ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.




ЗАДАНИЕ

По дисциплине «СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ»

С распределением общего бюджета времени в часах студентам

Очной формы обучения

по направлению «Государственное муниципальное управление »

срок обучения 4 года (на базе среднего (полного) общего образования)

по учебному плану 2013 г.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Контроль за успеваемостью студента на протяжении периода изучения по дисциплине строится на основе бально-рейтинговой системы оценки знаний, умений и навыков студента. При успешном овладении учебной дисциплиной студент получает определенное количество баллов.

Успешность изучения курса оценивается суммой набранных за все виды учебной работы баллов (из 100 возможных).

При определении общего количества баллов за изучение дисциплины «Социальная антропология» учитываются две составляющие: первая - баллы, начисляемые за работу студента в течение семестра (не более чем 70 баллов); вторая – баллы, начисляемые по результатам контроля – зачета, экзамена (до 30 баллов).

Элементы оценивания работы студента представлены в таблице 1.

Таблица 1

Формирование рейтинговой оценки по дисциплине (Рд)

Характеристика вида учебной работы Балл(ы) за одно занятие, вид учебной работы Общая сумма баллов за семестр (блок)
1. Посещение учебных занятий    
Посещение лекции    
Посещение практических занятий    
2. Работа на учебных занятиях    
Работа на практических занятиях До 3  
3. Самостоятельная работа    
Написание реферата До 5  
4. Текущий контроль    
Тест До 4  
Сумма баллов по результатам текущей работы студента    
5 Промежуточная аттестация    
Зачет    
ИТОГО    
6. Премиальные баллы    
Доклады (сообщения) на научно-практических конференциях. Участие в олимпиадах и др.    

Дополнительные «премиальные» баллы за написание рефератов, участие в олимпиадах, научных студенческих конференциях и т.п. аннулируются, если результат на экзамене, зачете не превышает 25 баллов.

Результаты текущей успеваемости доводятся преподавателем до студентов заблаговременно. Студенты имеют право повысить результаты текущей успеваемости прохождением промежуточной аттестации по данной учебной дисциплине.

Студент допускается к экзамену, набрав не менее 50 баллов по результатам текущего контроля.

Балльная оценка ответа студента на экзамене (зачёте) представлена в таблице 2.

Таблица 2

Бальная оценка ответа студента на экзамене (зачете).

Полнота ответа на вопросы билета Оценка по 30-балльной шкале
Получены полные ответы на все вопросы билета 25 – 30
Получены достаточно полные ответы на все вопросы билета 18 – 24
Получены неполные ответы на все или часть вопросов билета 11 – 17
Не получены ответы на вопросы билета  

В таблице 3 представлена шкала для оценивания учебных достижений студента по дисциплине, завершающейся экзаменом или дифференцированным зачётом.

Таблица 3

Шкала для оценивания учебных достижений студента по дисциплине, завершающейся экзаменом или дифференцированным зачётом.

Оценка ECTS
Название Сумма баллов Числовой эквивалент Буквенное обозначение
отлично 91 – 100   A
очень хорошо 84 – 90   B
хорошо 74 – 83   С
удовлетворительно 68 – 73   D
посредственно 61 – 67   E
неудовлетворительно 0 – 60   Fx
  F*

 

* - без права пересдачи.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

 

Тема 1. «Теоретические основы социальной антропологии как науки и учебной дисциплины». (2 часа).

Предметно – объектная область социальной антропологии. Методы социальной антропологии и основные понятия. Связь социальной антропологии с другими науками. Основные парадигмы и научные школы социальной антропологии.

 

 

Тема 2. «Прикладная антропология». (2 часа)

Определение прикладной антропологии, её методология и методы. История становления прикладной антропологии как науки. Этапы развития и институционализация прикладной антропологии на Западе и в Европе. Прикладная антропология в России: особенности становления.

 

Тема 3. «Антропогенез: вопрос возникновения видовой специфичности человека». (4 часа).

Специфика человека как биологического вида: сходство и отличия человека от животного. Место человека в структуре живого мира. Эволюция человека. Социальные и физиологические характеристики человека на различных стадиях эволюции. Эволюция цивилизации. Классификация эволюционных эпох. Стадии развития общества.

 

Тема 4 «Человек как биосоциокультурная система». (4 часа).

Исторический экскурс представлений о человеке: проблема сущности человека в античную эпоху, в Средневековье, в Новое время, в XIX веке. Духовное и телесное начало в человеке. Дуализм социального и индивидуального начал в человеке. Соотношение социального и биологического в человеке. Биологизаторский и социологизаторский подходы к проблеме человека. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность». Синергетический подход к проблеме человека. Самоопределение человека в его целостности и индивидуальности. Проблема выживания и устойчивого развития человечества как интегративное выражение глобальных проблем современности.

 

Тема 5. «Социально-антропологические аспекты проблемы жизни, смерти человека». (4 часа).

Социально-антропологический смысл жизни как способа бытия человека и как способа сопротивления смерти. Здоровье человека. Проблема активного долголетия.

История и динамика продолжительности жизни в России за последние 10 лет.

Право на жизнь и право на смерть. Смерть как социально-антропологическая проблема. Осознание собственной смертности и страх смерти как подлинно человеческие качества. Историческая вариативность отношения к смерти. Бессмертие как форма отрицания смерти. Смерть Другого. Проблема самоубийства и эвтаназия. Социально-психологическая природа процесса умирания.

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

 

Практическое занятие № 1. «Современные направления социально-антропологического знания». (2 часа).

1. Медицинская антропология.

2. Феминистская антропология.

3. Организационная антропология.

4. Городская антропология.

Литература:

1. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальная антропология: учебное пособие / Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов. – Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 416 с.

2. Рогожова Н.А. Социальная антропология: Электронный курс: - СПб., СПбАУЭ. 2011.

 

Практическое задание №2 «Цивилизации в истории человечества». (2 часа).

1. Цивилизация как социокультурная форма совместной жизнедеятельности людей.

2. Основные концепции цивилизаций:

a) Представления египтян;

b) Представления в античную эпоху (Платон, Аристотель, Фукидид, Геродот);

c) Средневековые представления (Августин Блаженный, Вико);

d) Воззрения эпохи Просвещения (Ж. – Ж. Руссо);

e) Суждения о цивилизации в Новое время (Гегель, И. Кант);

f) Представления о цивилизации в XIX – начале XX вв. (О. Конт, К. Маркс, М. Вебер).

g) Современные представления о цивилизации (Т. Парсонс, Э. Гидденс, Ж. Бодрийяр)

Литература:

1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. М., 2002. Т.3, гл.3.

2. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

3. Великолепие исчезнувших цивилизаций. М., 2004.

4. Рогожова Н.А. Социальная антропология: Электронный курс: - СПб., СПбАУЭ. 2011.

5. Минюшев, Ф.И. Социальная антропология: учебное пособие / Ф. И. Минюшев. – М.: Академический проект; Фонд "Мир", 2004. – 288 с.

6. Человек и современный мир. М., 2002.

7. Островский А.В. история цивилизаций. СПб., 2000.

 

Практическое занятие № 3 «Человек – творец и творение культуры». (2 часа)

1. Факторы становления современного человека.

2. Гипотезы о возникновении и развитии сознания.

3. Человеческое разнообразие и его факторы.

4. Группы и общности человечества.

Литература:

1. Рогожова Н.А. Социальная антропология: Электронный курс: - СПб., СПбАУЭ. 2011.

2. Елисеев О.П. Культурная антропология. М., 2003. Гл.2.

3. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

4. Очерки социальной антропологии. СПб., 1995.

5. Минюшев, Ф.И. Социальная антропология: учебное пособие / Ф. И. Минюшев. – М.: Академический проект; Фонд "Мир", 2004. – 288 с.

6. Айзенк Г., Кэмпин Л. Природа интеллекта. Битва за разум. М., 2002.

7. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. М., 2002.

 

Практическое задание № 4. «Определение свободы в социальной антропологии». (4 часа).

1. Подходы к определению понятия свободы в социально-антропологическом знании.

2. Признаки свободы, её ценность и цена.

3. Объективные и субъективные критерии свободы.

