ПРОГРАММА
Клуба интеллектуальных игр
"Белая рысь"
(МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ)
Автор-составитель
Климович Тамара Васильевна,
руководитель клуба.
Гомель
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Авторская программа разработана для школьников младшего возраста, занимающихся в клубе с 11 лет.
Опыт работы с этой категорией школьников приобретен в течение 2000 – 2004 годов и основывается на занятиях с командой «Хронически разумные юноши». Работа с воспитанниками клуба, вошедшими в состав экспериментальной группы в возрасте 11-12 лет, позволила экспериментально проверить и утвердить методические разработки, предназначенные для младшей возрастной группы (воспитанников «нулевого» года обучения).
Правильность выбранного направления подтверждается высокими результатами, которые показала данная команда. Так, «Хронически разумные юноши» становились призерами и победителями республиканских и международных соревнований по интеллектуальным играм, три года подряд (2004-2006) была чемпионом Гомельской области. Команда дважды занимала 2-е место по «Что? Где? Когда?» на юношеском «Кубке Европы» (2005, 2006), выиграла Кубок Европы (2006). Работа по данной программе с командой «Хрустальная сова» в 2004-2006 гг. позволила в дальнейшем достичь значительных спортивных результатов вплоть до победы в чемпионате Европы 2010 года.
Данная программа является общекультурной по целевому назначению, многопрофильной по содержанию и видам деятельности, авторской по степени авторства, среднесрочной по срокам реализации, общей по особенностям развития кружковцев.
Организационные условия реализации программы.
Занятия с кружковцами данного возраста проводятся по 3 академических часа 2 раза в неделю.
Работа основывается на игровых видах деятельности, с помощью которых и решаются основные образовательно-воспитательные задачи. Участие в интеллектуальных играх вовлекает учащихся в многоступенчатый процесс познания. Кроме того, учащиеся находят свой круг общения, в котором возрастает их самооценка, а также нарабатываются навыки рационального мышления и работы в коллективе.
Основной упор в работе с кружковцами младшего возраста делается на игровых методах подачи теоретической информации. Работа строится на занятиях особой формы, которые отличаются от традиционного учебного (урочно-лекционного) процесса. Минимум назидательности, никакого принудительного навязывания знаний и умений. Теоретическая информация вводится в игровой процесс как можно более ненавязчиво и иллюстрируется игровыми примерами из богатейшей практики интеллектуальных игр.
Занятие состоит из двух этапов. Первый - круговая разминка с применением общеразвивающих игр. Второй - тренировка в режиме реального времени по правилам разных интеллектуальных игр (с пояснением через игру отдельных теоретических положений).
Для реализации учебно-воспитательных целей используются следующие материалы:
- развивающие игры;
- архивы вопросов и игр;
- авторские интеллектуальные игры;
- информационные базы данных, электронные (и иные) энциклопедии, справочники и интерактивные пособия.
Основной игровой и организационной единицей клуба является микрогруппа (команда), состоящая из 6 человек, что определяет численность учащихся в группах клуба кратным шести.
Учебно-тренировочный процесс строится на занятиях с разным по численности контингентом. Для теоретических занятий и общих тренировок нужны большие группы - три и более команд; для практических занятий, где руководителю клуба необходимо отслеживать психологические реакции, ролевое участие и игровой вклад членов команды, работа идет с одной микрогруппой; на индивидуальном уровне (от одного до трех человек) требуется работа по подготовке капитанов команд и игровому тренингу игроков основных специализаций.
Практика показала, что необходимо развивать и такую форму работы, как «Клубный день» (совместная игра всех команд и игроков, как занимающихся в клубе, так и приглашенных). Клубный день проводится как игры и встречи и команд клуба с командами разного уровня подготовки, в том числе и командами старшего школьного возраста. В клубные дни организуются и проводятся регулярные игры чемпионата города в разных возрастных группах, а также синхронные турниры вплоть до Молодежного Кубка Мира.
В качестве поощрения для сильнейших игроков и команд практикуются поездки на игры и турниры любого уровня, вплоть до международного. Включение клуба, его отдельных команд клуба с систему календарных игр ОО «Белорусская Лига интеллектуальных команд» (БЛИК) придает учебно-тренировочному процессу более спортивный, соревновательный характер.
Цели: всестороннее гармоническое развитие социально-активной личности с учетом ее индивидуальности, потребностей и интересов; раскрытие творческих способностей детей путем включения их в различные виды деятельности, результатом которых становится повышение эрудиции, развитие воображения, фантазии и логики.
Задачи:
- создание условий для интеллектуального роста детей на занятиях, расширение их кругозора, дополнение и углубление знаний, полученных в школе, налаживание межпредметных связей; выполняя эти задачи, клуб дает определенную сумму теоретических знаний, которые могут быть легко использованы воспитанниками в процессе образования и разнообразных жизненных ситуациях.
- воспитание гражданско-патриотических качеств, стремления к самообразованию, повышению общекультурного уровня; пробуждение у учащихся интереса к интеллектуальным видам деятельности и общения.