом возрастать. На рис. 26 возросшим значениям магнитного потока соответствуют искусственные характеристики 1 и 2. Из характеристик следует, что изменением магнитного потока можно только увеличивать скорость вращения двигателя по сравнению с номинальной .
2) Изменением сопротивления цепи якоря.
Изменение сопротивления цепи якоря может осуществляться только в сторону увеличения сопротивления. Это можно сделать, включив последовательно с якорем регулировочный реостат.
|
Тогда общее сопротивление цепи якоря может только возрасти
(из- за последовательного соединения реостата), а, значит, возрастает коэффициент b при постоянном значении n 0:
.
Характеристики, соответствующие этому способу регулирования показаны на рис. 26. (линии 3, 4, 5).
Из характеристик следует, что изменением сопротивления якоря можно только уменьшать скорость вращения по сравнению с .
3) Изменением напряжения питающей сети.
Регулирование напряжения сети осуществляется с помощью регуляторов (например, тиристорных), и поэтому данный способ регулирования применяется в тех случаях, когда требуется специальное управление каким-либо технологическим процессом. В этом случае:
изменяется, а .
На рис. 26 такому способу регулирования соответствует характеристика 7.
Рис. 26. Регулировочные характеристики ДПТ
Вопросы для самопроверки
1. Для чего предназначены машины постоянного тока (МПТ)?
2. Для чего предназначен коллектор машины?
3. Какой обмоткой создается магнитное поле МПТ?
4. Какой физический закон лежит в основе принципа работы генератора постоянного тока?
5. Как создается магнитный момент в машине?
6. Запишите выражение ЭДС МПТ и поясните, какие величины в него входят.
7. Запишите выражение электромагнитного вращающего момента МПТ и поясните, какие величины в него входят.
8. Виды потерь в машине постоянного тока.
9. Определение коэффициента полезного действия машины. Зависимость КПД от нагрузки.
|
10. Способы возбуждения в МПТ. Схемы и определения.
11. Что такое реакция якоря в МПТ, каковы ее последствия и способы снижения ее влияния?
12. Запишите основные уравнения, определяющие работу двигателя постоянного тока.
13. Определение, аналитическое выражение и вид механической характеристики двигателей различного типа возбуждения.
14. Условия пуска двигателя постоянного тока.
15. Проблемы пуска двигателя постоянного тока (ДПТ).
16. Как ограничивают пусковой ток в ДПТ?
17. Перечислите способы регулирования скорости вращения ДПТ.
18. Как регулируется скорость вращения двигателя за счет изменения магнитного потока главных полюсов?
19. Как регулируется скорость вращения двигателя постоянного тока при изменении сопротивления цепи якоря?
Задача 2. Двигатель постоянного тока параллельного возбуждения имеет следующие данные: номинальная мощность , напряжение питания номинальная скорость вращения n , сопротивление цепи якоря , сопротивление цепи возбуждения , номинальный коэффициент полезного действия .
Определить:
1.Номинальный ток, потребляемый двигателем, номинальный ток якоря и ток возбуждения.
2. Сопротивление пускового реостата , при котором начальный пусковой ток в цепи якоря составлял 2,5 .
3. Начальный пусковой момент двигателя при заданной кратности пускового тока.
4. Номинальный вращающий момент двигателя.
5. Построить в одной системе координат естественную механическую характеристику и искусственную (при введении пускового реостата ) механическую характеристику. Определить диапазон изменения частоты вращения при номинальной нагрузке.
|
Таблица 2 Тип двигателя и его данные
Тип двигателя | n | |||||
кВт | В | об/мин | % | Ом | Ом | |
2ПН225МУХЛ4 | 79,5 | 0,202 | 62,25 |
Решение
1. Номинальный ток двигателя, номинальный ток якоря и обмотки возбуждения.
Номинальный ток двигателя определяется из соотношений: ;
Отсюда номинальный ток двигателя:
Номинальный ток возбуждения:
В двигателе параллельного возбуждения токи связны уравнением (рис. 25): , где - номинальные токи обмотки якоря и возбуждения соответственно.
Тогда:
2. Сопротивление пускового реостата , при котором начальный пусковой ток цепи якоря составляет .
Пусковой ток двигателя при наличии реостата в цепи якоря равен:
откуда
По условию , следовательно:
3. Начальный пусковой момент двигателя при заданной кратности пускового тока.
Заданная кратность пускового тока .
В двигателе постоянного тока параллельного возбуждения момент
Так как при изменении сопротивления цепи якоря, а , то момент пропорционален току якоря.
Тогда можно записать
Отсюда пусковой момент:
– номинальный момент двигателя.
Номинальный момент двигателя определим из следующих соображений. Так как из (69) , и из (52) и (53) и , можно записать откуда
Тогда для номинального момента
Пусковой момент:
4. Естественная механическая характеристика двигателя.
Механическая характеристика линейна, поэтому для ее построения достаточно определить координаты 2-х точек.
Координаты одной точки уже определены: (). То есть (175,1Н·м; 600 об/мин).
Вторая точка соответствует холостому ходу двигателя, т.е. при М=0.
Из уравнения механической характеристики следует, что скорость холостого хода равна
В номинальном режиме:
и
Тогда
Рассмотрим отношение: , откуда
Механическая характеристика строится по точкам:
(175,1Н·м; 600 об/мин) и (0; 634,6 об/мин) (рис.27).
5. Искусственная механическая характеристика при введении пускового реостата в одной системе координат с естественной (п.4).
Искусственная механическая характеристика также линейна. Кроме того, скорость холостого хода при номинальном напряжении сети не зависит от значения сопротивления цепи якоря. То есть одна точка, соответствующая холостому ходу двигателя, остается от предыдущего расчета.
Для определения второй точки искусственной характеристики воспользуемся выражениями
и
где – скорость двигателя при введении пускового реостата.
Отсюда:
6. Диапазон изменения скорости при номинальной нагрузке.
Диапазон определяется из графика (рис.27): от (380,8 до 600) об/мин.
Рис. 27. Механические характеристики двигателя
АСИНХРОННЫЕ МАШИНЫ(АМ)