4. Типы свободы: физическая, интеллектуальная и моральная (А. Шопенгауэр); внешняя и внутренняя свобода. Свобода «от» и «для».

5. Соотношение понятий «свобода», «ответственность» и «вседозволенность».

6. Свобода и отчуждение.

7. Проблема «обреченности» на свободу.

8. Свобода выбора.

Литература:

1. Рогожова Н.А. Социальная антропология: Электронный курс: - СПб., СПбАУЭ. 2011.

2. Минюшев, Ф.И. Социальная антропология: учебное пособие / Ф. И. Минюшев. – М.: Академический проект; Фонд "Мир", 2004. – 288 с.

3. Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии: электронный ресурс: https://sbiblio.com/biblio/archive/alfred_metod/default.aspx. 2001.

4. Кравченко, А.И. Социальная антропология: учебное пособие / А. И. Кравченко. – М.: Академический проект, 2005. – 650 с.

 

Практическое задание № 5 «Игра как форма жизни». (2 часа).

1. Антропологическое понимание игрового действия. Природа игры.

2. Классификация игр и тенденции их развития.

3. Формирование игрообразующей силы в культуре.

4. Соотношения игры, социального портрета человека и сего стиля жизни.

Литература:

1. Рогожова Н.А. Социальная антропология: Электронный курс: - СПб., СПбАУЭ. 2011.

2. Минюшев, Ф.И. Социальная антропология: учебное пособие / Ф. И. Минюшев. – М.: Академический проект; Фонд "Мир", 2004. – 288 с.

3. Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии: электронный ресурс: https://sbiblio.com/biblio/archive/alfred_metod/default.aspx. 2001.

 

Практическое задание № 6. «Антропологическое содержание любви и основные формы ее проявления» (2 часа).

1. Феномен любви: его сущность, виды и ценность.

2. Специфика объекта любви.

3. Сексуальная сущность человека и сексуальная культура. Слагаемые сексуальной культуры

Литература:

1. Рогожова Н.А. Социальная антропология: Электронный курс: - СПб., СПбАУЭ. 2011.

2. Минюшев Ф.И. Социальная антропология: электронный ресурс: https://sbiblio.com/BIBLIO/archive/sozialnaja_antropologija/default.aspx. 1997.

3. Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии: электронный ресурс: https://sbiblio.com/biblio/archive/alfred_metod/default.aspx. 2001.

 

Практическое задание № 7. «Социально-антропологическое объяснение и происхождение труда. Место и роль знания в жизни человека». (4 часа).

1. Способность к трудовой деятельности, как отличительный признак человека от животного.

2. Проблема соотношения «человек-труд».

3. Эволюция труда.

4. Отчуждение труда (теории Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса).

5. Культура труда и производства.

6. Проблемы и аспекты трудовой деятельности современной России.

7. Знание как исторический и биографический фактор результативности труда.

8. Эволюционная природа разума.

9. Гены, мозг и информационая емкость человека.

10. Научное, ненаучное знание и социальное знание.

Литература:

1. Рогожова Н.А. Социальная антропология: Электронный курс: - СПб., СПбАУЭ. 2011.

2. Минюшев, Ф.И. Социальная антропология: учебное пособие / Ф. И. Минюшев. – М.: Академический проект; Фонд "Мир", 2004. – 288 с.

3. Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии: электронный ресурс: https://sbiblio.com/biblio/archive/alfred_metod/default.aspx. 2001.

4. Кравченко, А.И. Социальная антропология: учебное пособие / А. И. Кравченко. – М.: Академический проект, 2005. – 650 с.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ.

Учебным планом изучения данной дисциплины предусмотрено самостоятельное изучение теоретического материала. Целью организации самостоятельной работы по дисциплине «Социальная антропология» является: углубление и расширение знаний в сфере социально-антропологического учения; формирование навыка и интереса к самостоятельной деятельности; овладение навыками работы с персональным компьютером на высоком пользовательском уровне, формирование общекультурных и профессиональных компетенций.

Самостоятельная работа реализуется:

1. непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях;

2. в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей и т.д.;

3. в электронной образовательной среде СПБУУЭ;

4. в индивидуальной работе при выполнении студентом учебных и творческих задач.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: