Знакомство с сенсорными эталонами




Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми раннего возраста. Это возраст наиболее благоприятен для разви­тия восприятия ребенка, совершенствования его органов чувств, накоп­ления представлений об окружающем мире.

Восприятие — познавательный психический процесс, зак­лючающийся в целостном отражение в психике человека предме­тов, воздействующих на его органы чувств.

«Специальные развивающие задачи по освоению различных средств предлагаются ребенку в контексте специфических дошколь­ных видов деятельности. В основном в игровой форме. В игровой форме происходит «проживание» ребенком определенных ситуаций, соединение его познавательного и эмоционального опытов.

Сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоя­тельное значение, т.к. обеспечивает получение отчетливых представле­ний об окружающем мире, с другой — составляет фундамент общего умственного развития ребенка».

В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей, понимаемых как способности к использованию в элементарной форме сенсорных эталонов.

СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ - это общепринятые образцы внешних свойств предметов.

—Спектры цвета

—Геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал)

—Величина

Существует три вида действий по использованию сенсор­ных эталонов:

1. Действия идентификации, т.е. установления тождества какого-либо качества воспринимаемого объекта эталону.

2. Действия по соотношению предмета с эталоном.

3. Действия, связанные с необходимостью самостоятельного анализа сложных свойств предметов, «раскладывания» их на эле­менты, соответствующие усвоенным эталонным представлениям
с последующим воссозданием целостного предмета.

«Усвоив сенсорные эталоны, дети могут использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Работа по сенсорному развитию должна проходить без разгра­ничения с дидактическими играми и продуктивной деятельностью».

—Рассматривание в соответствии с формой, цветом, раз­мером

—Раскладывание на макетах, дидактическом столе

—Обведение формы пальцем в воздухе, на подносе с крупа­ми, развивающих тренажерах и т.д.

—Определение предметов на ощупь в Чудесном мешочке

—Сравнение формы, цвета, величины

—Катание, прикладывание, наложение и т.д.

—Работа с массажными шариками

—Работа с липкими досками и фланелеграфом

—Игра с предметами-заместителями

—Работа с юбкой-тренажером

—Работа на развивающих пробковых тренажерах

 

Составляющей частью занятий является работа с развивающими сенсорными тренажерами из бросового материала. Используемые мо­бильные и сюжетные тренажеры можно изготовить самостоятельно из коробок от конфет, самоклеящейся пленки различных цветов или цвет­ной бумаги, горловин с резьбой от пластиковых бутылок и клея. В ко­робках прорезаются отверстия для горловин от пластиковых бутылок на определенном расстоянии. Верх коробки обтягивается самоклеящей­ся пленкой или цветной бумагой, приклеиваются горловины. В листах картона прорезаются отверстия в той же последовательности, что и на коробке. Затем на листах картона под отверстия создается рисунок с помощью самоклеящейся пленки или цветной бумаги (машины, цве­ты, вишни и т.д. по тематике занятий). Листы картона надеваются на коробку и меняются в зависимости от тематики занятий.

Так же в занятии используется многофункциональная юбка-тренажер. Каждый клин этой юбки соответствует определенной тематике, например теме «Фрукты» соответствует клин «Фрукты» (текстильная аппликация фруктов различных цветов и размеров), теме «Времена года» соответствует клин «Снеговик» (текстильная аппликация снеговика и новогодней елки с нашивкой пуговиц в виде игрушек) и клин «Дом и яблоня» (текстильная аппликация дерева с яблоками) и т.д.

Более подробное описание изготовления и применения раз­вивающих тренажеров можно найти в пособии «Развивающие тренажеры из бросового материала» Е.В. Полозовой.

ЦВЕТ: Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. Ребенка нужно научить обследовать эти сочета­ния, улавливать ритм в расположении отдельных цветовых тонов.

ФОРМА: Восприятие формы предполагает умение раздро­бить предмет на отдельные элементы и определить соотношение этих элементов между собой.

ВЕЛИЧИНА: Выделение разных измерений величины — дли­ны, ширины, высоты.

«Усвоить сенсорные эталоны — это вовсе не значит научить­ся правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, глав­ное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств различных предметов в продуктивной деятель­ности ребенка»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: