у детей дошкольного и младшего школьного возраста:
· наличие особенных сексуальных знаний, не характерных для данного возраста; ярко выраженные сексуальные игры;
· голые люди в рисунках, рассказы типа «Ночью ко мне приходит чудовище, до меня дотрагивается», «Я видел, как у дяди лилось молоко»);
· спонтанные, неожиданные сексуальные выражения отношений или поведения;
· чрезмерная стимуляция гениталий;
· имитация полового акта с другими детьми;
· сексуальный интерес к животным;
· сексуализированные поцелуи;
· поиск сексуального контекста в обычных бытовых ситуациях (сексуально озабоченные дети);
· навязчивое сексуальное поведение (хватание за грудь, гениталии; раздевание);
· спутанные представления о физических границах (чрезмерное дистанцирование от близких людей, привязанность к незнакомым);
· неожиданная перемена чувств к близким людям («я ненавижу дядю Васю!»)
Поведенческие индикаторы, свидетельствующие о возможном сексуальном насилии, у детей 10 лет и старше:
· нарушения сна (кошмары, бессонница), вызванные неожиданным испугом;
· чрезмерная боязливость, различные проявления страха:
· навязчивый страх перед какими-то людьми (боится мужчин);
· страх оставаться одному, посещать кружок;
· страх возвращаться домой;
· страх перед реальными или воображаемыми объектами или людьми (чудовища, маски);
· факты, свидетельствующие о том, что между ребенком и каким-то человеком существуют необычные скрытые отношения, которые могут сопровождаться назначением встречи, заманиванием, подарками;
· саморазрушающее поведение:
- злоупотребление алкоголем, психоактивными, токсическими веществами;
- проституция, беспорядочные половые связи;
- самоповреждения;
- угроза суицида, суицидальные попытки;
- потребность в самонаказании;
- отказ от еды;
- побеги из дома;
· ярко выраженные перемены в поведении:
- протест, агрессия, трудности во взаимотношениях с другими детьми, или наоборот:
- покорливость, пассивность;
· ассоциальное поведение;
· навязчивая ложь;
· спутанные представления о себе;
· диссоциация;
· недоверие ко взрослым, похожим на насильника;
· навязчивая личная гигиена:
- чрезмерная личная гигиена либо регресс гигиенических навыков;
· нарушение обучения (может проявляться отсроченно в более поздний период);
· регресс до инфантильного поведения (энурез, сосание пальца, сильный беспрестанный плач, не связанный с какими-либо событиями);
· псевдовзрослое поведение;
· нарушение привязанности (холодность, чрезмерная привязанность);
· нарушение в эмоциональной сфере:
- частые проявления немотивированного раздражения;
- хроническая депрессия;
- тревожность, фобии;
· неряшливость (мешковатая одежда, одежда не по сезону (больше одежды); уход в мечты;
· подчеркивание своего чрезмерного места в семье: «Мой отец называет меня любимой дочкой. Могу получить от него все, что захочу»;
Физические признаки, свидетельствующие о возможном сексуальном насилии:
· беременность;
· ИППП;
· вагинальные инфекции;
· телесные повреждения;
· разорванное белье, кровавые пятна;
· боль, зуд половых органов, горла;
· трудности с глотанием, боль во время мочеиспускания и дефекации;
· повторяющиеся физические недомогания без видимых соматических причин
· (частые боли живота, постоянные боли горла, тошнота);
· расстройства питания: отказ от приема пищи или наоборот постоянное жевание;
Сообщения о насилии могут быть:
· прямые (взрослым, учителям);
· не прямые (друзьям, с надеждой, что они кому-нибудь скажут);
· завуалированные «Я знаю одного человека, который...»
ПАМЯТКА
ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ
ОСОБЕННОСТИ СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ДЕТЕЙ 5 – 10 ЛЕТ
(по Toni Dgonson, California, 1992)
Возрастная норма | Обратите внимание на такое поведение | Обратитесь к специалисту За помощью |
Задает вопросы о гениталиях, груди матери, половом акте и откуда берутся дети | Проявляет страх или тревогу при разговоре на сексуальные темы | Бесконечно спрашивает о сексе, имеет слишком подробные сведения о сексе для данного возраста |
Интересуется людьми в ванной или туалете (смотрит или подглядывает) | Продолжает это занятие после запретов. | Отказывается оставить в покое людей в ванной, туалете |
Использует неприличные слова для обозначения гениталий, секса | Продолжает использовать неприличные выражения в разговоре со взрослыми после запрета и наказания | Настойчив в использовании неприличных выражений даже после удаления от занятий и игр |
Играет в доктора, исследует тела окружающих | Слишком часто играет и после объяснений, что это не всегда удачная игра | Заставляет сверстников играть в эту игру, снимать одежду |
Мальчики и девочки представляют, что у них есть дети | Через месяц после игры мальчик все еще представляет, что у него есть ребенок | Проявляет страх или злость при разговоре о детях или половом сношении |
Показывает другим свои гениталии | Хочет показаться нагишом на людях даже после запрещения | Отказывается одеться, показывается нагим на людях даже после многочисленных наказаний |
Интересуется актами мочеиспускания и дефекации | Играет с фекалиями, нарочно мочится на пол | Занимается этим постоянно |
Играет в семью, выбирая роли как «мамы», так и «папы» | Изображает половые сношения с другими детьми в одежде, подражает сексуальному поведению взрослых, играя с куклами или игрушками | Изображает половые сношения с другими детьми, раздевшись. Вовлекает других детей в эту игру, принуждает других детей к половым сношениям |
Рисует половые органы на изображениях людей | Рисует только на определенных изображениях и диспропорционально по отношению к изображению | Рисует гениталии как главное изображение на картинке. Рисует половое сношение и групповой секс |
Беседует с друзьями о сексе, муже, жене, свиданиях | Слишком часто говорит о сексе. Не любит публичных проявлений нежности | Постоянно говорит о сексе даже после повторных наказаний из-за сексуального поведения |
Хочет оставаться один, одеваясь и раздеваясь, в туалете, в ванной | Расстраивается, если кто-то увидел его переодевающимся | Агрессивен или плаксив в своих требованиях об уединении |
Любит слушать или рассказывать неприличные анекдоты | Продолжает рассказывать неприличные анекдоты после запретов | Продолжает рассказывать неприличные анекдоты после многочисленных наказаний, запретов |
Рассматривает изображение обнаженных людей | Восхищается и возбуждается, рассматривая изображения обнаженных людей | Хочет мастурбировать, глядя на изображения обнаженных людей или показывая их другим |
Интересуется процессом размножения у животных | Дотрагивается до гениталий животных | Вовлекается в сексуальное поведение с животными |