Практические организационные формулы и процедуры




 

1. Таблица "Аквариум"

"Аквариум" - таблица большая, 120х150 см. На ней изображен слегка вытянутый в высоту аквариум - стеклянный параллелепипед с голубоватой водой, в которой плавают среди водорослей и ракушек рыбки, а на стенках - буквы алфавита.

Буквы в "Аквариуме" размещены группами. Ориентирами к местоположению каждой группы букв является конкретный элемент изображения аквариума. Вместе с тем таблица "Аквариум" должна быть достаточно яркой и привлекательной для детей.

Каждой букве в таблице соответствует её порядковый номер-цифра от 1 до 33.

Цифры расположены не ровным горизонтальным рядом, а маленькими "лесенками", идущими вверх или вниз, соответствующими каждой группе букв. Каждая буква находится точно под (или над) своей цифрой.

Над цифрами располагаются все гласные буквы, под цифрами - согласные и знаки - мягкий и твёрдый.

Группы букв отмечены не только пространственным расположением, но и цветом. Каждая буква имеет свой цвет, в тот же цвет окрашена и соответствующая ей цифра.

 

 

2. Малые таблицы

Таблицу "Аквариум" дополняют четыре так называемые "малые таблицы", в которых наряду с печатными буквами представлены письменные - строчные и заглавные.

Каждый квадрат в малых таблицах разлинован на 16 малых квадратов клеток. В клетках на строчках стоят буквы. В нижних и верхних рядах - печатные, а в двух средних - письменные.

В малых таблицах печатные буквы даны перевернутые, в зеркальном изображении. Это сделано для того, чтобы рукописные буквы сразу воспринимались, как совершенно отдельные, отличные от печатных. Такой приём обеспечивает большую устойчивость образа рукописных букв.

Основной способ работы с этими таблицами таков. Видно, что буквы и цифры различаются цветом. При этом они размещены так, чтобы можно было сказать, над какой или под какой цифрой найти букву. Цвет этой буквы и цвет цифр одинаков. Адресуя вопрос к собеседнику, ребёнок станет уточнять местоположение того предмета, на который надо смотреть. Таким образом он будет строить адрес места буквы. В итоге у ребёнка возникает представление о неповторимости буквы по личному названию, по месту, по цвету, по облику.

 

 

3. Таблица элементов букв в квадратах

В специальной таблице даны в правильном начертании все элементы букв в квадратах.

Таблица служит для обсуждения каждого элемента, для сравнения работ детей с эталоном с целью выявления ошибок и неточностей. Не для копирования!

Психофизиологические возможности ребёнка таковы, что он может, изменяя размеры буквы, сохранить её пропорциональность, если его движения координированы. На этой основе создано новое описание рукописных букв.

Характерность элемента буквы зависит от своеобразия начала его, записи переходного элемента и его конца.

Сравнить элементы по трём характерным признакам возможно при вписывании их в квадрат. Тогда графически и словесно выразимы их сходства и различия.

Выделяются три уровня начала записи - по центру, выше его, ниже его. Степень точности размещения начала передается графически на образце. Конец линии элемента всегда в правой половине квадрата. Чаще всего он не в углу, а левее него.

На фоне квадрата отчётливо виден наклон элемента. Практическое подтверждение увиденного и услышанного рождает у ребёнка уверенность в успехе, уверенность руки.

 

 

4. Таблица росчерков

Специальная таблица, где приведены примеры росчерков от самых простых, петельного типа, до сложных.

 


 

 

5. Раздаточный материал

Набор слоговых структур

Набор состоит из 8 лесенок по 5 ступенек в каждой. На каждой ступеньке лесенки изображена строчка и вписанный в неё слог. На двух лесенках слоги из двух звуков даны синим цветом.

На двух лесенках даны слоги в три звука красным цветом. На трёх лесенках слоги в 4 звука даны зелёным цветом. На одной лесенке слоги в 5 звуков даны коричневым цветом. Знание соответствия цвета числу звуков позволяет сделать выбор слога и точным, и быстрым.

 


 

 

Трафареты с росчерками

Волчок, спицы, медиатор

Объясним назначение волчка, спиц и медиатора. Волчок запускается тем, у кого сложилась правильная и соответствующая возрасту старшего дошкольника координация всех звеньев руки. Эти запуски имеют диагностический характер для определения точки отсчёта в дальнейшем совершенствовании движений.

Спицы нужны для обучения набиранию петель на них, чтобы установить и правильное силовое распределение усилий, и правильный уклад пальцев обеих рук, и правильную позу, постановку локтей, и правильное размещение объекта работы на близком расстоянии от глаз. У того, кто привыкнет удерживать эти черты рабочей позы существенно повысится успешность работы пером.

Медиатор - это пластмассовая пластина своеобразной формы. Выбор этой формы обусловлен тем, что линия бокового контура медиатора совпадает с линией элемента буквы как переходная часть у нижней линии строки. Это чётко видно на элементе, соединяющим буквы.

Именно это переходное звено обычно опускается в описании облика буквы. А то, что не названо, то в графике и не видится, и не воспроизводится.

Работа с формой медиатора создает надежную воспроизводимость и точность облика как элементов букв, так и буквосочетаний.

Медиаторы можно приобрести в магазине музыкальных инструментов или вырезать их из картона в количестве по 6-8 штук на каждого ребёнка.

Для работы на доске нужно вырезать 5-7 больших картонных медиаторов (размер в 5 раз больше, чем у маленького медиатора).

Инструменты для письма

Для письма детям необходимы мел (цветной), фломастеры (цветные, лучше с толстым стержнем, дающие жирную линию), кисточки (с какой-либо водяной краской), а позже - ученические ручки с перьями и чернильницы.

Материалы для письма

Белая бумага в размер альбомного листа (можно альбом), позже - тетради в одну линейку.

Настольные подставки

Наклонные настольные подставки для письма очень нужны для занятий с письмом детьми дошкольного возраста. Они обеспечивают правильное положение тела и удобное расположение писчего листа. При работе за обычным столом при зажимании пальцами тонкого стержня у ребёнка затекают руки и шея.

Этого не происходит, если ребёнок действует в такой позе, которая позволяет писать с наклоном намеренно. Когда дети пишут на настольной подставке, они её размещают удобно для себя, подгоняя её расположение под комбинацию своих размеров и высоты стола, ставя её под правую руку с разворотом вправо.

Локоть включается в работу локоть при стабильном положении кисти, удерживающей мел, фломастер или "мокрый карандаш" - тряпочку, свёрнутую трубочкой.

Ребёнок намеренно выделяет наклонные полосы, пересекающие горизонтальную линию. Дисграфии не возникает. Глаз не утомляется, так как крупно выписывается образ, впервые увиденный на настенной доске.

Размещено на Allbest.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: