ВОПРОС 1. СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ УИС




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ВОПРОС 1. СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ УИС.. 4

ВОПРОС 2. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ СЛУЖЕБНОГО КОЛЛЕКТИВА.. 7

ВОПРОС 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИЗАЦИИ УИС: НАПРАВЛЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫИ ПЕРСПЕКТИВЫ.. 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 23


ВВЕДЕНИЕ

В переломные годы конца XX - начала XXI вв. особенно отчетливо проявились последствия процесса девальвация духовности и нравственности в нашей стране. Проблемы духовно-нравственного воспитания, безусловно, касаются и основ деятельности уголовно-исполнительной системы (УИС).

Задача упрочения духовно-нравственных основ службы закрепляется нормативными документами ФСИН России и ставится не только перед сотрудниками подразделений по работе с личным составом, но перед всем персоналом УИС.

Актуальность постановки задач нравственного воспитания сотрудников УИС подчеркивается также тем фактом, что в документах ООН и ЮНЕСКО последних лет серьезное внимание обращается на необходимость распространения в обществе идеалов гуманизма, мира и согласия, уважения прав и основных свобод человека, его чести и достоинства, приверженности целям гармоничного, всестороннего, полноценного развития личности. Эти требования непосредственно касаются и процесса исполнения наказаний в России. Знание и выполнение международных стандартов обращения с осужденными и заключенными под стражу является одними из важнейших требований к сотрудникам УИС2, выполнять которые в полной мере невозможно без определенного уровня развития духовно-нравственной сферы личности.

Задача упрочения нравственных основ службы ставится не только перед сотрудниками подразделений по работе с личным составом, но и перед всем персоналом УИС. Актуализацию нравственного идеала в самосознании сотрудников следует рассматривать в качестве важнейшего условия мобилизации их профессиональных, творческих сил, а также как фактор духовной безопасности общества.

Цель контрольной работы рассмотреть нравственное воспитание работника УИС.

ВОПРОС 1. СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ УИС

 

Специфика деятельности УИС, в том числе постоянное общение с осужденными к лишению свободы, нередко содержит в себе элементы отрицательного воздействия, вследствие этого происходит профессиональная деформация. Она выражается в утрате сотрудником истинного представления о нравственном смысле своей профессии, притуплении чувства профессионального долга, повышении восприимчивости к отрицательным мотивам.

В связи с этим особую значимость приобретает необходимость совершенствования нравственного воспитания сотрудников, особенно на этапе профессиональной подготовки, так как именно здесь закладываются моральные основы будущей служебной деятельности. Нравственное воспитание предусматривает оказание воздействия на сознание, чувства и волю слушателей в целях формирования и развития этических норм и правил поведения, соответствующих требованиям к сотрудникам УИС в современных условиях. Содержание нравственного воспитания нацелено на вооружение знаниями о предъявляемых требованиях со стороны государства и общества к их профессиональному и нравственному облику, а также формирование и осознание личностного смысла моральных принципов и норм, позволяющих предотвращать негативные действия и поступки, формировать профессиональные нравственные чувства (ответственность, гордость, доблесть)[1].

Нравственнее воспитание сотрудников ФСИН России будет эффективным, если: научно обоснованное педагогическое руководство процессом обеспечивается с учетом его специфики и при реализации принципов как основополагающих требований; стимулируется повышение уровня педагогической компетенции и нравственной культуры сотрудников, состоящих на должностях командно-преподавательского состава, что обусловлено замещением их лицами, служившими в исправительных учреждениях и не имеющими опыта педагогической работы; активно применяются методы нравственного воспитания как наиболее оптимальные способы решения образовательных задач; максимально используются воспитательные возможности учебной группы как коллектива, педагогическая деятельность которого организуется на основе нравственных ценностей и отношений; усиление направленности содержания учебного материала осуществляется с позиций значимости нравственного воздействия на сотрудников.

Духовно-нравственное развитие личности сотрудника УИС — это процесс духовного роста и самоопределения личности на основе формирования высших гуманистических идеалов и ценностей и способности осознанного нравственного целеполагания. Духовно-нравственное воспитание сотрудника УИС - это целенаправленный педагогический процесс, организуемый в рамках системы начального, высшего и послевузовского профессионального образования и профессиональной подготовки, а также в процессе воспитательной работы с сотрудниками, в результате которого происходит включение объекта воспитания в систему высших гуманистических идеалов и ценностей, приобщение к достижениям науки и культуры, творческое раскрытие деятельностных способностей и сущностных сил сотрудника, его свободное самоопределение и саморазвитие в соответствии со сформированным духовно-нравственным идеалом.[2]

Система профессионального образования ответственна за уровень и качество образованности, профессионального мастерства, профессионального развития и воспитания, то есть за формирование высокой профессиональной культуры личного состава УИС. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности сотрудника естественным образом вписывается в этот процесс. Одна из особенностей профессиональной культуры состоит в том, что широкий смысл этого понятия предполагает его восприятие в единстве материального и духовного, в сложном взаимодействии и взаимовлиянии всех явных и скрытых, осознаваемых и неосознаваемых элементов. Более узкий смысл охватывает только духовную часть культуры: правила поведения, этические нормы, традиции, профессиональные мифы и легенды, являющиеся регулятором поведения сотрудников. Важно, что в гармонично сформированной профессиональной культуре и материальные, и духовные аспекты должны быть одинаково высоки. Поэтому профессиональная культура сотрудников УИС должна формироваться на основе духовно-наукоемкой культуры, подразумевающей интеграцию высших достижений науки и культуры, духовности и рациональности, что позволит преодолеть неизменно возникающие противоречия между духовными и материальными идеалами и ценностями, создать гармоничное равновесие этих нераздельных жизненных сфер.

Основными задачами нравственного воспитания сотрудников УИС можно считать следующие[3]:

- формирование у сотрудников нравственного идеала и системы ценностей, основанных на высших гуманистических идеалах и принципах, гармония в ином сочетании духовных и материальных ценностей и потребностей;

- развитие чувства личной ответственности за свои действия, готовности и способности к самостоятельному нравственно ответственному поведению;

- активизация и поддержка процессов самоактуализации личности сотрудника, раскрытия и реализации креативных (творческих) и нравственных потенциалов, обретения высших смыслов своей жизнедеятельности;

- помощь в социализации, достижении гармоничного соотношения внутреннего, духовного мира сотрудника и окружающего его социума, осознании этических смыслов профессиональной деятельности, нахождении своего места в обществе.

Несмотря на то, что на личностном уровне реализация данного процесса осуществляется исключительно индивидуально и со стороны может быть оценена весьма субъективно, все же, исходя из поставленных задач можно выделить критерии духовно-нравственного воспитания и развития личности сотрудника УИС:

- выраженные духовные потребности в структуре личности, фиксируемые характером ценностных ориентаций, наличием интереса к этическим проблемам, нравственной направленностью личности, способностью к этико-педагогической рефлексии;

- гармоничное соотношение форм креативной и воспроизводящей (потребляющей) активности личности;

- социально ориентированный тип межличностных коммуникаций, что на личностно-психологическом уровне обеспечивается эмпатией, эмоциональной отзывчивостью, «резонансностью» по отношению к нравственно отягощенным событиям;

- выраженное чувство ответственности как определяющей личностной детерминанты, готовности и способности к самостоятельному нравственно ответственному поведению.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: