ТЕМА №3. ДОХОДЫКОРПОРАЦИИ
Доходы корпораций и их классификация
Формирование и использование выручки
Планирование выручки
Доходы корпораций и их классификация
Доходами корпораций (кроме кредитных и страховых) признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и/или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, авансы, задатки, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Доходы корпорации в зависимости от их характера, условий получения и предмета деятельности организации подразделяются на:
1. доходы от обычных видов деятельности;
2. прочие поступления.
Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, а также от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды; предоставления за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; участие в уставных капиталах других организаций (в том случае, если это относится к предмету деятельности организации).
Все прочие доходы хозяйствующего субъекта исходя из их экономического содержания можно разделить на доходы:
♦ получаемые от операций по реализации (но за рамками основной деятельности), а также в результате иного использования активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества); поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;
|
♦ внереализационные (получение которых не связано с продажей продукции, работ, услуг или иных активов организации) – штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, и др.
♦ право на получение которых может появиться в связи с чрезвычайными обстоятельствами, т. е. это поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т. п.).
Формирование и использование выручки
Выручкой от продаж продукции (работ, услуг) называются денежные средства, поступившие на расчетный счет корпорации за продукцию, отгруженную покупателю.
|
Своевременное поступление выручки — важный момент в хозяйственной деятельности корпорации. Во-первых, выручка является основным регулярным источником для корпорации по удельному весу среди всех возможных поступлений средств. Во-вторых, процесс кругооборота средств заканчивается реализацией продукции и поступлением выручки, что означает восстановление затраченных на производство денежных средств и создание необходимых условий для возобновления следующего кругооборота.
От поступления выручки зависят устойчивость финансового положения корпорации, состояние ее оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банком, поставщиками, работниками. Несвоевременное поступление выручки приводит к задержке расчетов, штрафам и санкциям, что в конечном итоге означает не только потери прибыли поставщика, но и перебои в работе и остановки производства на смежных предприятиях.
Полученная выручка от продажи товаров (работ, услуг) зачисляется на расчетный счет корпорации.
Из выручки производится возмещение затрат, отчисления налогов в бюджет, выплата заработной платы в установленные сроки, возмещается износ основных производственных фондов, финансируются расходы, предусмотренные финансовым планом и не включаемые в себестоимость продукции.
Таким образом, выручка является важнейшим фактором в достижении конечных целей корпорации.
Разделяют выручку, которая формируется в бухгалтерском учете, и выручку, формируемую в целях налогообложения. Эти два понятия, как правило, не совпадают по величине и по своему экономическому содержанию.
|
В бухгалтерском учете выручка всегда устанавливается по отгрузке продукции и по предъявлению покупателю расчетных документов.
В соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ выручку в целях налогообложения рассчитывают одним из следующих методов:
1) методом начисления — по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов; т.е. в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств.
2) кассовым методом — по поступлению денежных средств на счета в банках, а при расчетах наличными деньгами — по поступлению денежных средств в кассу.
Организация имеет право использовать кассовый метод, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал.
Метод определения выручки устанавливается предприятием самостоятельно и отражается в учетной политике.
Если поступление выручки на счет корпорации означает завершение кругооборота средств, то ее использование представляет собой начало нового кругооборота, а также стадию распределительного процесса. На этой стадии формируется доходная база бюджета государства различных уровней, тем самым обеспечивая общегосударственные интересы, а также образуются собственные финансовые ресурсы корпорации.
Направления распределения выручки показаны на рис.
Выручка используется в первую очередь для оплаты счетов поставщиков сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих и т.п. Остаток выручки после возмещения стоимости израсходованных материальных ресурсов и возмещения амортизации внеоборотных активов формирует валовой доход, из которого в первую очередь возмещаются средства, израсходованные на оплату труда. Оставшиеся после этого средства составляют чистых доход предприятия, направляемый на уплату налогов, относимых на финансовый результат деятельности и формирование прибыли.
Планирование выручки
В практике расчет выручки от продажи базируется на глубоком изучении рынков сбыта продукции, оценке их емкости. При этом вначале оценивается общая потенциальная емкость рынка, т. е. общая стоимость товаров, которые могут быть реализованы в данном регионе с учетом степени его насыщенности и тенденции изменения спроса. Затем определяется доля рынка, которую корпорация способна занять, получив максимальную сумму реализации. В итоге прогнозируется объем продаж при имеющихся условиях работы, уровне цен, наличии конкурентов.
Вместе с тем нельзя сбрасывать со счетов и столь важный внутренний фактор, влияющий на размер объемов производства и продаж, как наличие производственных мощностей корпорации, позволяющих выпустить такой объем продукции, который востребован рынком.
К основным методам планирования выручки относят:
1. Метод прямого счета - основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем реализации продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известны необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены. Данный метод заключается в том, что по каждому изделию в отдельности рассчитывается объем реализации в отпускных ценах, а затем результаты складываются.
В = ∑ Цi × ОПi,
где В — выручка;
Цi — цена единицы i-го вида продукции;
ОПi — объем реализации i-го вида продукции в натуральном выражении.
Этот метод применяется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции и в случае, когда имеются заказы потребителей на все виды продукции на плановый период, заключены договоры с потребителями, в которых указаны количество поставляемой продукции и цена ее реализации.
2. Расчетный метод. Плановая величина выручки определяется исходя из величины ожидаемых остатков нереализованной продукции на начало и конец планового периода, а также из величины прогнозируемого выпуска товарной продукции в плановом периоде.
В = Он + Т - Ок;
где В — выручка;
Он — остатки нереализованной готовой продукции на начало планируемого периода;
Т — товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;
Ок — остатки нереализованной готовой продукции на конец планируемого периода.
Выручка рассчитывается и планируется в свободных отпускных ценах корпорации. Затраты же на производство учитываются в бухгалтерском учете по производственной себестоимости. На основе данных бухгалтерского учета рассчитываются переходящие остатки нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода по производственной себестоимости. Поэтому возникает необходимость производить перерасчет стоимости этих остатков из производственной себестоимости в цены реализации. Все элементы должны быть в ценах реализации, поэтому применяется коэффициент пересчета реализованной продукции из производственной себестоимости в отпускные цены.
Коэффициент пересчета рассчитывается как отношение выручки от реализации в отпускных ценах к производственной себестоимости реализованной продукции.