Дидактические и методические теории




 

В методике Шулешко периоду освоения буквенной записи в тетради (март, апрель, май) предшествует период освоения движения руки вдоль всей строки во время записи слоговой структуры слов (январь-февраль). Начальный период - с сентября по декабрь, включает формирование правильной постановки тела, головы, рук, пальцев и создание обобщенного образа рукописной записи. В это время воспитывается умение согласовывать действия руки и голоса.

При обучении письму основное внимание уделено освоению ориентировки в пространстве (на разных таблицах, в размещении букв на строке, в структуре алфавита), работе по организации темпа и ритма письма, анализу состава (структуры) слов и слогов на основе особых модельных записей, постоянной работе над соблюдением норм произнесения целого слова.

В результате обучения дети научатся:

1. выбирать удобные для себя параметры буквенной записи - высоту строки, размер букв, степень наклона букв в строке - и сохранять четкость записи и общепринятую графику;

2. писать самостоятельно фразу из знакомых слов;

3. самостоятельно определять объём безошибочно списываемого текста;

4. читать рукописный текст с той же скоростью, что и печатный.

Дети смогут читать небольшие рукописные и печатные тексты по слогам и целым словам со скоростью 25-30 слов в минуту, писать рукописные строчные и прописные буквы, писать небольшие тексты самостоятельно и под диктовку с другого голоса при полном сохранении естественности речи лица, произносящего текст (или того лица, которое произносит текст).

Успех обучения, по нашему мнению, определяется тем, насколько практически удается не нарушать способность воображения каждого ребёнка. И только в прямой связи со всеми видами занятий в детском саду возможно достичь наибольшего эффекта в обучении письму.

В самой же организации обучения должны быть реализованы следующие принципы.

Первый принцип. Необходимо отказаться от обучения чтению и письму по буквам; признать значение строки и значение слога как меры самосохранения речи.

Второй принцип. Овладение рукописными движениями по сути дела есть освоение образной основы этих движений. В этом оно аналогично спортивному умению (а не умению владеть инструментом).

Третий принцип предполагает развитие пространственно-временной организации движений пишущего в "поле" строки.

Четвёртый принцип предполагает формирование у ребёнка способности наблюдать за образами действующих лиц: выговаривающего, всматривающегося, вслушивающегося.

Пятый принцип. Деловые взаимоотношения между детьми становятся главным условием воспитания самостоятельности в чтении, письме и рассказывании.

Методические теории

Чтобы вручную построить графический образ, надо воспринять и выразить сходства и различия всего набора элементов букв. Была создана таблица 24 элементов букв. Фоном для каждого элемента стал квадрат. Его поверхность, как фон, представляет себе только тот, кто научился вручную самостоятельно строить квадрат как пересечение полос одинаковой ширины.

Ряд квадратов, стоящих вплотную друг к другу, образуют полосу - строку для записи.

Характерность каждого элемента обнаруживается в сравнении начал их написания ("входы" в поле, где они размещены), концов их написания ("выходы" их квадратов) и линии перехода от движения руки к себе к движению от себя. Эта линия нигде не описывается словами, а следовательно, не замечается детьми.

Форма этого переходного звена должна получить имя. Графически она должна быть воспринята как пропорциональная фигура. Боковая сторона стилизованного листика или капли (свисающей, но не падающей) называется "полкапли", "пол-листика". При вводе этих форм через рисование в качестве исходного трафарета был использован медиатор фабричного производства (пластмассовая пластинка для игры на струнных инструментах). Рисование этой формы от руки - темповое - обеспечивается выполнением особого петельного росчерка в крупном размере на настенной доске. Потом размер рисуемой формы уменьшается в соответствии с предметным содержанием рисунка (голова муравья, шляпка гриба и т. п.).

В ряду росчерков - ритмизованных узоров, на которых при желании можно обнаружить почти все элементы букв, если вообразить написанной в этом месте определенную букву.

Благодаря ритмизации своих действий с помощью речи многообразие образов превращается в вариацию графического движения по размеру и по переходу от движения вперед по строке к движению назад по строке. Речевое ритмическое сопровождение при письме росчерков по структуре осуществляется на трех уровнях: пословном, слоговом и звуковом (при уменьшении размеров росчерков до ширины строки и половины ширины строки). В соответствии с этим формируется рабочая поза пишущей руки и уверенность в своем умении предусматривать необходимые изменения в направлении своего движения, продвигаясь по строке без подглядывания за тем, что выходит (т. е. без дополнительного зрительного контроля).

В работе мелом на доске координируются движения плеч и локтей при заданном повороте головы. Это определяет постоянство в наклоне линий относительно направляющей горизонтали - строки. В работе фломастером на альбомном листе бумаги и мелом на настольной подставке координируются движения локтя и кисти правой руки к соположению с левой рукой. Осуществляется коррекция движений при переходе от положения стоя к положению сидя.

В работе по кальке и в тетради координируются движения пальцев и кисти руки, осуществляется согласование выработанного образа продвижения по строке с темпом собственной речи, вносятся индивидуальные оттенки в характер выполнения записи. Так создается вручную сплав общепризнанного графического облика с неповторимостью момента речи для пишущего. Весь ход такого обучения может быть представлен набором образцов-упражнений, которые развивают у начинающего воображение и самостоятельность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: