Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми раннего возраста. Это возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования его органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Восприятие — познавательный психический процесс, заключающийся в целостном отражение в психике человека предметов, воздействующих на его органы чувств.
«Специальные развивающие задачи по освоению различных средств предлагаются ребенку в контексте специфических дошкольных видов деятельности. В основном в игровой форме. В игровой форме происходит «проживание» ребенком определенных ситуаций, соединение его познавательного и эмоционального опытов.
Сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем мире, с другой — составляет фундамент общего умственного развития ребенка».
В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей, понимаемых как способности к использованию в элементарной форме сенсорных эталонов.
СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ - это общепринятые образцы внешних свойств предметов.
—Спектры цвета
—Геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал)
—Величина
Существует три вида действий по использованию сенсорных эталонов:
1. Действия идентификации, т.е. установления тождества какого-либо качества воспринимаемого объекта эталону.
2. Действия по соотношению предмета с эталоном.
3. Действия, связанные с необходимостью самостоятельного анализа сложных свойств предметов, «раскладывания» их на элементы, соответствующие усвоенным эталонным представлениям
с последующим воссозданием целостного предмета.
|
«Усвоив сенсорные эталоны, дети могут использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
Работа по сенсорному развитию должна проходить без разграничения с дидактическими играми и продуктивной деятельностью».
—Рассматривание в соответствии с формой, цветом, размером
—Раскладывание на макетах, дидактическом столе
—Обведение формы пальцем в воздухе, на подносе с крупами, развивающих тренажерах и т.д.
—Определение предметов на ощупь в Чудесном мешочке
—Сравнение формы, цвета, величины
—Катание, прикладывание, наложение и т.д.
—Работа с массажными шариками
—Работа с липкими досками и фланелеграфом
—Игра с предметами-заместителями
—Работа с юбкой-тренажером
—Работа на развивающих пробковых тренажерах
Составляющей частью занятий является работа с развивающими сенсорными тренажерами из бросового материала. Используемые мобильные и сюжетные тренажеры можно изготовить самостоятельно из коробок от конфет, самоклеящейся пленки различных цветов или цветной бумаги, горловин с резьбой от пластиковых бутылок и клея. В коробках прорезаются отверстия для горловин от пластиковых бутылок на определенном расстоянии. Верх коробки обтягивается самоклеящейся пленкой или цветной бумагой, приклеиваются горловины. В листах картона прорезаются отверстия в той же последовательности, что и на коробке. Затем на листах картона под отверстия создается рисунок с помощью самоклеящейся пленки или цветной бумаги (машины, цветы, вишни и т.д. по тематике занятий). Листы картона надеваются на коробку и меняются в зависимости от тематики занятий.
|
Так же в занятии используется многофункциональная юбка-тренажер. Каждый клин этой юбки соответствует определенной тематике, например теме «Фрукты» соответствует клин «Фрукты» (текстильная аппликация фруктов различных цветов и размеров), теме «Времена года» соответствует клин «Снеговик» (текстильная аппликация снеговика и новогодней елки с нашивкой пуговиц в виде игрушек) и клин «Дом и яблоня» (текстильная аппликация дерева с яблоками) и т.д.
Более подробное описание изготовления и применения развивающих тренажеров можно найти в пособии «Развивающие тренажеры из бросового материала» Е.В. Полозовой.
ЦВЕТ: Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. Ребенка нужно научить обследовать эти сочетания, улавливать ритм в расположении отдельных цветовых тонов.
ФОРМА: Восприятие формы предполагает умение раздробить предмет на отдельные элементы и определить соотношение этих элементов между собой.
ВЕЛИЧИНА: Выделение разных измерений величины — длины, ширины, высоты.
«Усвоить сенсорные эталоны — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств различных предметов в продуктивной деятельности ребенка»