Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики»




 

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОРКСЭ) вводится в 2011/2012 учебном году по итогам апробации в отдельных субъектах Российской Федерации (поручение президента РФ Д.А. Медведева от 02.08.09). Данный курс включает один из представленных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддисткой культуры», «Основы иудейской культуры», «Традиционные религии в России», «Основы светской этики». Право выбора модуля принадлежит учащимся совместно с родителями (законными представителями). В Белгородской области предполагается его введение с 2012-2013 учебного года.

В ФГОС второго поколения общего образования предусматривается преподавание основ православной культуры в рамках основной части базисного учебного плана как модуля предмета «Основы религиозных культур и светской этики» на первой ступени обучения.

Протоколом МКС от 7 декабря 2009 г. были одобрены примерная программа комплексного курса и структура учебных пособий для школьников. Данными документами определены следующие цель и задачи комплексного курса.

Целью комплексного курса является формирование у обучающегося (младшего подростка) мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами апробации являются:

· знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);

· развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;

· обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

· развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

Апробация комплексного курса также позволила отработать процедуры и механизмы взаимодействия участников образовательного процесса для обеспечения свободного и добровольного выбора учебного модуля курса родителями (законными представителями) школьника; взаимодействия государственных и муниципальных органов власти, образовательных организаций и учреждений с религиозными организациями в области духовно-нравственного воспитания и просвещения

Содержательные, методические аспекты ОРКСЭ отражены в Приложении 4.

Введение новой образовательной области «Духовно-нравственная культура» («Основы религиозных культур и светской этики»), использование часов во внеучебной работе станет практическим продолжением освоения предмета «Православная культура» или иного курса (по новому стандарту).


Заключение

Итак, реализуя информационно-методическое, кадрово-ресурсное сопровождение введения стандартов второго поколения в контексте духовно-нравственного воспитания на муниципальном уровне следует обратить внимание на создание организационно-педагогических условий повышения квалификации специалистов региональной системы духовно-нравственного воспитания:

- конструирование содержания и методического сопровождения образовательного процесса на всех ступенях, уровнях обучения на основе аксилогического, системного, деятельностного подходов, с практической составляющей;

- одновременное включение духовно-нравственного компонента, в том числе и православно-ориентированного характера, в учебную, просветительскую деятельность разных типов образовательных учреждений;

- кооперация усилий всех социальных институтов: разных уровней системы обозревания, государственных учреждений и общественных организаций, РПЦ на основе педагогического альянса;

- использование матрично-модульной системы мер по просвещению, подготовке и переподготовке специалистов различного уровня (представителей администрации, управленцев и практических работников образования, здравоохранения, культуры) в вопросах духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи);

- формирование непрерывной дифференцированной системы повышения квалификации специалистов гуманитарной, теоцентрической направленности.

Духовно-нравственное развитие гражданина России является ключевым фактором модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: