Державная семья и потомки.




Летию со дня рождения посвящается

Андреевский кавалер – Великий Князь Александр Михайлович Романов

 

Первого (14) апреля 1866 года в Тифлисе на свет Божий появился Андреевский кавалер (1866) Великий Князь Александр Михайлович Романов (1866-1933), четвертый Августейший сын Великого Князя Михаила Николаевича (1832-1909) и Великой Княгини Ольги Феодоровны (1839-1891), урожденной Принцессы Баден Цецилии Августы фон Церинген, Державный внук Государя Императора (1825-1855) Николая I Павловича «Подвиголюбивого» (1796-1855); адмирал, полевой генерал-инспектор военно-воздушного флота России.

 

Начало служения.

 

Великий Князь в 1886—1889 гг. совершил кругосветное плавание на корвете "Рында"; в 1890—1891 г. на собственной яхте "Тамара" совершил путешествие в Индию, описанное в Его изданиях: "23000 миль на яхте "Тамара".

В 1892 году Великий Князь командовал миноносцем "Ревель"; в 1895 году состоял старшим офицером эскадренного броненосца "Сисой Великий", в 1899 году — броненосца "Адмирал Апраксин", затем Высочайше переведен был в Черноморский флот, где командовал броненосцем "Ростислав"; по Высочайшему производству в контр-адмиралы Великий Князь назначен был младшим флагманом Черноморского флота.

 

Покровитель флота.

 

В 1903 году Великий Князь Высочайше назначен был главноуправляющим торговым мореплаванием и портами Российской Империи.

По вопросам, касающимся военного флота Российской Империи, Великий Князь издал много сочинений, из коих наиболее известна "Морская справочная книга", издаваемая периодически с 1892 г. через 1—2 года, в которой впервые даны были систематизированные сведения о судах русского и иностранных флотов.

В 1904 году Великий Князь Высочайше назначен был председателем особого комитета по усилению Императорского флота на добровольные пожертвования.

Великий Князь состоял председателем Комитета по восстановлению памятников Севастопольской обороны, почетным членом Николаевской морской академии, шефом 73-го пехотного крымского полка, председателем разных обществ и учреждений, в том числе Императорского Русского общества судоходства, Русского технического общества, Общества естествоиспытателей при Санкт-Петербургском Императорском университете.

Конфликт с правительством.

 

Как главноуправляющий отдельной частью, Великий Князь Александр Михайлович стал членом Комитета министров Российской Империи.

В качестве Министра, Великий Князь столкнулся с скрытым, но сильным противодействием всех остальных Министров, не желавших появления в своей среде протокольно не равного им и юридически безответственного члена Императорской Фамилии; кроме того, Министры боялись дальнейшего появления новых ведомств, создаваемых специально под Великих Князей.

В результате сильнейших аппаратных интриг Главное управление было преобразовано в отдел создаваемого Министерства торговли и промышленности, после чего Великий Князь отказался от управления ведомством, уже не соответствующим его высокому рангу.

 

В годы Русско-японской войны.

 

Во время Русско-японской войны (1904-1905) годов Великий Князь руководил подготовкой и действиями вспомогательных крейсеров из пароходов Добровольного флота на вражеских коммуникациях, затем возглавил «Особый комитет по усилению военного Императорского флота на добровольные пожертвования».

В 1905 году Великий Князь принял командование отрядом новых минных крейсеров (эсминцев) Балтийского флота, построенных на собранные этим комитетом средства.

Великий Князь высказывался против посылки 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток, считая её недостаточно сильной. Великий Князь принял непосредственное участие в разработке программ воссоздания флота, стремился привлечь к решению этой задачи внимание органов государственного управления и общественности, выступал активным сторонником постройки качественно новых линейных кораблей.

 

В 1909-1914 годы.

 

В1909 году Великий Князь Высочайше произведён был в чин вице-адмирала, а в 1915 году — адмирала.

Великий Князь Александр Михайлович сыграл большую роль в создании российской Императорской авиации, и был инициатором создания офицерской авиационной школы под Севастополем в 1910 году.

Великий Князь был шефом Императорского военно-воздушного флота.

 

В годы Великой войны.

 

Великий Князь участвовал в Первой мировой войне (1914-1918).

С декабря 1916 года Великий Князь — полевой генерал-инспектор Императорского ВВФ.

В начале 1917 года Великий Князь выступал за создание правительства с участием общественных деятелей (высказываясь против «ответственного министерства»).

 

В годы смуты.

 

После Февральской революции (1917), когда из Императорской армии были удалены все представители Дома Романовы, 9 (22) марта 1917 года Великий Князь уволен был от службы по прошению с мундиром.

С разрешения Временного правительства Великому Князю разрешено было поселиться в имении «Ай-Тодор» в Крыму, где он и встретил новость о большевистском перевороте и последующие за ним события установления советской власти, когда каждый день приходилось бояться расправы со стороны местных властей или неуправляемой черни и германскую оккупацию полуострова, во время которой Романовы пользовались относительной свободой.

В конце 1918 года, после капитуляции в Первой мировой войне, немецкие войска покинули оккупированные территории бывшей Российской Империи. Территория временно перешла под контроль лояльных к Белому движению союзников. Члены Императорской Фамилии получили полную свободу передвижения.

 

Отбытие за границу.

 

Великий Князь Александр Михайлович, не дожидаясь отъезда из Крыма Державной семьи, поспешил направиться в Париж (декабрь 1918) где намеревался принять участие в работе русской делегации на Парижской мирной конференции. После провала попыток убедить бывших союзников России помочь Белому движению в борьбе с большевизмом Великий Князь окончательно поселился во Франции, навсегда покинув Россию.

В эмиграции Великий Князь состоял почётным председателем Союза русских военных лётчиков, Парижской кают-компании, Объединения чинов гвардейского экипажа; участвовал в деятельности РОВС, покровительствовал Обществу помощи детям русской эмиграции, Национальным организациям русских разведчиков (НОРР) и русских скаутов (НОРС).

В эмиграции Великий Князь выпустил мемуары под названием «Книга воспоминаній», текст которых впервые был издан в Париже в 1933 году, как приложение к журналу «Иллюстрированная Россія». Великий Князь также был автором изданных в Париже книг Votre âme (1924), Se connaître (1927) и других.

 

Державная семья и потомки.

 

В Высокородном союзе, заключенном 25 июля (7 августа) 1894 года со старшей Венценосной дочерью Государя Императора Александра III Александровича «Миротворца» Великой Княгиней Ксенией Александровной (1875-1960), Великий Князь имел семерых Августейших детей – внуков и внучек Великого Князя Михаила Николаевича и Государя Императора (1881-1894) Александра III Александровича. Однако никто из них не имел династических или равнородных браков:

- Единственная дочь Великая Княгиня Ирина Александровна (1895-1970) девятого (22) февраля 1914 года вышла замуж за Князя Феликса Феликсовича Юсупова (1887-1967) и родила от него единственную дочь Княжну Ирину Феликсовну (1915-1983), потомство не оставившую;

- Великий Князь Андрей Александрович (1897-1981) имел два не династических брака и троих детей;

- Великий Князь Феодор Александрович (1898-1968) женат был единожды, но развелся. Имел от Княгини Ирины Павловны Палей (1903-1990) двоих детей, ныне здравствующих.

- Великий Князь Никита Александрович (1900-1974) от Графини Марии Илларионовны Воронцовой-Дашковой (1903-1997) имел двух сыновей, ныне здравствующих;

- Великий Князь Димитрий Александрович (1901-1980) от двух браков имел единственную дочь, ныне здравствующую;

- Великий Князь Ростислав Александрович (1902-1978) женат был трижды и имел двоих сыновей, один из которых ныне здравствует;

- Великий Князь Василий Александрович (1907-1989) браковенчался с Княгиней Наталией Алексеевной Голицыной (1907-1989), от которой имел единственную дочь, ныне здравствующую.

 

Кончина Великого Князя.

 

Великий Князь и кавалер скончался на 67-м году от рождения 13 (26) февраля 1933 года в городе Рокбрюн-Кап-Мартен на юго-востоке Франции, в регионе Прованс—Альпы—Лазурный берег, в департаменте Приморские Альпы, округ Ницца, кантон Ментона.

Прах Его Императорского Высочества погребен был там же на местном кладбище.

Шестого (19) июля 2012 года в Санкт-Петербурге, на территории яхт-клуба «Крестовский» был открыт бронзовый памятник-бюст Великому князю (скульптор А. С. Чаркин).

 

Александр Рожинцев

11 апреля 2019 года.

Святой град Тихвин.

 

 

13 (26) февраля 1933 года в городе Рокбрюн-Кап-Мартен в престижном курорте на Лазурном Берегу на юго-востоке Франции в регионе Прованс—Альпы—Лазурный берег, департамент Приморские Альпы, округ Ницца, кантон Ментона скончался на 67-м году от рождения скончался Андреевский кавалер (1866) Великий Князь Александр Михайлович Романов (1866-1933), четвертый Августейший сын Великого Князя Михаила Николаевича (1832-1909) и Великой Княгини Ольги Феодоровны (1839-1891), урожденной Принцессы Баден Цецилии Августы фон Церинген, державный внук Государя Императора Николая I Павловича «Подвиголюбивого» (1796-1855).

Великий Князь в 1886—1889 гг. совершил кругосветное плавание на корвете "Рында"; в 1890—1891 г. на собственной яхте "Тамара" совершил путешествие в Индию, описанное в Его изданиях: "23000 миль на яхте "Тамара".

В 1892 году Великий Князь командовал миноносцем "Ревель"; в 1895 году состоял старшим офицером эскадренного броненосца "Сисой Великий", в 1899 году — броненосца "Адмирал Апраксин", затем Высочайше переведен был в Черноморский флот, где командовал броненосцем "Ростислав"; по Высочайшему производству в контр-адмиралы Великий Князь назначен был младшим флагманом Черноморского флота.

В 1903 году Великий Князь Высочайше назначен был главноуправляющим торговым мореплаванием и портами Российской Империи.

По вопросам, касающимся военного флота Российской Империи, Великий Князь издал много сочинений, из коих наиболее известна "Морская справочная книга", издаваемая периодически с 1892 г. через 1—2 года, в которой впервые даны были систематизированные сведения о судах русского и иностранных флотов.

В 1904 году Великий Князь Высочайше назначен был председателем особого комитета по усилению Императорского флота на добровольные пожертвования.

Великий Князь состоял председателем Комитета по восстановлению памятников Севастопольской обороны, почетным членом Николаевской морской академии, шефом 73-го пехотного крымского полка, председателем разных обществ и учреждений, в том числе Императорского Русского общества судоходства, Русского технического общества, Общества естествоиспытателей при Санкт-Петербургском Императорском университете.

Как главноуправляющий отдельной частью, Великий Князь Александр Михайлович стал членом Комитета министров Российской Империи. В качестве Министра, Великий Князь столкнулся с скрытым, но сильным противодействием всех остальных Министров, не желавших появления в своей среде протокольно не равного им и юридически безответственного члена Императорской Фамилии; кроме того, Министры боялись дальнейшего появления новых ведомств, создаваемых специально под Великих Князей. В результате сильнейших аппаратных интриг Главное управление было преобразовано в отдел создаваемого Министерства торговли и промышленности, после чего Великий Князь отказался от управления ведомством, уже не соответствующим его высокому рангу.

Во время Русско-японской войны (1904-1905) годов Великий Князь руководил подготовкой и действиями вспомогательных крейсеров из пароходов Добровольного флота на вражеских коммуникациях, затем возглавил «Особый комитет по усилению военного Императорского флота на добровольные пожертвования».

В 1905 году Великий Князь принял командование отрядом новых минных крейсеров (эсминцев) Балтийского флота, построенных на собранные этим комитетом средства.

Великий Князь высказывался против посылки 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток, считая её недостаточно сильной. Великий Князь принял непосредственное участие в разработке программ воссоздания флота, стремился привлечь к решению этой задачи внимание органов государственного управления и общественности, выступал активным сторонником постройки качественно новых линейных кораблей.

В1909 году Великий Князь Высочайше произведён был в чин вице-адмирала, а в 1915 году — адмирала.

Великий Князь Александр Михайлович сыграл большую роль в создании российской Императорской авиации, и был инициатором создания офицерской авиационной школы под Севастополем в 1910 году. Великий Князь был шефом Императорского военно-воздушного флота.

Великий Князь участвовал в Первой мировой войне (1914-1918).

С декабря 1916 года — полевой генерал-инспектор Императорского ВВФ. В начале 1917 года Великий Князь выступал за создание правительства с участием общественных деятелей (высказываясь против «ответственного министерства»).

После Февральской революции (1917), когда из Императорской армии были удалены все представители Дома Романовы, 9 (22) марта 1917 года Великий Князь уволен был от службы по прошению с мундиром.

С разрешения Временного правительства Великому Князю разрешено было поселиться в имении «Ай-Тодор» в Крыму, где он и встретил новость о большевистском перевороте и последующие за ним события установлениея советской власти, когда каждый день приходилось бояться расправы со стороны местных властей или неуправляемой черни и германскую оккупацию полуострова, во время которой Романовы пользовались относительной свободой.

В конце 1918 года, после капитуляции в Первой мировой войне, немецкие войска покинули оккупированные территории бывшей Российской Империи. Территория временно перешла под контроль лояльных к Белому движению союзников. Члены Императорской Фамилии получили полную свободу передвижения. Великий Князь Александр Михайлович, не дожидаясь отъезда из Крыма семьи, поспешил направиться в Париж (декабрь 1918) где намеревался принять участие в работе русской делегации на Парижской мирной конференции. После провала попыток убедить бывших союзников России помочь Белому движению в борьбе с большевизмом Великий Князь окончательно поселился во Франции, навсегда покинув Россию.

В эмиграции Великий Князь состоял почётным председателем Союза русских военных лётчиков, Парижской кают-компании, Объединения чинов гвардейского экипажа; участвовал в деятельности РОВС, покровительствовал Обществу помощи детям русской эмиграции, Национальным организациям русских разведчиков (НОРР) и русских скаутов (НОРС).

В эмиграции Великий Князь выпустил мемуары под названием «Книга воспоминаній», текст которых впервые был издан в Париже в 1933 году, как приложение к журналу «Иллюстрированная Россія». Великий Князь также был автором изданных в Париже книг Votre âme (1924), Se connaître (1927) и других.

 

 

Состоял почётным председателем Союза русских военных лётчиков, Парижской кают-компании, Объединения чинов гвардейского экипажа; участвовал в деятельности РОВС, покровительствовал Обществу помощи детям русской эмиграции, Национальным организациям русских разведчиков (НОРР) и русских скаутов (НОРС)[4].

В эмиграции выпустил мемуары под названием «Книга воспоминаній» https://www.rospisatel.ru/hr-vk.htm, текст которых впервые был издан в Париже в 1933 году как приложение к журналу «Иллюстрированная Россія»; также автор изданных в Париже книг Votre âme (1924), Se connaître (1927) и других.

 

Великий князь Алекса́ндр Миха́йлович (Сандро́; 1 (13) апреля 1866, Тифлис — 26 февраля 1933,Рокебрюн, Франция) — российский государственный и военный деятель, четвёртый сын великого князяМихаила Николаевича и Ольги Фёдоровны, внук Николая I.

Друг детства императора Николая II, которому приходился двоюродным дядей. В 1885 году окончилМорское училище, по окончании которого был произведён в чин мичмана, зачислен в Гвардейский экипаж и проходил службу на флоте.

В 1886 году совершил кругосветное плавание на корвете «Рында». В 1890—1891 годы совершил плавание в Индию на собственной яхте «Тамара», описанное в книге Густава Радде «23 000 миль на яхте „Тамара“» (1892—1893). В 1892 году стал командиром миноносца «Ревель».

В 1893 году в чине старшего лейтенанта совершил плавание в Северную Америку на фрегате «Дмитрий Донской» в составе эскадры посланной в Америку по случаю 400-летия открытия Нового Света. В 1894 году произведён в капитаны 2-го ранга. 25 июля того же года женился на Ксении Александровне, дочериАлександра III.

С 1891 года — инициатор и основатель издания первого в стране ежегодного справочника «Военные флоты», возглавлял его регулярный выход в свет до 1906 года. С марта 1895 по июль 1896 года — старший офицер броненосца «Сисой Великий».

В 1895 году представил Николаю II разработанную под его руководством программу усиления Российского флота на Тихом океане, в которой предсказывал, что в 1903—1904 годах, после завершения японской судостроительной программы, начнётся война с Японией. Программа и связанные с нею вопросы были подвергнуты обсуждению, но не приняты, что привело к его отставке.

В 1898 году вернулся на действительную службу на флот. С 31 января 1899 года — старший офицер броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин». В 1901—1902 годах командовал черноморским эскадренным броненосцем «Ростислав». 1 января 1903 года произведён в контр-адмиралы, назначен младшим флагманом Черноморского флота с зачислением в Свиту его Императорского Величества.

С 1898 года — член (затем — председатель) Совета по делам торгового мореплавания. С ноября 1902 года до октября 1905 года был первым и единственным руководителем (главноуправляющим) Главного управления торгового мореплавания и портов. Это ведомство, созданное по инициативе Александра Михайловича, было организовано из подразделений Министерства финансов (отдел торгового мореплавания, Совет по делам торгового мореплавания, Комитет по портовым делам) и Министерства путей сообщения (Отдел торговых портов). Как главноуправляющий отдельной частью, вел. кн. Александр Михайлович стал членом Комитета министров. В качестве министра, великий князь столкнулся с скрытым, но сильным противодействием всех остальных министров, не желавших появления в своей среде протокольно не равного им и юридически безответственного члена императорской фамилии; кроме того, министры боялись дальнейшего появления новых ведомств, создаваемых специально под великих князей. В результате сильнейших аппаратных интриг Главное управление было преобразовано в отдел создаваемого Министерства торговли и промышленности, после чего великий князь отказался от управления ведомством, уже не соответствующим его высокому рангу.

Во время русско-японской войны годов руководил подготовкой и действиями вспомогательных крейсеров из пароходов Добровольного флота на вражеских коммуникациях, затем возглавил «Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования». В 1905 году принял командование отрядом новых минных крейсеров (эсминцев) Балтийского флота, построенных на собранные этим комитетом средства. Высказывался против посылки 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток, считая её недостаточно сильной. Принял непосредственное участие в разработке программ воссоздания флота, стремился привлечь к решению этой задачи внимание органов государственного управления и общественности, выступал активным сторонником постройки качественно новых линейных кораблей. В1909 году Александр Михайлович был произведён в чин вице-адмирала. С 1915 года — адмирал.

Александр Михайлович сыграл большую роль в создании российской авиации, он был инициатором создания офицерской авиационной школы под Севастополем в 1910 году, шеф Императорского военно-воздушного флота. Участвовал в Первой мировой войне. С декабря 1916 года — полевой генерал-инспектор Императорского ВВФ. В начале 1917 годавыступал за создание правительства с участием общественных деятелей (высказываясь против «ответственного министерства»).

После Февральской революции, когда из армии были удалены все Романовы, 22 марта 1917 года был уволен от службы по прошению с мундиром. С разрешения Временного правительства ему было разрешено поселиться в имении «Ай-Тодор» в Крыму, где и встретил большевистский переворот и последующие за ним установление советской власти, когда каждый день приходилось бояться расправы со стороны местных властей или неуправляемой черни и германскую оккупацию полуострова, во время которой Романовы пользовались относительной свободой[2].

В конце 1918 года, после капитуляции в Первой мировой войне, немецкие войска покинули оккупированные территории бывшей Российской империи. Территория временно перешла под контроль лояльных к Белому движению союзников. Члены Императорской фамилии получили полную свободу передвижения. Александр Михайлович, не дожидаясь отъезда из Крыма семьи, поспешил направиться в Париж (Вместе со старшим сыном покинул Ялту 11 декабря 1918 года на борту британского военного корабля HMS Forsythe), где намеревался принять участие в работе русской делегации на Парижской мирной конференции[3]. После провала попыток убедить бывших союзников России помочь Белому движению в борьбе сбольшевизмом он окончательно поселился во Франции, навсегда покинув Россию.

Почётный председатель Русского Императорского Общества Судоходства, председатель промыслового отдела

 

Состоял почётным председателем Союза русских военных лётчиков, Парижской кают-компании, Объединения чинов гвардейского экипажа; участвовал в деятельности РОВС, покровительствовал Обществу помощи детям русской эмиграции, Национальным организациям русских разведчиков (НОРР) и русских скаутов (НОРС)[4].

В эмиграции выпустил мемуары под названием «Книга воспоминаній» https://www.rospisatel.ru/hr-vk.htm, текст которых впервые был издан в Париже в 1933 году как приложение к журналу «Иллюстрированная Россія»; также автор изданных в Париже книг Votre âme (1924), Se connaître (1927) и других.

Скончался 26 февраля 1933 года в Рокебрюне (департамент Приморские Альпы); похоронен на местном кладбище.

19 июля 2012 года В Санкт-Петербурге, на территории яхт-клуба «Крестовский» был открыт бронзовый памятник-бюст Великому князю (скульптор А. С. Чаркин).

Семья[править | править вики-текст]

В 1894 году в Петергофе женился на своей двоюродной племяннице Ксении Александровне, старшей дочери Александра III, родной сестре Николая II.

Их дети:

· Ирина (1895—1970), с 1914 года — жена Феликса Феликсовича Юсупова, мл. (1887—1967)

· Андрей (1897—1981)

· Фёдор (1898—1968)

· Никита (1900—1974)

· Дмитрий (1901—1980)

· Ростислав (1902—1977)

· Василий (1907—1989)

Большинство ныне живущих Романовых являются потомками Александра Михайловича.

Награды[править | править вики-текст]

· орден Святого апостола Андрея Первозванного (1866);

· орден Святого Александра Невского (1866);

· орден Святой Анны 1-й ст. (1866);

· Орден Белого орла (1866);

· орден Святого Владимира 4-й ст. (1893);

· орден Святого Владимира 3-й ст. (1906);

· орден Святого Владимира 2-й ст. (1913).

Иностранные:

· орден Вюртембергской короны (1880);

· мекленбург-шверинский Орден Грифона 2-й ст. (1881);

· бразильский орден Южного Креста 1-й ст. (1886);

· мекленбург-шверинский Орден Грифона 1-й ст. (1886);

· бразильский орден Розы (1886)[ источник не указан 1122 дня ];

· австрийский орден Святого Стефана большой крест (22.04.1897)[5];

· японский орден Восходящего солнца 1-й ст. (1889);

· греческий орден Спасителя 1-й ст. (1889);

· ольденбургский орден Заслуг герцога Петра-Фридриха-Людвига (1902);

· норвежский орден Святого Олафа большой крест с цепью (1908).

Членство в организациях[править | править вики-текст]

· Почётный председатель Русского Императорского Общества Судоходства, председатель промыслового отдела

· Александр Михайлович был «мистическим масоном» и спиритиком, называл себя розенкрейцером и филалетом. Состоял в масонской «Великокняжеской ложе» (Санкт-Петербург, после 1907 до 1917), основатель «Адмиралтейской Ложи» (Санкт-Петербург, 1910-е), работавшей по ритуалу филалетов[6][7][8][9][10]. Согласно энциклопедическому словарю Серкова[11], Александр Михайлович был мастером ложи «Карма», работавшей в 1910—1919 годах по Шведскому уставу.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: