Материалы
Для проведения целевого мониторинга
Психологического благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях
Данный мониторинг проводится на основании приказа управления образования, спорта и туризма Могилевского областного исполнительного комитета от 24.05.2016 № 165.
Целью мониторинга является изучение психологического климата и эмоционального фона детей в замещающих семьях (опекунские, приемные, детский дом семейного типа).
Организаторам мониторинга необходимо помнить, что результат мониторинга заключается не том, чтобы доказать, что насилия в регионе нет, а в том, чтобы выявить даже наименьшие проявления насилия (тенденции к непедагогическому обращению с детьми) усилиями педагогических работников, а не через правоохранительные органы.
Целевая аудитория: замещающие семьи (приемные, опекунские, детские дома семейного типа) Костюковичского района.
Объект исследования: воспитанники замещающих семей.
Участники мониторинга: педагоги учреждений образования, социально-педагогических центров, приемные родители, родители-воспитатели, опекуны.
Материалы для мониторинга:
Психологические и социально-педагогические тесты, опросники, методики и другие материалы (наблюдения, беседы, диагностические интервью и др.), используемые специалистами социально-педагогической и психологической службы, классными руководителями в рамках образовательного процесса в учреждении образования (адаптация к 1, 5, 10 классу, социальный статус и др.).
Каждый специалист имеет право выбирать методики в соответствии со своими должностными обязанностями, квалификацией и в рамках плана работы учреждения образования.
Обязательным инструментарием в мониторинговом исследовании выступают анкеты для родителей, педагогов и воспитанников замещающих семей. Данные анкеты для замещающих родителей и педагогов основаны на методе наблюдения за поведением ребенка. Анкета для детей имеет возрастные рамки и представляет собой методику «Незаконченные предложения».
Для детей младше 6 лет целесообразно использовать рисуночные тесты, а также методику «Незаконченные предложения» с обязательным прочтением вопросов педагогом и фиксированием ответов.
АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Данная анкета заполняется педагогами начальных классов, классными руководителями (или в отсутствие таковых, педагогом, хорошо знающим ребенка). При заполнении используются личные наблюдения педагогов и других контактирующих учителей.
Инструкция. Прочитайте поведенческие реакции ребенка и отметьте те, которые имеют место в поведении у Вашего ученика в последнее время. Важно определить резкую смену поведения в последние недели, месяцы.
__________________________________________________________________
(Ф.И. ребенка, возраст, класс)
Замечали ли вы в последнее время:
1.Резкое изменение внешнего вида (резкая неряшливость, много одежды, вызывающая одежда, грязная одежда без принятия замечаний и др.).
2. В последнее время стал вести себя замкнуто, не желает общаться, или ведет себя отрешенно, что для него не свойственно.
3. Не принимает участие в жизни класса/школы, внеурочной деятельности, внеклассных мероприятиях.
Причина (догадки, наблюдения)______________________________________.
4. Ухудшение работоспособности, частые прогулы или отсутствие на определенных уроках в школе.
5. Родители/опекуны сознательно лгут, оправдывают отсутствие ребенка в школе без причины.
6. Ребенок равнодушен, не реагирует на замечания и одобрение/похвалу взрослых.
7. Резкие вспышки агрессии, плача, истерики или ведет себя как «запуганный зверек».
8. Рисунки, высказывания на тему смерти, одиночества, утраты смысла жизни, пессимистические настроения, неуверенность в завтрашнем дне, появляются часто и занимают большую часть разговоров.
9. Повторяющиеся физические недомогания без видимых причин (частые головные боли, разнообразные тики, боли горла, тошнота, боли в области желудка).
10. Саморазрушающее поведение (наличие вредных привычек, расцарапанное лицо, руки, синяки, порезы на руках, угроза суицида и т.д.)
11. Не желает идти домой без существенных причин. Или без охоты идет домой, оттягивая данное перемещение всяческими способами.
12. Вы знаете о случаях ухода ребенка из дома.
13. Резко изменился круг общения, поменялся круг друзей.
14. Отказ от близкого общения со взрослым, которому раньше доверял (ребенок скрытничает, впадает в ступор или говорит о какой-то тайне).
15. Настораживало ли вас что-то в поведении, самочувствии ребенка, если да, то что _________________________________________________________
Подпись___________/___________________
Дата заполнения_______________________
Обработка результатов
При обработке результатов анкеты для педагогов подсчитывается количество отмеченных поведенческих реакций у ребенка. Результаты ребенка соотносятся в соответствии с уровнями.
I - низкий уровень: 1-3 балла;
II - средний уровень: 4-7 баллов;
III - высокий уровень: 8-15 баллов.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Данная анкета заполняется приемными родителями, родителями-воспитателями, опекунами. При заполнении используются личные наблюдения за ребенком.
Инструкция. Прочитайте поведенческие реакции ребенка и отметьте те, которые имеют место в поведении у Вашего ребенка в последнее время. Важно определить резкую смену поведения в последние недели, месяцы.
__________________________________________________________________
(Ф.И. ребенка, возраст)
1. Резкое изменение внешнего вида (резкая неряшливость – много одежды, либо вызывающая одежда, грязная одежда без принятия замечаний и др.).
2. В последнее время стал вести себя замкнуто, не желает общаться или ведет себя отрешенно.
3. Не принимает участие в жизни класса/школы, внеурочной деятельности, внеклассных мероприятиях.
Причина (догадки, наблюдения)______________________________________.
4. Старается всячески не пойти в школу, если есть определенные уроки.
5. Равнодушен, не реагирует на замечания и одобрение/похвалу взрослых.
6. Отказ от близкого общения со взрослым, которому раньше доверял (ребенок скрытничает, впадает в ступор или говорит о какой-то тайне).
7. Резкие вспышки агрессии, плача, истерики или ведет себя как «запуганный зверек».
8. Рисунки, высказывания на тему смерти, одиночества, утраты смысла жизни, пессимистическое настроение, неуверенность в завтрашнем дне, появляются часто и занимают большую часть разговоров.
9. Наблюдается нарушение сна (беспокойный сон, бессонница, ночные кошмары, крики, стал бояться засыпать без света и т.д.),
10. Повторяющиеся физические недомогания без видимых причин (частые головные боли, разнообразные тики, боли в горле, тошнота, боли в области желудка и т.д.)
11. Резкие изменения питания (отказ от еды, или переедание, начинает есть только в одиночестве, не садится за общий стол, или ведет себя за общим столом рассеянно и тихо)
12. Ведет себя как ребенок более младшего возраста (необоснованные капризы, сосание пальца, самоукачивание, энурез, энкопрез и т.д.)
13. Саморазрушающее поведение (наличие вредных привычек, расцарапанное лицо, руки, синяки, порезы на руках, угроза суицида и т.д.)
14. Не желает идти домой, долгое время остается в школе, или ходит в гости к друзьям, старается всячески избежать приход домой. Не объясняет причины.
15. Уходил /убегал из дома.
16. Резкие изменения в гигиене (много времени уделяет личной гигиене, резко стал большим любителем помыться либо отказ от гигиены).
17. Резко изменился круг общения, поменялся круг друзей.
Обработка результатов
При обработке результатов анкеты для замещающих родителей подсчитывается количество отмеченных поведенческих реакций у ребенка. Результаты ребенка соотносятся в соответствии с уровнями.
I - низкий уровень: 1-3 балла;
II - средний уровень: 4-8 баллов;
III - высокий уровень: 9-17 баллов.
ДЛЯ ДЕТЕЙ
(с 6-7 до 10-11 лет)
Методику проводит педагог, которого ребенок хорошо знает и активен в общении с ним. Проводится индивидуально с ребенком в отдельном помещении в форме устного интервью. Ребенку дается следующая инструкция:
« В волшебной стране прошел дождь, и многие предложения размылись и стали незаконченными. Помоги мне, пожалуйста, придумать окончание к каждому предложению. Говори тот ответ, который первым пришел тебе в голову. Нет правильных и неправильных ответов. Мы будем говорить о той семье, в которой ты живешь сейчас»
Методика «Незаконченные предложения»
Ф.И. ребенка______________________________________________________
Дата заполнения _________________
Возраст_________ Пол______________
Школа _________ Класс __________
Место проживания _________________________________________________
1. Мои близкие думают обо мне, что я… _______________________________________________________________
2. Когда меня нет, мои друзья…
_______________________________________________________________
3. Мне очень не нравится…
_______________________________________________________________
4. Я очень хочу…
_______________________________________________________________
5. Родители кричат на детей, когда… _______________________________________________________________
6. Когда у меня будут дети, я никогда… _______________________________________________________________
7. Если бы все знали, как я боюсь… _______________________________________________________________
8. Если тебя разозлили, то нужно… _______________________________________________________________
9. Я люблю, когда…
_______________________________________________________________
10. Я не хочу идти домой, когда…
_______________________________________________________________
11. Мне кажется, что я…
_______________________________________________________________
12. Бить другого можно, когда…
_______________________________________________________________
13. Я хочу побыть один когда… _______________________________________________________________
14. Больше всего я не люблю, когда взрослые… _______________________________________________________________
15. Я хочу, чтобы меня… _______________________________________________________________
16. Самое обидное наказание – это… _______________________________________________________________
17. Если бы я встретил волшебника, я…
_______________________________________________________________
Спасибо!