ВОПРОС 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИЗАЦИИ УИС: НАПРАВЛЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ




 

Личный состав исправительных учреждений, с разной степенью успешности выполнявший административно-воспитательные функции, в условиях гуманизации пенитенциарной системы интенсивно обновляется. Следует подчеркнуть, что профессиональная деятельность в системе исправительных учреждений предъявляет достаточно серьезные требования не только к профессиональным знаниям и умениям, которые приобретаются в учебных заведениях и закрепляются в процессе реальной работы с осужденными, но и к личностным качествам сотрудников, осуществляющих сложную работу, включенную в понятие «исполнение наказания». Этот вид деятельности входит в, так называемые, социономические профессии, где объектом воздействия является другой человек или группа людей. В этой связи наиболее адекватным для психологического подбора сотрудников исправительных учреждений является личностный подход, уделяющий особое внимание не только познавательным способностям и психофизиологическим характеристикам, а в первую очередь личностным особенностям кандидатов, принимаемых на работу в исправительные учреждения[6].

Деятельность - динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных отношений субъекта в предметной деятельности.

Деятельность сотрудников многообразна ее классифицируют:

а) по предмету деятельности: люди (работа с людьми), вещи (работа с вещами);

б) по целям: организаторская (обеспечение выполнения поставленных задач), педагогическая (нацеленная на изменение личностных качеств);

в) по мотивам: альтруистическая, эгоистическая;

г) по результатам: завершенная, незавершенная.

Деятельность сотрудника уголовно-исполнительной системы по выполнению ими своих служебных обязанностей вытекающих из минимальных стандартов обращения с заключенными, Закона о пенитенциарной системе, уголовно-исполнительного кодекса РФ, концепции совершенствования пенитенциарной системы, имеет целый ряд особенностей. Работа в уголовно-исполнительной системе - это, прежде всего вид государственной службы. Особый характер выполняемых сотрудником функций предопределяет специфику в подготовке и подборе кадров, в порядке назначения на должность и освобождения от нее, в регулировании ответственности и порядка прохождения службы. Важным психологическим фактором является соблюдение субординации сотрудниками, связанных с «послушанием» и «авторитетом» вышестоящих по «служебной лестнице» лиц.

В деятельности пенитенциарного учреждения участвуют специалисты почти 50 профессий, осуществляющих три основных направления[7]:

1. Сотрудники, которые организуют собственно исполнение наказания (служба безопасности, оперативно-розыскная деятельность, служба охраны).

2. Сотрудники, осуществляющие воспитательную работу (начальники отрядов) и оказывающие психологическую и медицинскую помощь осужденным (психологи и врачи), а также обучение осужденных (учителя, преподаватели ПТУ).

3. Работники технических и инженерных служб, призваны обеспечить инженерное и техническое функционирование исправительного учреждения.

Специфика государственной службы сотрудников пенитенциарных учреждений обуславливается Законом Российской Федерации «Об уголовно-исполнительной системе»:

исполнение назначенных судами уголовных наказаний в виде лишения свободы и ограничения свободы, а также исключительной меры наказания;

обеспечение правопорядка и закономерности в учреждении пенитенциарной системы, безопасности содержащихся в ней лиц, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений;

содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

обеспечение трудовой занятости осужденных и заключенных;

развитие материально-технической базы и социальной сферы пенитенциарной системы.

Деятельность сотрудника пенитенциарного учреждения отличается от других видов, прежде всего своим правовым характером, который предопределяет и ее психологическое своеобразие.

Во-первых, объектом этой деятельности чаще всего служат поступки людей, нарушивших закон.

Во-вторых, что эта деятельность составляет его право на обязанность. Каждое действие сотрудника исправительного учреждения влечет за собой серьезные правовые последствия, что отличает его работу от большинства других профессий и придает ей особую социальную значимость.

В-третьих, что все действия, из которых слагается эта деятельность, либо непосредственно регулируются законом, либо, будучи основаны на законе, предопределяются им в основных чертах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником пенитенциарного учреждения своих служебных обязанностей всегда является нарушением того или иного нормативного акта (бездействие, злоупотребление, превышение власти, дискредитация власти и т.д.).

Все это порождает повышенную ответственность сотрудника за каждое свое действие.

Деятельность сотрудника исправительного учреждения связана с противодействием им заинтересованных лиц.

Как известно, большинство граждан заинтересованы в раскрытии преступлений, наказании преступника и готовы оказать помощь. В тоже время остается определенная группа людей, сочувственно относящихся к лицу, совершившему преступление, заинтересованных в неудаче расследования и суда и готовых принять необходимые меры. Наиболее заинтересован в этом сам преступник, который всеми силами противодействует действиям органов расследования.

Необходимость преодоления экстремальных ситуаций, устранения препятствий, которые специально создаются, вызывают у сотрудников пенитенциарных учреждений стрессовые состояния и требуют постоянных волевых и умственных усилий.

С возможностью противодействия заинтересованных лиц связана другая психологическая особенность деятельности сотрудников исправительных учреждений ее властный характер.

Наличие властных полномочий ставит сотрудника пенитенциарного учреждения в особое положение. Оно действует от имени государства, его поддерживает авторитет и принудительная сила власти, применения санкций. Умение пользоваться властью - важнейшее профессиональное требование.

Правомерность и целесообразность использования власти зависит от личных качеств сотрудников. Ни сочувствие, ни возмущение не должны влиять на объективность выводов.

Поскольку пенитенциарное учреждение - многофункциональное учреждение, то и деятельность сотрудников является такой же. В ней выделяются следующие основные подструктуры: а) социальная; б) юридическая; в) производственно-хозяйственная; г) психолого-педагогическая (воспитательная); д) организационно-управленческая.

Социальная подструктура деятельности сотрудников пенитенциарного учреждения направлена на реализацию в жизнь уголовно-исполнительного законодательства в плане ресоциализации осужденных. Сотрудники исправительного учреждения имеют дело со специфическим контингентом людей, имеющим значительную деформацию нравственных качеств, и потребительские взгляды на жизнь.

Юридическая подструктура деятельности сотрудников исправительного учреждения связана с обеспечением надлежащего исполнения уголовно-исполнительного наказания в отношении осужденных к лишению свободы. Точное и строгое исполнение приговора вынесенного и провозглашенного от имени государства имеет психологическое и педагогическое значение для осужденных, воспитывая у них уважение к закону.

В процессе исполнения уголовного наказания сотрудникам пенитенциарного учреждения приходится сталкиваться со многими областями трудового, гражданского, административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, финансового, наследственного права, ибо вся жизнь осужденного в местах лишения свободы строго регламентирована различными нормами права. Для успешного осуществления юридической подструктуры своей деятельности у персонала пенитенциарного учреждения должно быть сформировано правовое мышление и воспитана правовая культура. Только при этом условии он может знать, как оказывать физическую помощь осужденному.

Необходимость хорошей юридической подготовки сотрудника пенитенциарного учреждения диктуется тем, что он является защитником интересов и прав осужденного. Поэтому принцип законности, уважения к законам должны стать личным убеждением, поскольку сотруднику пенитенциарного учреждения приходится преодолевать не только правовую несовместимость части осужденных, но и вести борьбу с правовым инфантилизмом (безразличным отношением осужденных к своему перевоспитанию) и правовым нигилизмом (отрицательным отношением осужденных к своему преступлению и наказанию).

Производственно-хозяйственная подструктура деятельности сотрудников пенитенциарного учреждения связана с тем, что они участвуют в организации трудовой занятости осужденных (это не значит, что начальник отряда, сотрудник службы безопасности или оперативного отдела должен подменять того или иного работника инженерно-технической службы). Для этого всем сотрудникам необходима элементарная экономическая подготовка, знание техники на которой работают осужденные.

Психолого-педагогическая подструктура деятельности сотрудников пенитенциарного учреждения связана с умением диагностики личности и среды осужденных, и педагогически правильно воздействовать на них. Исправление и ресоциализация осужденного и преобразование негативной среды, оказание психологической помощи составляют суть психолого-педагогической работы.

Организационно-управленческая подструктура деятельности сотрудника пенитенциарного учреждения требует организационных умений и навыков управления общностями осужденных. Без четкого упорядочения жизни и деятельности осужденных и сотрудников невозможно и выполнение задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. Поэтому сотрудники должны развивать у себя организаторские способности.

Указанные подструктуры деятельности сотрудников тесно взаимосвязаны. Так надлежащее обеспечение исполнения и отбывания уголовного наказания во многом зависит от четкости организации режима и управления, а эффективность психолого-педагогического воздействия на осужденных, с целью их исправления и ресоциализации - от осуществления совокупности всех подструктур деятельности. Осуществление стоящих перед пенитенциарным учреждением задач, успех работы исправительного учреждения во многом определяются координацией и взаимосвязью, целенаправленностью работы в отрядном звене.

Результаты своей деятельности начальник отряда должен фиксировать, в связи с чем ему необходимо собирать большой объем отчетной документации, в которой отражены разнообразные сведения о личности: паспортные данные, характер совершенного преступления, длительность наказания, величина иска, характер и психологические черты поведения, склонность к азартным играм, правонарушениям, побегу, меры поощрения и взыскания, результаты воспитательной работы, выполнение производственного плана, заработок и др.

Кроме непосредственного взаимодействия «лицом к лицу», практически весь спектр общения осужденных с внешним миром осуществляется через начальника отряда: переписка с родственниками, организация свиданий, запросы в различные инстанции, регистрация актов гражданского состояния, различные выплаты осужденным через бухгалтерию и многое другое.

Кроме того, начальник отряда организует мероприятия по профилактике и раскрытию преступлений в местах лишения свободы: осуществлять изъятие предметов, запрещенных для хранения и использования, проводить служебное расследование. Чтобы успешно выполнять свои функциональные обязанности, он должен изучать и понимать психологические особенности осужденных, выявлять среди них лидеров, контролировать процессы образования неформальных групп с отрицательной направленностью, знать способы их разобщения, вовлекать осужденных в просоциальную деятельность, вести с ними беседу, диалог и дискуссию, применять на практике средства и методы психологической коррекции поведения, проводить работу по подготовке осужденных к жизни на свободе.

Другим важным видом деятельности в пенитенциарных учреждениях является оперативная и режимная. Сотрудники этих служб используют средства и методы специальной деятельности, проводят дознание и неотложные следственные мероприятия, проводят работу по ликвидации группировок отрицательной направленности, осуществляют розыск лиц, совершивших побег, проводят обыски, досмотры осужденных, помещений и территорий, взаимодействуют с подразделениями охраны по организации надзора за осужденными, используют тактические приемы, силы и средства при ликвидации чрезвычайных ситуаций (массовых беспорядков, неповиновение администрации, захватов заложников).

Другую большую категорию личного состава пенитенциарного учреждения составляет инженерно-технический персонал, непосредственно занятый решением производственных задач. Он комплектуется, как правило, за счет специалистов, окончивших гражданские высшее и средние учебные заведения.

Кроме специальных знаний и умений, связанных с особенностью организации трудовой деятельности осужденных, инженерно-технический персонал должен помочь определенной категории осужденных выбрать профессию и овладеть специальностью, сформировать мотивацию к труду.

В сферу компетентности работников производства входит, помимо этого, и изучение индивидуально-психологических особенностей осужденных, а также принятие мер по предупреждению преступлений на рабочих местах. При решении этих задач персонал координирует свои усилия с теми сотрудниками пенитенциарного учреждения, которые обеспечивают режим содержания и процесс исправления осужденных.

В силу специфики служебной деятельности весь личный состав должен быть также готов к мероприятиям по борьбе с массовыми эксцессами, проведение операций по освобождению заложников, использовать табельное средство связи, владеть личным оружием и приемами самозащиты, управлять транспортными средствами, оказывать первичную медицинскую помощь.

В пенитенциарном учреждении существует много должностей, отражающих разнообразные направления его деятельности: оперативной, службы безопасности, воспитательной, инженерно-технического обеспечения и др. Вместе с тем существует основание, объединяющее всех сотрудников и позволяющее выделить общие для всех них функций. К числу таких общих функций можно отнести: исследовательско-диагностическую; организаторскую; педагогическую (собственно воспитательную); психологического сопровождения и прогнозирования поведения осужденных.

Большое значение в служебном взаимодействии приобретают личностные требования, которые сотрудники предъявляют к коллегам по совместной работе. Исследования показывают, что у успешно работающего руководителя следующий перечень профессиональных качеств: компетентность;

требовательность и справедливость;

умение работать с людьми;

принципиальность;

порядочность (воспитанность, честность, этичность);

знание подчиненных;

умение видеть перспективу;

самокритичность;

обязательность.

Эффективно работающий рядовой сотрудник характеризуется следующими профессиональными качествами: профессионализм; исполнительность; совместимость в работе с коллегами; готовность к взаимопомощи; дисциплинированность; соблюдение субординации; трудолюбие; порядочность; добросовестность; самокритичность; инициативность.

Процесс взаимодействия, его успешность, в определенной мере, зависят от того насколько конкретный сотрудник соответствует образу требований другого, предъявляемого как к деятельности так и личности человека, занимающего определенную должность. Сам процесс контакта связан с взаимным психологическим влиянием сотрудников друг на друга, оценкой их результативности и корректировкой дальнейшего поведения.

В качестве мер, направленных на совершенствование деятельности персонала учреждений выделяют, две основные разновидности. Одни сводятся к организации самой деятельности, ее планированию, техническому оснащению, улучшению условий и режима службы, другие связаны с личностными профессиональными особенностями: повышение профессионального мастерства, получение соответствующего образования и т.п.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании всего выше сказанного можно сделать следующие выводы.

Масштабное реформирование уголовно-исполнительной системы (УИС) обусловливает повышенные требования к уровню профессиональной подготовленности сотрудников, во многом определяющему решение служебных задач. При этом особое внимание уделяют формированию сотрудника новой формации, высококвалифицированного, образованного, юридически грамотного, воспринявшего идеи реформирования системы. Свод профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника УИС подчеркивает важность воспитания качеств личности, соответствующих нормам общечеловеческой и профессиональной морали. В современных социально-экономических и политических условиях одним из наиболее важных направлений реформирования уголовно-исполнительной системы является совершенствование ее образовательной политики. Отбор и подготовка кадров, их правовая и социальная защита, совершенствование воспитательной работы с ними представляют собой важные направления управленческой деятельности в УИС.

Успешное выполнение стоящих перед УИС задач напрямую связано с формированием у сотрудников высоких профессионально-нравственных качеств, укреплением морально-психологического климата, дисциплины и законности в служебных коллективах.

Воспитание работников осуществляется на основе многовековых нравственных устоев, традиций УИС, патриотизма.

В организации духовно-нравственной воспитательной работы с сотрудниками активно должна использоваться профессиональная подготовка.

Ряд ученых полагают, что профессиональная подготовка с сотрудниками охватывает практически всю нематериальную сферу служебной и личной жизни, а именно:

а) включает в себя все виды индивидуального воздействия: правовое, патриотическое, нравственное, эстетическое и др.;

б) распространяется на все стороны жизни и деятельности сотрудника как равноправного члена общества в целях реализации его социально-правовых, культурных потребностей, норм, прав и гарантий;

в)всю сферу духовной деятельности сотрудника, все уровни его психики: сознательный (рациональный), эмоционально-чувственный и подсознательный (инстинктивный)66.

Важным направлением совершенствования духовно-нравственного воспитания является оптимизация его содержания, что включает:

постановку правильно разработанных целей и задач духовно-нравственного воспитания;

совершенствование практической организации духовно-нравственного воспитания;

оптимизация методики и умелое применение методов духовно-нравственного воспитания;

создание необходимых условий для достижения его эффективности.

Таким образом, вырисовывается важнейшая и актуальная для УИС проблема – проблема совершенствования духовно-нравственного воспитания сотрудников. Ее решение имеет большое практическое и методологическое значение для создания принципиально нового действующего, образа сотрудника УИС, направленное на повышение высокой боевой готовности. Но без непосредственной поддержки государства, общества результаты воспитания не могут быть успешными.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Андреев О.В. Профессиональная этика сотрудника уголовно-исполнительной системы: учеб. пособие / О.В. Андреев, М.И.Алексеев. – Владимир, 2007. – 330 с.

2. Берсенева Т.А. Духовно-нравственные ценности и ориентиры в мировоззрении старшеклассников и учителей: Монография / Т.А. Берсенева. - СПб: Академия постдипломного педагогического образования, 2004. – 270 с.

3. Проблемы реформирования уголовно-исполнительной системы и подго­товки персонала: Материалы междунар. науч практ. конф. - Рязань, 2008. – 440 с.

4. Степанов Р.Ю. Воспитательная работа как вид профессиональной деятельности сотрудников учебных центров ФСИН России / Р.Ю. Степанов // Молодой ученый. - 2016. - №17. - С. 167-169.

5. Теория и методика профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы: Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. В.А. Уткина. - Томск: Изд-во «ДИВО», 2006. – 220 с.

6. Федорова Е.М. Духовно-нравственное воспитание сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе профессиональной подготовки: Учебное пособие / Е.М. Федорова. – М.: НИИ ФСИН России, 2007. - 90 с.

7. Этика сотрудников правоохранительных органов: учебник. - М.: Щит-М, 2012. – 330 с.


[1] Степанов Р. Ю. Воспитательная работа как вид профессиональной деятельности сотрудников учебных центров ФСИН России // Молодой ученый. - 2016. - №17. - С. 167

[2] Федорова Е.М. Духовно-нравственное воспитание сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе профессиональной подготовки: Учебное пособие. – М.: НИИ ФСИН России, 2007. - С. 43

[3] Андреев О.В., Алексеев М.И. Профессиональная этика сотрудника уголовно-исполнительной системы: учеб. пособие. – Владимир, 2007. – С. 41.

[4]

[5]

[6] Журнал «Преступление и наказание» № 10-2008г. с.3

[7]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: