УПРАВЛЕНИЕ ШЛЮПКОЙ ПОД ПАРУСАМИ




на основе материалов книги «Шлюпка (устройство и управление)» / Л.Н. Иванов, И.И. Хомяков, Н.П. Вдовиченко, И.А. Загарин (М.: Воениздат, 1971)

• Правила поведения • Направления ветра относительно шлюпки
• Постановка рангоута и подъем парусов • Уборка парусов и рангоута
• Команды для управления шкотами • Поворот «оверштаг»
• Поворот через «фордевинд» • Полуповороты
• Лавировка • Взятие рифов
• Постановка парусов бабочкой • Действие ветра на парус
• Влияние крена и дифферента на управление шлюпкой • Постановка в дрейф
• Управление шлюпкой при шквалах • Подход к трапу корабля
• Отход от трапа корабля • Подход к пирсу и отход от него

 

Правила поведения В дополнение к общим правилам поведения, на шлюпке под парусами должны выполняться следующие правила:
  • весь личный состав должен надеть индивидуальные спасательные средства;
  • при подъёме и спуске парусов гребцы должны следить за рейком, чтобы в случае обрыва фала уклониться от удара;
  • во время движения гребцы, за исключением впередсмотрящего, должны сидеть на рыбинах лицом к парусу (в случае опрокидывания шлюпки парус может накрыть людей).
После постановки рангоута и подъема парусов запрещается:
  • вставать на банки;
  • сидеть на кницах между транцевой и заспинной досками;
  • залезать на мачту (для устранения неисправности мачту нужно срубить);
  • крепить шкоты за утки и банки, а также наматывать на руки (при внезапном порыве ветра шкоты должны быть немедленно раздернуты);
  • использовать для движения весла.
Движение шлюпки на веслах с неубранным рангоутом допускается лишь в случаях, связанных с предупреждением аварии или гибели людей.  
Направления ветра относительно шлюпки Любое решение на маневр шлюпки старшина принимает с учетом направления ветра. Чтобы выразить положение шлюпки относительно ветра, введено понятие о галсах. Если ветер дует в правый борт (паруса на левом борту) — шлюпка идетправым галсом; если ветер дует в левый борт (паруса на правом борту) — шлюпка идет левым галсом. Если ветер дует прямо или почти прямо в нос шлюпки (в пределах от 10° правого борта до 10° левого борта), он называется противным, встречным илилобовым. Если ветер дует в пределах от 10° до 80° к диаметральной плоскости (от носа шлюпки), он называется бейдевиндом. Бейдевинд считается крутым, если угол ветра составляет 10°—60°, и полным, если угол более 60°. Если ветер дует прямо или почти прямо в борт шлюпки (в пределах от 80 до 100°), он называется галфвинд. Если ветер дует под углом от 100° до 170° к диаметральной плоскости, он называется бакштаг. Бакштаг считается полным, если угол ветра более 150°. Если ветер дует прямо или почти прямо в корму (в пределах от 170° правого борта до 170° левого борта), он называется фордевинд. Полные наименования направлений ветра включают наименование галса, например бейдевинд (галфвинд, бакштаг) левого (правого) галса.  
Постановка рангоута и подъем парусов Перед постановкой парусов старшина приводит шлюпку, идущую на веслах, носом против ветра. В таблице ниже приведены командные слова при постановке парусов и описаны соответствующие действия гребцов.  
«Шабаш, рангоут ставить» Гребцы шабашат и прихватывают весла к бортам штертами уключин, чтобы они не скатывались при крене шлюпки. Крюки укладывают на весла, но штертами не прихватывают. Старшина переходит на кормовое сиденье. Гребец № 5 убирает гоночный номер. При стоянке у борта корабля или у пирса вместо этой команды подается команда«Рангоут ставить».
«Ворочай» Гребцы, положив одну руку на парус, а другую под него, переворачивают парус вместе с чехлом по часовой стрелке (глядя с кормы) шнуровкой вверх и быстро расшнуровывают чехол.
«Чехол снять» Парус снова переворачивают, но против часовой стрелки (в обратную сторону) и снимают чехол. Чтобы снять чехол, баковые гребцы берут край чехла, заворачивают его на длину вытянутых рук и передают средним гребцам. Средние гребцы заворачивают чехол дальше и передают его загребным, которые кладут свернутую часть чехла на неразрезную часть. Затем средние гребцы приподнимают кормовую часть паруса, а загребные сдергивают чехол и кладут его в свернутом виде на кормовой решетчатый люк.
«Рангоут разобрать» Гребцы правого борта переносят парус через голову и кладут на весла правого борта.
«Приготовиться рангоут ставить» Гребец № 5 откидывает наметку, а остальные приподнимают топ мачты и продвигают мачту в корму так, чтобы шпор оказался над степсом.
«Рангоут ставить» Гребцы № 1, 2, 3 и 4, не вставая, поднимают мачту в вертикальное положение. Гребцы № 5 и 6 направляют шпор мачты в степс. Гребец № 5 накидывает наметку и вставляет нагель. Старшина шлюпки убирает флаг, меняет румпель и переходит на кормовое сиденье.
  После постановки мачты гребцы правого борта переносят парус на середину, отдают штерты, которыми парус прихвачен к рейку, и передают их старшине шлюпки. Гребец № 6 очищает ванты, передает гребцу № 5 правую вантину, вместе с гребцом № 4 основывает, осаживает и крепит талрепным узлом левую вантину (штерт-ванты пропускают три раза через вант-путенс снаружи внутрь и два раза — через коуш в огоне ванты изнутри наружу и обтягивают вантину снизу вверх). Гребец № 5 принимает от гребца № 6 правую вантину, вместе с гребцом № 3 основывает, осаживает и крепит ее талрепным узлом. Гребцы № 1 и 2 разбирают фок, очищая заднюю шкаторину, передают гребцу № 3 кливер, очищают и заводят фока-шкоты в фасонные обушки; гребец № 1 принимает от гребца № 2 левый фока-шкот и держит в руках оба фока-шкота. Гребец № 3 передает кливер гребцу № 5, очищает переднюю шкаторину фока, основывает и держит в руках фока-галс. Гребец № 5 принимает от гребца № 3 кливер, переходит с ним на носовой решетчатый люк и садится на него с левого борта, очищает переднюю шкаторину кливера, основывает и держит в руках кливер-галс. Гребец № 6 очищает заднюю шкаторину кливера и кливер-шкоты, пропускает правый кливер-шкот под реек и передает его гребцу № 3, а левый кливер-шкот обносит вокруг вантины и передает гребцу № 4, берет и держит в руках фал. Гребцы № 3 и 4 принимают от гребца № 6 кливер-шкоты, пропускают их через обушки на средней банке и передают гребцу № 2, следя за тем, чтобы правый кливер-шкот был также обнесен вокруг ванты и пропущен под реек. Гребец № 4 очищает фал, надевает третную стропку на гак ракс-бугеля и берет в руки фал. Старшина шлюпки руководит действиями гребцов, при осаживании вант следит за тем, чтобы мачта находилась точно в вертикальном положении.
«На фале» Гребец № 6 отвечает «Есть на фале» и держит фал в руках. Гребец № 5 держит кливер-галс. Гребец № 4 держит фал несколько выше гребца № 6. Гребец № 3 держит фока-галс. Гребец № 2 держит оба кливер-шкота. Гребец № 1 держит оба фока-шкота. Старшина шлюпки управляет рулем, находясь на кормовом сиденье с наветренного борта.
«Паруса поднять» Гребцы № 4 и 6 поднимают паруса до места и крепят фал за нагель, находящийся слева от мачты. Крепление производится восьмеркой снизу вверх четырьмя шлагами. Последний шлаг кладется сверху банки ходовым концом под себя и обтягивается. Гребцы № 3 и 5 следят за тем, чтобы при подъеме парусов галсы имели слабину, иначе ракс-бугель до места не дойдет, паруса будут стоять плохо и шлюпка круто не пойдет. Чтобы паруса не наполнялись ветром и не затрудняли выборку фала и осаживание галсов, старшина при подъеме парусов приводит шлюпку против ветра. В свежую погоду это избавляет шлюпку от опасных кренов в то время, когда гребцы заняты подъемом парусов.
«Осадить кливер-галс» Гребец № 5 осаживает и крепит кливер-галс талрепным узлом. Осаживать галс гребцу № 5 помогает гребец № 6.
«Осадить фока-галс» Гребец № 3 осаживает и крепит фока-галс талрепным узлом, ему помогает гребец № 4.
«По местам» Гребец № 2 передает кливер-шкоты гребцам № 3 и 4 и принимает от гребца № 1 левый фока-шкот. Гребцы № 1 и 2 садятся на кормовой решетчатый люк, гребцы № 3 и 4 — на рыбины между загребной и средней банками, гребец № 6 — на рыбины между средней и мачтовой банками, гребец № 5—на носовой решетчатый люк; все — лицом к парусу и ближе к наветренному борту. При таком положении гребцов обеспечивается остойчивость шлюпки и, кроме того, уменьшается опасность накрытия гребцов парусами при опрокидывании.

При движении под парусом обязанности распределены следующим образом. Старшина шлюпки управляет рулем, находясь у наветренного борта. Гребец № 1 — на правом фока-шкоте. Гребец № 2 — на левом фока-шкоте. Гребец № 3 — на правом кливер-шкоте. Гребец № 4 — на левом кливер-шкоте. Гребец № 5 — впередсмотрящий. Гребец № 6 следит за фалом.

Гребцы подветренного борта, сидящие на шкотах, управляют шкотами; гребцы наветренного борта дают шкотам слабину.

Впередсмотрящий наблюдает впереди по курсу шлюпки и с подветренной стороны и докладывает обо всем обнаруженном. Содержание доклада: что обнаружено, борт, курсовой угол, дистанция. Пример доклада: «Шлюпка справа 15, дистанция 100 метров».

Старшина должен проверить, как выполнен подъем парусов. При правильной постановке паруса не морщатся, передние шкаторины обтянуты втугую, галсовые углы находятся на высоте планширя. Если галсовые углы окажутся ниже планширя, то при перемене галсов нижняя шкаторина будет цепляться за планширь, если выше—центр парусности окажется выше нормы и шлюпка получит большой крен.

Если паруса, поднятые до места, морщатся при обтянутых галсовых углах, нужно немного потравить или еще больше обтянуть кливер-галс. Если и это не помогает, необходимо спустить паруса и перенести вперед или назад по рейку третную стропку.

Иногда необтянутую переднюю шкаторину фока стараются прижать к мачте с помощью штертов. Этого делать не следует — лучше выпрямить ее с помощью туго обтянутого галса.

Шкоты должны быть выбраны так, чтобы паруса не полоскали, но и не были слишком стянуты. Правильность натяжения шкотов определяется по легкому дрожанию (заигрыванию) передних шкаторин при движении в бейдевинд или галфвинд и по заигрыванию задних шкаторин при движении в бакштаг или фордевинд. При необходимости производятся подгонка и выхаживание парусов.

Ставить паруса нужно как можно быстрее, так как шлюпка в это время неуправляема, ее может развернуть лагом к ветру, навалить на корабль, бочку и т. д. Гребцы шлюпки должны отлично знать свои обязанности, уметь выполнять обязанности других гребцов и оказывать помощь друг другу при постановке и уборке парусов.

 

 


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: