на основе материалов книги «Шлюпка (устройство и управление)» / Л.Н. Иванов, И.И. Хомяков, Н.П. Вдовиченко, И.А. Загарин (М.: Воениздат, 1971)
• Правила поведения | • Направления ветра относительно шлюпки |
• Постановка рангоута и подъем парусов | • Уборка парусов и рангоута |
• Команды для управления шкотами | • Поворот «оверштаг» |
• Поворот через «фордевинд» | • Полуповороты |
• Лавировка | • Взятие рифов |
• Постановка парусов бабочкой | • Действие ветра на парус |
• Влияние крена и дифферента на управление шлюпкой | • Постановка в дрейф |
• Управление шлюпкой при шквалах | • Подход к трапу корабля |
• Отход от трапа корабля | • Подход к пирсу и отход от него |
Правила поведения
В дополнение к общим правилам поведения, на шлюпке под парусами должны выполняться следующие правила:
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Направления ветра относительно шлюпки Любое решение на маневр шлюпки старшина принимает с учетом направления ветра. Чтобы выразить положение шлюпки относительно ветра, введено понятие о галсах. Если ветер дует в правый борт (паруса на левом борту) — шлюпка идетправым галсом; если ветер дует в левый борт (паруса на правом борту) — шлюпка идет левым галсом. Если ветер дует прямо или почти прямо в нос шлюпки (в пределах от 10° правого борта до 10° левого борта), он называется противным, встречным илилобовым. Если ветер дует в пределах от 10° до 80° к диаметральной плоскости (от носа шлюпки), он называется бейдевиндом. Бейдевинд считается крутым, если угол ветра составляет 10°—60°, и полным, если угол более 60°. Если ветер дует прямо или почти прямо в борт шлюпки (в пределах от 80 до 100°), он называется галфвинд. Если ветер дует под углом от 100° до 170° к диаметральной плоскости, он называется бакштаг. Бакштаг считается полным, если угол ветра более 150°. Если ветер дует прямо или почти прямо в корму (в пределах от 170° правого борта до 170° левого борта), он называется фордевинд. Полные наименования направлений ветра включают наименование галса, например бейдевинд (галфвинд, бакштаг) левого (правого) галса. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка рангоута и подъем парусов
Перед постановкой парусов старшина приводит шлюпку, идущую на веслах, носом против ветра. В таблице ниже приведены командные слова при постановке парусов и описаны соответствующие действия гребцов.
При движении под парусом обязанности распределены следующим образом. Старшина шлюпки управляет рулем, находясь у наветренного борта. Гребец № 1 — на правом фока-шкоте. Гребец № 2 — на левом фока-шкоте. Гребец № 3 — на правом кливер-шкоте. Гребец № 4 — на левом кливер-шкоте. Гребец № 5 — впередсмотрящий. Гребец № 6 следит за фалом.
Гребцы подветренного борта, сидящие на шкотах, управляют шкотами; гребцы наветренного борта дают шкотам слабину. Впередсмотрящий наблюдает впереди по курсу шлюпки и с подветренной стороны и докладывает обо всем обнаруженном. Содержание доклада: что обнаружено, борт, курсовой угол, дистанция. Пример доклада: «Шлюпка справа 15, дистанция 100 метров». Старшина должен проверить, как выполнен подъем парусов. При правильной постановке паруса не морщатся, передние шкаторины обтянуты втугую, галсовые углы находятся на высоте планширя. Если галсовые углы окажутся ниже планширя, то при перемене галсов нижняя шкаторина будет цепляться за планширь, если выше—центр парусности окажется выше нормы и шлюпка получит большой крен. Если паруса, поднятые до места, морщатся при обтянутых галсовых углах, нужно немного потравить или еще больше обтянуть кливер-галс. Если и это не помогает, необходимо спустить паруса и перенести вперед или назад по рейку третную стропку. Иногда необтянутую переднюю шкаторину фока стараются прижать к мачте с помощью штертов. Этого делать не следует — лучше выпрямить ее с помощью туго обтянутого галса. Шкоты должны быть выбраны так, чтобы паруса не полоскали, но и не были слишком стянуты. Правильность натяжения шкотов определяется по легкому дрожанию (заигрыванию) передних шкаторин при движении в бейдевинд или галфвинд и по заигрыванию задних шкаторин при движении в бакштаг или фордевинд. При необходимости производятся подгонка и выхаживание парусов. Ставить паруса нужно как можно быстрее, так как шлюпка в это время неуправляема, ее может развернуть лагом к ветру, навалить на корабль, бочку и т. д. Гребцы шлюпки должны отлично знать свои обязанности, уметь выполнять обязанности других гребцов и оказывать помощь друг другу при постановке и уборке парусов.
Поиск по сайту©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд Интересно: |