Концептуально-содержательные основы организации духовно-нравственного воспитания младших школьников




Департамент образования, культуры и молодежной политики

ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалиств

«Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»

 

 

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

В свете ФГОС второго поколения

(методические рекомендации)

Белгород

 


 

  Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ДПО БелРИПКППС

Методические рекомендации подготовлены в соответствии с дорожной картой по основным направлениям реализации ФГОС на 2010 -2011 учебный год, утвержденный приказом департамента образования, культуры и молодежной политики от 29 марта №855 в рамках реализации направления «Введение ФГОС начального общего образования в Белгородской области»

 

Ответственный за выпуск:

Тимофеев С.П. – ректор ГОУ ДПО БелРИПКППС, к.п.н., Заслуженный учитель России

Авторы-составители:

Музыка В.А., начальник отдела воспитания и дополнительного образования детей департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, Сердюкова Н.С., первый проректор ГОУ ДПО БелРИПКППС, к.п.н., профессор, Заслуженный учитель России; Т.А. Приставкина, доцент кафедры художественно-эстетического образования ГОУ ДПО БелРИПКППС, к.п.н.

Рецензенты: Шаповалова Н.А., к.п.н., проректор по методической работе ГОУ ДПО БелРИПКППС, Серых Л.В., к.п.н., заведующая кафедрой дошкольного и начального образования ГОУ ДПО БелРИПКППС.

 

 

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в свете ФГОС второго поколения. Методические рекомендации. - Белгород: Изд-во ГОУ ДПО БелРИПКППС, 2011. – 60 с. С приложением на CD.

 

Методические рекомендации разработаны в связи с введением ФГОС второго поколения, с реализацией Постановления Правительства Белгородской области от 23 октября 2010 г. №345-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области на 2011-2013 годы», с целью совершенствования региональной системы духовно-нравственного воспитания.

Материалы, представленные в методических рекомендациях, будут полезны учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, специалистам духовно-просветительских центров, работникам учреждений культуры.

 

© ГОУ ДПО БелРИПКППС, 2011

Содержание

Пояснительная записка.............................................................................. 4

Концептуально-содержательные основы организации духовно-нравственного воспитания младших школьников........................................................... 6

Методическое обеспечение духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности......................... 40

Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики».. 48

Заключение................................................................................................. 50

Библиографический список....................................................................... 51


Пояснительная записка

Опыт создания отечественных стандартов образования показывает, что стандарты в состоянии эффективно выполнить свою миссию только в том случае, если их разработка и процедура принятия будут основаны на выявлении и согласовании индивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании, т.е. приобретают форму общественного договора - конвенциональной нормы.

В новом понимании стандарта нового поколения как системы требований он и является своеобразным общественным договором - договором между семьей, обществом и государством.

Функция общественного договора определяет новый социальный статус стандарта. Это стандарт общественного согласия, отражающий социальные потребности, запросы личности, семьи, общества и государства. Стандарт образования в своём новом статусе общественного договора становится одной из гарантий реализации государственных, общественных и личных интересов граждан России. Это меняет и статус самого образования как основы построения гражданского общества (по А.М. Кондакову).

Основой Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (Далее - ФГОС, Стандарты) становится формирование базовых компетентностей современного человека: информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Познакомиться со структурой и содержанием нового Стандарта можно на Интернет-сайте: https://standart.edu.ru и www.isiorao.ru.

Новая структура Стандарта призвана обеспечить наряду с внедрением компетентностного подхода расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся на основе развития профильного обучения. Принципиальным отличием стандартов второго поколения является их ориентация на результат образования. Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.
Важнейшими понятиями, которые описывают эти задачи становятся: личностное, общекультурное, интеллектуальное, коммуникативное развитие.
Личностное развитие - воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик.
Общекультурное развитие - освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры.

Интеллектуальное развитие - развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования.

Коммуникативное развитие - формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском, родном, иностранных языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Современный выпускник осознает свою сопричастность к судьбам Родины, уважает ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознает глобальные проблемы современности, свою роль в их решении. Современные молодые люди должны быть креативными, мотивированными к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни.

Помимо задач, которые ставятся перед российским образованием по воспитанию каждого учащегося, в новом Стандарте прописываются и стратегические цели системы образования. К ним относятся:

  • Обеспечение консолидации нации.
  • Обеспечение конкурентоспособности нации (личности, общества и
    государства).
  • Обеспечение безопасности нации (личности, общества и государства).

· Воспитание гражданского патриотизма, основанного на признании

и культурного многообразия российского общества, что является

важнейшим национальным достоянием России.

Ведущие функции образовательного стандарта второго поколения:

  • задают целевые установки и условия осуществления общего
    образования;
  • обеспечивают многообразие образовательных возможностей в

условиях единого образовательного пространства;

  • определяют универсальный характер, общекультурную и фундаментальную направленность общего образования;
  • являются основой нормативной регуляции общего образования.

Принципиальной особенностью новых стандартов (начальное общее образование) является конструирование учебно-воспитательного процесса с учетом решения задач духовно-нравственного воспитания младших школьников, что нашло отражение в содержании новой образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, в Программе воспитания и социализации школьников: во спитание нравственных чувств и этического сознания в соединении с гражданским, патриотическим, трудовым, эстетическим воспитанием.

Успешное решение задач духовно-нравственного воспитания зависит не только от содержания образования, но и программного обеспечения, методики конструирования материала духовной направленности.

Методические рекомендации «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в свете ФГОС второго поколения» направлены на решение следующих задач:

- информирование педагогического сообщества (учителя начальной школы, педагоги дополнительного образования, учителя православной культуры, специалисты, курирующие вопросы духовно-нравственного воспитания на муниципальном уровне) о содержании, методическом обеспечении духовно-нравственного воспитания младших школьников в свете ФГОС второго поколения;

- инициирование мотивации педагогов к обобщению, сохранению опыта преподавания православной культуры, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в Белгородской области;

- представление перспективы решения задач духовно-нравственного воспитания личности в условиях введения стандартов второго поколения с учетом сохранения преемственности с имеющейся педагогической традицией и методическим сопровождением.

 

Концептуально-содержательные основы организации духовно-нравственного воспитания младших школьников

Учет тенденций развития российского общества (утрата системы былых ценностей, превалирование культа индивидуализма и идеалов потребительства; потеря нравственных ориентиров, воинствующая агрессия криминального, коррумпированного мира), проблемы которые выдвинуты перед мировым сообществом (глобализация, конвергенция, экологическая катастрофа, наступление массовой «интернеткультуры» и «клипового» сознания) резко обострили вопрос о духовно-нравственном состоянии нации, о национальной безопасности России.

В устах политиков, педагогов, священнослужителей, деятелей культуры, звучит вопрос о преодолении кризиса духовности, о процветании духовно-нравственной болезни. Что же значит, преодолеть духовно-нравственную болезнь? Это значит, выработать в людях, начиная с детства духовно-нравственный иммунитет, позволяющий им быть невосприимчивыми ко злу, и сформировать в них стремление и способности построить свою жизнь в соответствии с нравственными ценностями и нормами (В.М. Меньшиков).

Приобщение школьников к духовным и культурным ценностям религиозных конфессий осуществляется в образовательной практике всех цивилизованных государств, эта образовательная область традиционно была пред­ставлена и в российской школе.

Формирование нравственных и духовных ценностей обучающихся в системе общего образования сегодня является значимой социально-педагогической задачей. От ее решения во многом зависит состояние общественной морали, социальных, межэтнических и межконфессиональных отношений в стране, будущее российского общества и государства.

Только воспитание у новых поколений россиян устойчивых нравственных убеждений на основе традиционных исторических, духовных, культурных ценностей российских народов позволит обеспечить успешное социальное развитие России в XXI веке, сохранить социальный институт семьи и преодолеть демографический кризис, укрепить Российское государство, его авторитет в международном сообществе.

Духовно-нравственное образование детей в современном российском обществе, состоящем из граждан, семей различных мировоззренческих ориентаций, культурных традиций, возможно только с учетом особенностей их духовных идеалов и ценностей, убеждений, образа жизни, при соблюдении конституционных гарантий свободы совести и вероисповедания. Соответственно, воспитание детей, обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях должно проводиться на основе принципов добровольности, свободы выбора и многообразия, приоритета семьи в воспитании ребенка. Необходимо, чтобы все дети, обучающиеся в российской школе, воспитывались как граждане и патриоты нашего Отечества - единой России. Воспитание учащихся в российской общеобразовательной школе должно быть направлено, прежде всего, на сохранение и укрепление гражданского согласия в обществе, соблюдение гражданского равноправия, развития взаимопонимания и сотрудничества между людьми и народами в Российской Федерации независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности.

В то же время возможно систематическое приобщение детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, к духовным и нравственным ценностям, принятым в семье учащегося, в том числе к религиозным традициям и культуре, не противоречащим принципам государственной политики в области образования и общим целям воспитания детей в общеобразовательных учреждениях.

Опыт освоения духовно-нравственных смыслов и ценностей культуры будет способствовать качественному освоению таких отраслей и форм общественного знания, как история, искусство, естествознание, право, экономика и политика. Без укрепления духовных начал общественной жизни, ее нравственных основ невозможно поступательное развитие российского общества, невозможна нормальная личная, школьная и семейная жизнь, и консолидация гражданского общества.

Духовно-нравственная культура – фундаментальная основа общего образования, база для самосовершенствования личности и социального взаимодействия на основе единства свободы и ответственности.
Недаром в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» особо подчеркнуто, что одной из составляющей повышения качества современного образования является духовное развитие личности.

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности).

В ФГОС второго поколения духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании».

Духовно-нравственное воспитание должно базироваться на изучении социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий. Она вбирала в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России.

Одним из важных условий духовно-нравственного образования является использование этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре. Особенностью этнической культуры является то, что в условиях изменяющегося мира она не подвержена трансформации благодаря вековому отбору настоящего, ценностного, истинного, воплощающего в себе народную мудрость. Поэтому этнокультура является источником совершенствования образовательной системы и осуществляемого внутри нее этнокультурного образовательного процесса.

Духовность, нравственность - базовые характеристики личности, проявляющиеся в деятельности и поведении. Духовно-нравственное воспитание необходимо начинать с начальной школы.

Актуальность проблемы воспитания младших школьников связана с тем, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Кроме того, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Для понимания теории духовно-нравственного воспитания младших школьников необходимы определенные методологические основы. Необходимо раскрыть сущность таких понятий как культура, духовность, религия, нравственность.

Понятие культура (в переводе с латинского – возделывание, воспитание, развитие) – это обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых им в процессе развития. Под культурой в числе прочего понимается воспитание, образование, соблюдение нравственных норм, общепринятых правил, этикета, а также искусство, творчество и т.д. Культура - это и нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции.

Понятием духовность традиционно обозначалась совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью. В этой связи следует отдельно выделить роль религии как значимой части духовной культуры.

Происхождение слова религия и его первоначальное значение до сих пор вызывают споры. Одни считают, что оно связано с понятиями «благочестие, предмет поклонения», другие возводят его к латинскому глаголу «связывать, соединять» (мир людей и мир сверхъестественный). Для каждой традиционной национальной и всей общечеловеческой культуры именно религия является стержневым, культурообразующим фактором. Ее культурообразующая роль заключается в определяющем влиянии на содержание и формы всех сфер бытования культуры: духовной и материальной.

К сожалению, в системе мировосприятия большинства современных людей представление о религии отсутствует. Для современного человека религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия. В сознании и жизни большинства наших современников она вытеснена в сферу внешних элементов архаичной, в лучшем случае традиционной, социальной культуры. Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере.

Следует особо подчеркнуть, что религия на протяжении веков и до наших дней является важнейшим фактором, во многом определяющим ход человеческой истории. Религиозные движения и учения оказывают влияние на формирование культур, обществ и человеческой цивилизации в целом.

Религия - важнейшая часть духовной и культурной жизни человечества на протяжении всей его истории. Россия - многонациональная страна. В ней исторически сосуществует множество культур, часто выросших в рамках своих религиозных традиций. Поэтому новое поколение россиян, не обладая знаниями о религиях и их роли в российской истории, просто не сможет обустраивать свою страну. Без элементарных знаний о религиозной стороне жизни невозможно правильно разобраться в событиях прошлого и настоящего. Религии всегда были и продолжают оставаться стержнем в жизни различных цивилизаций, определяя их своеобразное лицо. Кроме того, без знаний о религиях трудно разобраться в мировых политических процессах, в причинах современных конфликтов и войн. Как ни парадоксально, войны конца XX века очень часто имеют религиозную подоплеку или оперируют религиозными лозунгами. Игнорирование религиозного фактора оборачивается подчас тяжелыми последствиями и трагедиями. Поэтому обучающиеся, чем бы они ни занимались в будущем, должны быть качественно подготовлены в плане знаний о религиозных традициях нашей страны.

Особенную ценность будут иметь эти знания для будущих политиков, общественных деятелей, военных. Они пригодятся психологам, социологам, медикам, педагогам, художникам, актерам и всем, в чьи обязанности будет входить общение с людьми.

В последние годы в общественном сознании граждан произошла переоценка роли исторических и культурных основ традиционных религий России в духовно-нравственном развитии человека и общества. Данные ценности стали фактором, активно воздействующим на социальные процессы и духовно-нравственный облик современного человека, российского общества в целом. В системе образования признается значимость изучения исторических и культурных основ традиционных религий. Они играют большую роль в воспитания социокультурных, гражданских, этнических, нравственных, эстетических и семейных традиций.

Представление о необходимости включения знаний об исторических и культурных основах традиционных религий в содержание общего образования в настоящее время связано с позитивной оценкой роли религии, как значительного пласта исторического и культурного наследия наших народов и всего человечества.

Духовно-нравственный компонент общего среднего образования необходим для развития личности, воспитания нравственности, правосознания, ответственного и безопасного поведения школьников. В различных регионах Российской Федерации получила распространение практика преподавания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях учебных предметов и курсов по истории и культуре основных религиозных традиций россиян - православного христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического и культурного наследия российского общества. Принцип светскости российского государства предполагает учет разнообразия мировоззренческих подходов в системе образованияи необходимость уважительного отношения к пониманию частью общества религии как основы традиционной культуры семьи, народа, нравственного развития и формирования личности ребенка, что будет реализовано через введение в начальной школе новой образовательной области «Основы д уховно-нравственной культуры народов России».

Следует подчеркнуть, что область «Основы д уховно-нравственной культуры народов России» связана с другими образовательными областями и образует фундаментальную основу общего образования. Она будет способствовать формированию чувства ответственности, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, бескорыстной любви к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, способствовать выработке собственной жизненной позиции и мировоззрения, формировать ориентации на базовые ценности российской культуры. А также формировать у детей навыки восприимчивости, терпимости (национальной, религиозной, личностной и социальной), сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме.

Цель новой образовательной области:

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию.

- формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

Задачи

• готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

• знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

 

Очень важно подчеркнуть тонкость и деликатность данной области. Одним из обязательных условий ее внедрения в учебный процесс является определение меры. Иначе можно получить противоположные результаты.
Преобладание общественного над индивидуальным подавляет развитие личности и тормозит творческие начала, а в итоге деградирует всё общество. Преобладание индивидуального над общественным приводит к появлению неконтролируемого разнообразия и полной потери унификации, что делает невозможным общественное восприятие бесконечного творческого многообразия. Преобладание рационального над чувственным началом приводит к прагматизму и рационализации образа жизни. Преобладание чувственного начала над рациональным приводит к появлению людей, слабо контролирующих свои поступки. А абсолютизация чувственного начала порождает свою безобразную противоположность: наркоманов, алкоголиков, половую распущенность. Преобладание национального самосознания порождает расовый и национальный экстремизм. Преобладание умозрительного космополитизма уничтожает конкретные национальные особенности. Следует также помнить, что духовность и нравственность нельзя сформировать как результат какой-то кратковременной компании. Это постоянный процесс, основы его закладываются в школе, и именно он определяет дальнейшее развитие личности.

Согласно требованиям Стандарта в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается Концепция духовно-нравственного воспитания школьников и Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Концепция и примерная программа задают основные характеристики организации воспитательного процесса в современной школе, что представлено ниже.

Концепция «Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» ( Далее - Концепция) опубликована, представлена на сайтах:

• А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков

Концепция «Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России») // Вестник образования. Сентябрь 2009 г. №17, С. 9-31

• Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. – Просвещение, 2005.

• https://mon.gov.ru/pro/fgos/noo/

• standart.edu.ru/

• www.patriarchia.ru/

В концепции представлены ключевые понятия:

• Духовно-нравственное воспитание

• Воспитательный идеал

• Цели и задачи воспитания

• Ценности

• Программа воспитания и социализации

В Концепции вводится понятие «национальный воспитательный идеал»: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Раскрываются основные положения Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, входящую в структуру основной образовательной программы. Определен современный национальный воспитательный идеал и базовая система национальных ценностей, лежащая в основе программ воспитания и социализации школьников. Именно выделенная система ценностей включена в целевые установки в преподавании таких предметов в начальной школе, как: «Окружающий мир», «Русский язык», «Литературное чтение», «Искусство», «Технология». Ниже приведены ценностные ориентиры предметов, где представлен духовно-нравственный компонент.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: